В 16 регионах России начался эксперимент по содержанию дорог с низкой интенсивностью движения под уплотнённым снежным покровом. Тестирование пройдёт сразу на 30 участках федеральных трасс общей протяжённостью более 4500 км. Интенсивность движения на них варьируется от 305 до 1500 автомобилей в сутки, а протяжённость участков составляет от 3 до 366 км.
Впервыеметод содержания автодорог "в снежном накате" использовали в зимний период 2013 - 2014 годов на участке 1408 - 1592 км автодороги Р-21 "Кола" в Мурманской области. Как сообщают в Росавтодоре, эксперимент показал положительные результаты. Анализ аварийности на этом участке за период декабрь 2013 - февраль 2014 годов показал, что общее количество ДТП, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего зимнего сезона снизилось на 25%. Снизилась и тяжесть последствий.
Снежный покров на дороге позволил увеличить срок службы асфальтобетонного покрытия за счёт обеспечения теплоизоляции и сокращения количества переходов через ноль (именно такие температурные колебания особенно разрушительны и опасны для дорог). В результате, как показывает опыт эксплуатации автодорог под снежным покровом в европейских и скандинавских странах, до 30% уменьшаются затраты на ремонт и содержание.
Кроме того, с точки зрения экспертов, такая технология и более экологически безопасна. Большое количество соли оказывает негативное влияние на окружающую среду, приводит к коррозии кузова автомобиля. При содержании дороги в снежном накате, как показали результаты, проведённого на трассе Р-21 "Кола" эксперимента, использование реагентов сократилось до 60%. Например, в этом зимнем сезоне было заготовлено на 45% меньше химических реагентов и на 17% меньше песка.
- Мы планируем продолжать эксперимент, для этого расширили его границы и включили участки других федеральных трасс с низкой интенсивностью движения. От дальнейших результатов будет зависеть возможность применения технологии на всех малозагруженных автодорогах, - отметил начальник Управления эксплуатации автомобильных дорог Павел Ручьёв.
В Росавтодоре уточнили, что метод содержания федеральных трасс под снежным покровом подходит не для всех регионов России. Обязательными условиями образования снежного наката являются стабильные погодные условия в зимний период времени с устойчивыми отрицательными температурами и большим количеством осадков, невысокая интенсивность движения.
- В Центральной части страны, где климат умеренный и федеральные трассы отличаются большой интенсивностью движения, содержать их в накате и обеспечить при этом безопасное движение транспорта практически невозможно. Поэтому технология больше подходит для северных районов России. Там довольно снежные зимы, а количество автомобилей, проезжающих по автотрассам, в разы меньше, - отметил начальник ФКУ Упрдор "Кола" Валентин Васьков, в оперативном управлении которого находится участок автодороги Р-21 "Кола" по Мурманской области.
Безопасность передвижения по участкам дорог под снежным покровом обеспечивается за счёт повышения шероховатости покрытия из уплотнённого снежного покрова: с помощью специального навесного оборудования нарезаются бороздки, либо создается рифлёная/рельефная поверхность при помощи навесных катков или фрез. Наряду с этим, для повышения коэффициента сцепления проезжая часть обрабатывается комбинированными противогололёдными материалами (соль, природный песок или отсев дробления). Максимальная разрешённая скорость движения на таких участках федеральных трасс снижается относительно скорости, установленной ПДД, на 10 - 20 км/час.
Эксперты подчёркивают, что во многих европейских странах автотрассы с низкой интенсивностью движения уже долгие годы содержатся под снежным накатом. В скандинавских странах такой метод содержания предусмотрен законодательством. При этом, обязательным является наличие шипованных колёс у автотранспортных средств и использование цепей противоскольжения для большегрузного транспорта.
В России пока только разработан соответствующий Регламент, сформированный по результатам эксперимента в Мурманской области. В дальнейшем, учитывая все плюсы использования технологии, опыт европейских стран и итоги российского пилотного проекта, будет рассмотрена возможность, накрыть "снежным ковром" отдельные участки автодорог уже в обязательном порядке.
Эксперимент Росавтодора по содержанию федеральных трасс под уплотнённым снежным накатом продолжится на участках трасс:
А-381 - Подъездная дорога от г. Нарьян-Мар к аэропорту г.Нарьян-Мар (Архангельская область);
А-119 Вологда - Медвежьегорск - автомобильная дорога Р-21 "Кола" (Вологодская область);
А-121 "Сортавала" (Карелия);
Р-21 "Кола" (Мурманская область, Карелия);
А-111 - Подъездная дорога от автомобильной дороги М-10 "Россия" к государственному к государственному комплексу "Завидово" (Тверская область);
1Р-335 "Оренбург-Илек - граница с Республикой Казахстан" (Оренбургская область);
А-156 - Подъездная автодорога от А-155 Черкесск-Домбай - граница с Республикой Абхазия к международному центру отдыха "Архыз"" (Карачаево-Черкесская Республика);
Р-257 "Енисей" (Красноярский край и Республика Тыва);
А-360 "Лена" (Республика Саха (Якутия);
А-361 - Подъездная дорога от автомобильной дороги А-360 "Лена" к границе Китайской Народной Республике (Амурская область);
А-384 - Подъездная дорога от г.Анадыря к аэропорту Анадыря (Угольный) (Чукотский автономный округ);
А-375 "Восток" (Хабаровский край);
Р-504 "Колыма" (Магаданская область);
Р-258 "Байкал" (Забайкальский край);
Р-297 "Амур" (Забайкальский край);
А-331 "Вилюй" (Республике Саха (Якутия) и Иркутской области).
Фото: autooskol.ru