← Логистика, грузы

"Совфрахт" видит перспективы в стагнирующем рынке

Российский рынок находится если не в стадии рецессии, то, по крайней мере, в стагнации. Сокращаются и объемы производства, и объемы потребления - на всех уровнях. Означает ли это, что рынок логистики и транспорта тоже впадет в кому? Как операторские компании справляются с сокращением грузопотока? Мы обсудили эту ситуацию с Председателем совета директоров ОАО "Совфрахт" Александром Ивановым.

- Александр Александрович, "Совфрахт" опубликовал отчетность за 9 месяцев 2014 года, в которой отразил прирост основных показателей. Какие планы на следующий год? Удастся ли компании, на ваш взгляд, в условиях столь сложного рынка сохранить положительную динамику развития?
Александр Иванов: - В целом прогноз ГК "Совфрахт-Совмортранс" на 2015 год является скорее оптимистичным. Несмотря на ряд негативных тенденций, мы  планируем сохранить объемы перевозки в сегменте железнодорожного транспорта, поскольку добыча энергоносителей и нефтепереработка в любых экономических реалиях сохранят относительно стабильные темпы, как это было в кризисный период 2008-2009 гг.
Возможно, произойдет перераспределение грузопотока, и частично изменится география перевозок - например, в случае снижения внутрироссийского потребления нефтепродукты будут переориентированы на экспортное направления. Но кардинальных изменений в работе транспортных компаний это не вызовет. Единственным фактором, который способен повлиять на сложившийся баланс перевозок нефти и нефтепродуктов, может стать запуск новых трубопроводных мощностей. Но это не вопрос одного дня.
Перспективно выглядит и рынок перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов. Сейчас реализуется ряд масштабных проектов модернизации производства, и в будущем это неизбежно определит рост грузопотока: потребуется перевозка нового оборудования, снабжения, сырья. ГК "Совфрахт-Совмортранс" уже участвует в ряде тендеров, связанных с подобными проектами,  и поэтому вполне обоснованно прогнозирует прирост рынка логистики КТГ, в частности, за счет регионов.
- Ваш прогноз выглядит довольно оптимистично. Как же негативные тенденции? Риски?
Александр Иванов: - В прогноз "Совфрахта", разумеется, заложены риски - в первую очередь, они связаны с сегментом автомобильных перевозок.
В 2014 году на российском авторынке зафиксировано существенное - порядка 20% - сокращение объемов импорта и падение уровня продаж автомобилей.
ООО "Бостон-Континенталь",компания, которая осуществляет автоперевозки в периметре ГК "Совфрахт-Совмортранс" и сотрудничает с такими гигантами, как Renault-Nissan и Hyundai-Kia, неизбежно столкнется с серьезными трудностями. Впрочем, благодаря большому опыту антикризисного управления (более 20 успешных бизнес-кейсов) мы планируем  нивелировать негативный эффект за счет перераспределения финансовой нагрузки и усиления других логистических направлений.
- Если говорить о финансовом аспекте вашего бизнеса, насколько сильно на него влияет текущая ситуация с ростом процентной ставки, сокращением ликвидности и т.п?
Александр Иванов - Основной риск - задержка платежей и неисполнение финансовых обязательств со стороны грузоотправителей, которые в сложившейся экономической ситуации могут попытаться переложить часть своих растущих затрат на перевозчиков. "Совфрахт", несмотря на надежную контрактную и клиентскую базу предвидит сложности в части соблюдения сроков и объемов оплаты услуг - по крайней мере, в 1 квартале 2015 года.
Тем не менее, основополагающим для ГК "Совфрахт-Совмортранс" станет тренд активного развития и улучшения производственных и финансовых показателей. На 2015 год компания планирует приобретение транспортных активов, в частности - цистерн, на вторичном рынке. Пока детального плана нет: Группа компаний будет скрупулезно изучить предложение, чтобы выбрать оптимальный вариант, который будет не только соответствовать высоким требованиям качества, но и  удовлетворять приемлемым ценовым критериям, чтобы новый актив стал источником дохода, а не дополнительным бременем.
Справка:
Группа компаний "Совфрахт-Совмортранс" является 3PL-провайдером, предоставляет своим клиентам широкий спектр транспортно-логистических услуг.
Компании Группы обслуживают нефтеперерабатывающие заводы, металлургические компании, предприятия стекольной промышленности, химические и добывающие предприятия.
ГК "Совфрахт-Совмортранс" владеет компанией "Феррум +", оперирующей рудным комплексом в Ильичевском морском торговом порту), пятью предпортовыми контейнерными терминалами (в Санкт-Петербурге, Ильичевске и Одессе). Кроме того, Группа компаний оперирует складами и терминалами хранения легковых автомобилей на правах аренды.
Группа компаний "Совфрахт-Совмортранс" - победитель рейтинга "Логистический оператор России" в номинации "Лучший национальный интермодальный транспортный оператор" в 2010, 2011, 2012 и 2013 гг., вошла в TOP-15 Лидеров рынка логистических услуг России по величине оборота в 2009, 2010 и 2012 гг.