Предприниматель Артур из Бурятии для перевозок бурого угля выбрал самосвалы Scania и МАЗовские двухосные прицепы, которые быстро вышли из строя, впрочем, отработав вложенные в них деньги в процессе интенсивной эксплуатации. Затем бизнесмен заключил договор с ЗАО "Бецема" на поставку самосвального прицепа БЦМ-58.1. Проблемы начались очень скоро. Когда через полгода эксплуатации прицепа водитель сообщил, что болтается поворотный круг, Артур не поверил...
Прежде чем вложить деньги Артур, бывший военный, больше месяца изучал в интернете рынок самосвальной техники. На перевозках бурого угля, где работал его друг, предложивший ему место, использовали в основном праворульные японские и китайские грузовики. Самосвалы круглосуточно и круглогодично возили уголь на станцию погрузки для Гусиноозерской ГРЭС - одного из крупнейших предприятий Республики Бурятия.
Артур выбрал самосвалы Scania. Он был первым из местных перевозчиков, кто решился на такой шаг - приобрести дорогостоящую технику европейского бренда. Решающее значение оказали многочисленные положительные отзывы про надежность и выносливость Scania при работе в районах даже Крайнего Севера. Условия в Бурятии не сильно лучше, решил Артур: летом до +45 под солнцем, зимой - до -47°С. Кроме этого, Артур принял решение возить уголь автопоездами, состоящими из самосвала с прицепом. Такое решение впоследствии себя полностью оправдало, так как из-за роста стоимости топлива в последние годы возить уголь только самосвалами - работать в убыток.
"Питерские" Scania с двигателями 380 л.с. были заказаны в 2011 г. С тех пор каждые 20 тыс. км самосвалы проходят техническое обслуживание у дилера. Летом и в осенне-зимний сезон грузовики смазывают каждые 5-7 тыс. км вместо 10 тыс. - учитывается летняя пыль и весенне-осенняя грязь. Вместе с грузовиками обслуживаются и прицепы. Купить прицепы оказалось труднее, так как продукцию ЗАО "Бецема" или ООО "ИПВ" ("ИнтерПайп Ван") надо было ждать 3-4 месяца. В итоге были куплены МАЗовские двухосные прицепы по цене 600 тыс. руб за штуку.
Если с самосвалами Артур не ошибся, то с прицепами ему не повезло: ломались рессоры и возникали проблемы с мостами. Недостатком рессор была признана их короткая длина (совершенно правильный с инженерной точки зрения "диагноз", порадовали сибиряки). В целом МАЗовские прицепы были признаны непригодными для интенсивной эксплуатации - непрофессиональная техника. Тем не менее, свою невысокую стоимость белорусская техника смогла оправдать.
После выхода из строя мазовских прицепов опять встал вопрос - какой покупать? Изучив рынок российских производителей, Артур остановил выбор на производителе "ИПВ", но опять оказалось, что готовых прицепов нет - их надо заказать и ждать 3-4 месяца. Аналогичный прицеп Бецема, хоть и стоил на тот момент на 200 тыс. руб. дороже, но, как сказали Артуру, ему повезло, так как скоро будет готова очередная партия, и в ней есть свободная единица техники.
Заказывая прицеп, Артур попросил усиленный двухрядный поворотный круг, второе место для крепления запасного колеса: плечо 79 км, а от китайской техники железки по дороге валяются.
Договор с ЗАО "Бецема" на поставку самосвального прицепа БЦМ-58.1 был заключен осенью 2012 г. от имени супруги Артура - индивидуального предпринимателя А. А. Абрамян. На покупку прицепа стоимостью 2 млн 300 тыс. руб. был взят кредит в Сбербанке, который выплачивается до сих пор.
В соответствии с договором, качество поставляемой продукции должно было соответствовать ГОСТ, техническим условиям, нормативно-техническим документам, требованиям завода-изготовителя на эту продукцию. Другими словами, индивидуальному предпринимателю из Бурятии обещался прицеп, соответствующий всем техническим требованиям и способный при этом перевозить 21-26 т груза в кузове объемом 16 куб. м. Другими словами, возя бурый уголь насыпной плотностью 0,95 т/м3, прицеп не перегрузишь. Грузоподъемность оного подтверждалась "Одобрением типа транспортного средства" (ОТТС), выданным органом по сертификации специальных и специализированных автотранспортных средств "САМТ-ФОНД". Прицеп БЦМ-58.1 с VIN X3W8569A0C0000159, согласно товарной накладной, был отгружен покупателю 29 декабря 2012 г.
Эксплуатировался прицеп недолго. Проблемы начались буквально через месяц с небольшим. Сначала не такие серьезные: начали отваливаться брызговики, закрепленные на тонкой трубе, но, учитывая высокую стоимость прицепа, такого быть не должно. Прицеп покупался в надежде, что как и самосвалы будет работать и отрабатывать кредит без особых проблем, а не стоять постоянно на ремонте. Подобное крепление используется на магистральных тягачах, имеющих пневматическую подвеску и легкие пластиковые брызговики. Да и то при эксплуатации по российским дорогам такие крепления часто ломаются. Что тогда говорить про прицеп БЦМ-58.1 с его рессорной подвеской.
Начальник отдела "Бецема" по гарантии заявил, что такого быть не может и, скорее всего, виноваты водители - где-то зацепили. Через два месяца эксплуатации при очередном обслуживании была замечена потеря двух металлических вставок под концы рессор. Тоже пришлось долго доказывать недостаток прицепа. На это ЗАО "Бецема" ответило, что ждет ответа от SAF, так как подвеска - от этой компании. Ждет, между прочим, до сих пор.
Детали подвески SAF, ставшие на дороге "соседями" железок от китайской техники, заменили отечественными, изготовленными на местном радиозаводе. Сибирские детали оказались лучше немецких. Вставки SAF, как показали наблюдения, сделаны из очень хрупкого металла, очень быстро изнашиваются и ломаются возле загиба, из-за чего выпадают. Через два-три месяца вышли из строя оси заднего борта прицепа. Пальцам прицепа Бецема хватило примерно 250 открытий-закрытий борта для того, чтобы износиться. На кузовах грузовиков Scania пальцы заднего борта ремонтировались через полтора года.
Через полгода эксплуатации прицепа БЦМ-58.1, в середине июля, при проведении технического обслуживания водитель сообщил, что болтается поворотный круг. Артур не поверил. Поворотные круги не выходили из строя на мазовских прицепах, а на БЦМ-58.1 заказан двухрядный усиленный - завод не может ошибиться, водители что-то путают. Водители возражали и утверждали, что на прицепе стоит обычный круг и что там усилено - им непонятно. Однако они оказались правы - в середине августа поворотный круг разобрался, обнажив свою однорядную сущность. В ответ на звонок в гарантийный отдел ЗАО "Бецема" последовал стандартный ответ с обещанием решить вопрос.
После того, как вопрос (как, впрочем, и все предыдущие) не решался уже в течение двух месяцев, индивидуальный предприниматель был вынужден обратиться в региональную общественную организацию "Бурятская ассоциация потребителей". Эксперт ассоциации подтвердил несоответствие осматриваемого прицепа договору поставки.
В ответ на претензию предпринимателя, ЗАО "Бецема" ответило, что установленный на прицепе поворотный однорядный шариковый круг производства SAF-HOLLAND S.A. BR-W 12-1 по своим техническим и эксплуатационным характеристикам ничем не отличается от двухрядного усиленного круга BPW DK 90/12.
А поскольку данный прицеп может эксплуатироваться лишь на дорогах I-III категории, то сами виноваты в том, что круг развалился.
Отнесение автомобильных дорог к категориям (I, II, III, IV, V) осуществляется в зависимости от их принадлежности. Магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения и международного сообщения относятся к I-й. Дороги общегосударственного (не отнесенные к I-й категории), республиканского, областного (краевого) значения - к категории II. К категории III относятся автомобильные дороги общегосударственного, областного (краевого) и местного значения. Категорию дороги можно определить по заглавной букве в ее номере - соответственно М, Р, А, К, Н.
Транспортно-эксплуатационные характеристики и потребительские свойства дороги зависят от состояния дорожной одежды. Дороги III, как и прочие дороги регионального значения категории IV, могут иметь дорожную одежду группы Д3: из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими добавками, из дегтебетона. Таким образом, указание ЗАО "Бецема" на то, что прицеп БЦМ-58.1 может эксплуатироваться лишь на дорогах I-III категории, совсем не гарантирует хороших дорог. С другой стороны, для эксплуатации прицепа БЦМ-58.1 закрыты дороги общего пользования, как и для других трехосных прицепов полной массой свыше 24 т. Ездить можно только по разрешениям и при условии компенсации ущерба. При превышении предельно допустимой массы свыше 10 т, но меньше 15 т, при движении по федеральной дороге придется заплатить 550 руб. за 100 км. Повреждение региональных дорог оценивается региональными тарифами.
В информации о продукте - роликовых поворотных кругах - SAF-HOLLAND GmbH компания сообщает: - поворотные круги SAF предназначены для установки на поворотной тележке 2- и 3-осных прицепов, эксплуатируемых при скорости до 105 км/ч; - все данные действительны при эксплуатации прицепов на дорогах с твердым покрытием западно-европейского качества.
Из объявлений по продаже БЦМ-58.1 следует, что на этой модели прицепа устанавливается двухрядный усиленный поворотный круг BPW DK 90/12. Такой круг Артур оговорил в договоре и проплатил. Компания BKK BPW Bergische Achsen KG (Германия) не ограничивает использование своих двухрядных поворотных кругов установкой на двух- и трехосные прицепы, как и не обговаривает соответствие заявленной осевой грузоподъемности только на дорогах Западной Европы и им соответствующих. Девиз, под которым предлагаются двухрядные поворотные круги BPW - "экономия через долговечность".
Компания BPW вообще не выпускает однорядных поворотных кругов.
Такой подход позволяет компании гарантировать долговечность и надежность своей продукции. Обеспечивая за счет двухрядной конструкции максимальную износоустойчивость своих поворотных кругов, компания BPW минимизирует сроки простоя техники на ремонте - одного из важных с экономической точки зрения технико-эксплуатационного параметров автотранспортной техники.
В двухрядных поворотных кругах между верхним и нижним кольцом встроен второй ряд беговых дорожек (подшипник). По сравнению с поворотными кругами, имеющими однорядный шариковый подшипник, поворотные круги с двухрядными подшипниками обеспечивают распределение воздействующей осевой и радиальной нагрузок между рядами подшипника. В двухрядном подшипнике действия момента сил, возникающего при торможении или ускорении, и центростремительные силы, действующие в поворотах, воспринимаются двумя рядами шариков подшипника. Все это позволяет поворотному кругу выдерживать большие нагрузки, обеспечивая длительный срок эксплуатации. Такая конструкция прекрасно себя зарекомендовала за годы применения.
Предписание SAF использовать свои поворотные круги только на двух и трехосных прицепах свидетельствует о том, что они не предназначены для установки на тяжелые прицепы.
Московское представительство SAF дать какие-либо комментарии относительно появления своего круга на специальном прицепе-самосвале БЦМ-58.1 отказалось, заявив, что поскольку ЗАО "Бецема" покупала опорные круги непосредственно в Германии, представительство не отвечает за их использование.
Водители Артура, исходя из своего опыта, считают, что сцепное устройство прицепа БЦМ-58.1 сконструировано неграмотно: дышло закреплено слишком низко по отношению к опорному кругу. Из-за этого, когда самосвал тянет прицеп, передняя тележка выворачивается, и опорный круг идет на разлом. На прицепе Артура из-за того, что дышло закрепили низко на кронштейнах, возникающий момент сил привел к образованию трещин на раме опорного круга.
Интересно, что в соответствии с рисунком в ОТТС, на прицепе БЦМ-58.1 должно стоять изогнутое дышло, которое крепится на уровне опорной рамы поворотного круга. Так же было сделано у МАЗовских прицепов, но у них стояло прямое дышло, не позволяющее разгружать самосвал не отцепив прицеп. Водители где-то нашли и установили изогнутое дышло, решив проблему.
Проблема с прицепом, купленным Артуром, несмотря на очевидность нарушения договора ЗАО "Бецема", так просто не решается - дошло до суда. В суде ЗАО "Бецема" утверждает, что поставило эквивалентный однорядный круг SAF BR-W 12-1, который даже не дешевле, а установка однорядного поворотного круга вместо двухрядного не повлияла на эксплуатационные и технические характеристики прицепа, даже несмотря на то, что в результате прицеп вышел из строя. В этом ЗАО "Бецема" хочет убедить суд всеми средствами. Когда судебный эксперт АНО "Судебная экспертиза" сделал вывод, что это не так, ЗАО "Бецема" заказало рецензию в ИНАЭ-МАДИ. В рецензии эксперты сделали, в том числе, глубокомысленное замечание, что Правила ЕЭК ООН и ГОСТ Р 52281-2004 не регламентируют технические требования к поворотным кругам для прицепов в части двухрядности или однорядности. Естественно, Правила ЕЭК ООН регламентируют технические характеристики, а не конструкционные. Двухрядность или однорядность оговаривает заключенный на поставку прицепа договор с ЗАО "Бецема": так, двухрядный выдерживает большую продольную нагрузку. Многолетняя служба в армии и жизнь в Сибири закалила характер Артура. Ради справедливости он намерен идти до конца и добиться от ЗАО "Бецема", чтобы поворачивалось дышло, а не закон.
Фото: autotruck-press.ru (на фото - разрушившийся поворотный круг)