Стратегией развития ОАО "РЖД" до 2030 года намечена поэтапная трансформация холдинга в современную высокоэффективную транспортно-логистическую компанию. Ключевое место в этом процессе отведено дочернему обществу "РЖД Логистика", которое было создано в 2010 году. О достижениях компании, о перспективах развития рынка транспортно-логистических услуг, о также о конкуренции с автоперевозчиками газете "Гудок" рассказал Денис Мазурин, директор по развитию ОАО "РЖД Логистика".
- Скажите, с чего начиналась "РЖД Логистика" четыре года назад и чего за это время она достигла?
- Начинали с малого - с экспедирования грузов.
И это вполне объяснимо, поскольку не было опыта, соответствующих кадров, наработанных связей. Да и обороты были небольшими. Например, в 2010 году мы отгружали всего около 3 тыс. вагонов в месяц, а количество операций не превышало трёх-четырёх. Но для начинающей компании это было неплохим результатом. А сегодня мы ежемесячно отгружаем до 80 тыс. вагонов, а количество услуг приблизилось к 150. Выросла и клиентская база. Нашими услугами пользуются такие промышленные гиганты, как ЕВРАЗ, "Сибирский Антрацит", "СДС-Уголь", "Сибуглемет", СУЭК и другие.
Например, первый этап сотрудничества с нашим главным партнёром - холдингом "ЕВРАЗ" - мы начинали с анализа логистики существующих грузопотоков на предприятии, искали точки оптимизации. И вот результат нашей работы: по итогам января - августа 2014 года грузооборот "ЕВРАЗ НМТП" (Находкинский морской торговый порт) составил 3,4 млн тонн угля, что на 42% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
- Как за эти годы изменились рынок и запросы клиентов?
- Если раньше мы ограничивались транспортировкой грузов, складированием и экспедированием, то теперь речь идёт о предоставлении целого комплекса услуг.
И это требование наших клиентов. В настоящее время ОАО "РЖД Логистика" реализует масштабный проект, аналогов которому в холдинге ещё не было. Компания оказывает комплекс услуг по организации процессов, связанных с доставкой сырья и вывозом готовой продукции для крупнейшего в мире завода по производству крупного листового стекла "Гардиан стекло Ростов" (город Красный Сулин, Ростовская обл.). К реализации проекта компания приступила в июле 2012 года, получив контракт на оказание услуг внешней off-site-логистики. А в июле 2013 года был заключён новый контракт на организацию внутренней on-site-логистики непосредственно на территории предприятия. Таким образом, "РЖД Логистика" управляет движением сырья и готовой продукции завода и при этом выполняет операции, связанные с подачей-уборкой вагонов.
Наша компания не только выступает в качестве грузоотправителя и грузополучателя, но и обеспечивает подвижным составом. В комплекс услуг входят также предоставление штата квалифицированных работников - приёмосдатчиков, машинистов локомотива, составителей поездов, маневровых диспетчеров, операторов, содержание и ремонт пути необщего пользования, оформление перевозочных документов, взаимодействие с перевозчиком и таможенными органами. Обслуживание завода собственным локомотивом и составительской бригадой с правом выезда на пути станции позволяет осуществлять почасовое планирование подачи вагонов с определённым сырьём под выгрузку.
Мы уже не зарабатываем деньги на перевозке грузов - это задача перевозчиков. Доходы компании формируются за счёт оптимизации издержек грузоотправителя и грузополучателя на всём пути следования груза.
- Пользуетесь ли вы другими видами транспорта?
- Наша главная задача как дочернего предприятия ОАО "РЖД" - привлечь как можно больше грузов и клиентов на железные дороги.
В то же время мы готовы сотрудничать и с другими перевозчиками, например автотранспортниками, речниками, если того потребуют интересы наших клиентов.
- Как вы относитесь к тому, что некоторые грузоотправители предпочитают пользоваться автотранспортом, поскольку это быстрее, удобнее и дешевле. Получается, железные дороги проигрывают конкуренцию в отдельных сегментах?
- Рынок есть рынок, каждый сам выбирает себе перевозчика. В этой связи приведу свежий пример из нашей практики. У нас был клиент - солидная компания со своими подъездными путями длиною почти 40 км, что было очень удобно для подвоза и вывоза готовой продукции. Представляете, какой капитал - эта инфраструктура?! И вдруг грузоотправитель отказался от услуг нашей компании и перешёл к автотранспортникам, мотивируя своё решение тем, что у них перевозки дешевле, а значит, выгоднее. При этом они совершили, на мой взгляд, необдуманный шаг - взяли и разобрали все пути, сдав рельсы на металлолом. Прошло время. Цены на топливо выросли, изменились и тарифы на услуги автоперевозчиков: они увеличились. И стало уже не так выгодно ими пользоваться. Компания готова к нам вернуться, но услуги на организацию их внутренней логистики будут, понятно, стоить уже выше из-за отсутствия подъездных путей. Это к вопросу о дешевизне автоперевозок. Ситуацию надо просчитывать вперёд, учитывая все факторы и риски.
-Высказываются мнения, что транспортно-логистический рынок будет подталкивать компании и перевозчиков к созданию альянсов и прочих объединений со смежниками для решения задач по доставке грузов. Иными словами, автоперевозчики скоро будут вам не конкуренты, а партнёры. Вы согласны с такой постановкой?
- Нет, не согласен. Мы конкурируем с автоперевозчиками. И конкуренция эта довольно острая.
Раньше заказывали автотранспорт для перевозки грузов на расстояние до 1500 км, сегодня речь идёт уже о 2000-2500 км.
Это серьёзное расстояние для автомашины, учитывая нелучшее состояние нашей дорожной инфраструктуры.
Задача у нас одна - перевозка грузов. Но её выполнение существенно отличается. Конкуренция уже заложена в принципах построения работы с клиентом. Поясню:
если клиент может заказать машину одним звонком диспетчеру и расплатиться наличными, то сформировать поезд таким методом по желанию грузовладельца не удастся.
На железной дороге всё куда сложнее. Мы работаем открыто, прозрачно, без каких-либо серых схем. Следовательно, и начинать следует с заявки и далее идти по инстанциям. Очень часто клиент и не хочет вникать во все тонкости перевозочного процесса, он готов заплатить деньги дополнительно, чтобы получить качественную комплексную услугу. А наша задача - такую услугу ему предоставить.
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития рынка транспортно-логистических услуг в условиях экономического кризиса и санкций, введённых в отношении России?
- Как ни парадоксально это прозвучит, но перспективы хорошие. Санкции санкциями, а крупные предприятия всё равно будут работать, производить свою продукцию, поэтому надо возить грузы. Но
если раньше многие крупные холдинги сами занимались логистикой, то сейчас в целях минимизации расходов им придётся от этого отказаться, передав эту функцию профильным компаниям,
например нам. Так что рынок транспортно-логистических услуг, может, и не будет очень бурно расти, но и не упадёт, сохранив определённую стабильность. Резких падений не будет. Таков наш прогноз, и я полагаю, что он сбудется.
Фото: infranews.ru