Этап установки тахографа является ключевым для обеспечения правильной работы и успешной эксплуатации этого контрольного устройства. На сегодняшний день в России все мастерские, осуществляющие работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов, должны быть внесены в Перечень сведений о мастерских ФБУ "Росавтотранс", а их сотрудники - пройти специальное обучение. К сожалению, на практике не каждая мастерская может предложить качественные и профессиональные услуги. При этом ответственность за незаконные действия с тахографами, совершенные мастерскими, лежит на водителях и компаниях, осуществляющих перевозки.
Этап установки тахографа является ключевым для обеспечения правильной работы и успешной эксплуатации этого контрольного устройства. На сегодняшний день в России все мастерские, осуществляющие работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов, должны быть внесены в Перечень сведений о мастерских ФБУ "Росавтотранс", а их сотрудники - пройти специальное обучение. К сожалению, на практике не каждая мастерская может предложить качественные и профессиональные услуги. При этом ответственность за незаконные действия с тахографами, совершенные мастерскими, лежит на водителях и компаниях, осуществляющих перевозки.
Чтобы перевозчики могли обезопасить себя от возможных последствий на дорогах и административно-правовых санкций, утвержденных в соответствии со статьей 11.23 КоАП РФ, эксперты компании ООО "Континентал Аутомотив РУС" составили список вопросов, которые водители и владельцы автопарков могут задать мастерским при выполнении работ.
Надо ли заключать договор на оказание услуг?
Оказание услуг по установке тахографа должно осуществляться только с оформлением договора. В документе должны быть согласованы такие принципиальные вопросы, как модель контрольного устройства, количество транспортных средств, подлежащих оснащению, срок оказания услуг, гарантийные обязательства и другие пункты.
Перед тем, как приступить к установке, специалисты мастерской должны произвести осмотр транспортного средства, его техническое состояние, а также определить модель тахографа, пригодную для установки. После работ заказчику должны выдать сертификат о калибровке устройства, заполненный паспорт и гарантийный талон.
Когда была изготовлена модель предлагаемого мне тахографа?
Главным требованием к тахографам, с точки зрения Федерального Закона "О Безопасности дорожного движения" (Постановление Правительства № 78 от 14.06.2012), является предоставление достоверной, непрерывной, некорректируемой информации.
Перед посещением мастерской изучите Перечень ФБУ Росавтотранса на предмет допущенных к установке тахографов. Сегодня существует всего 8 моделей, разрешенных к применению: DTCO 3283, Drive 5, КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, ТЦА-02НК, ШТРИХ-ТахоRUS (2 модели), EFAS V2 RUS.
Согласно Приказу Минтранса №36 от 13.02.2013, практически все категории транспортных средств, совершающих грузопассажирские перевозки в России, подлежат обязательному оснащению цифровыми тахографами с блоком криптозащиты СКЗИ. При этом модели российских цифровых тахографов, произведенные до 1 апреля 2013 года, к установке не допускаются. Вопреки этому, многие мастерские предлагают перевозчику оснастить транспортное средство тахографом старого образца без блока СКЗИ, мотивируя это более низкой стоимостью устройства. Документы при этом оформляются "задним числом" (до 31.03.2013). Подобное нарушение сложно выявить при дорожном контроле, однако при проверке финансовой документации на транспортном предприятии махинация будет раскрыта, и ответственность в этом случае будет лежать на компании-перевозчике. Поэтому обязательно уточните дату изготовления тахографа.
Даты производства на заводской табличке, в паспорте и на распечатке технических данных из памяти тахографа должны совпадать.
Какой тахограф рекомендован производителем ТС для установки и эксплуатации?
Работа тахографа может влиять на безопасность управления транспортным средством, поэтому необходимо убедиться, что выбранный или предлагаемый вам тахограф с блоком СКЗИ подходит именно для вашей модели транспортного средства.
С 1 января 2015 года Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" определены требования прохождения процедур сертификации автокомпонентов в составетранспортных средств. К автокомпонентам относится и тахограф. Транспортные средства, оснащенные компонентами, не указанными в одобрении типа ТС, могут быть не допущены к эксплуатации. Особенно это касается транспортных средств, впервые вводимых в эксплуатацию.
О соответствии тахографа и транспортного средства вам должны рассказать в мастерской, но вы также можете сами выяснить эту информацию у производителя марки вашего ТС.
Можете ли вы произвести при мне активацию/калибровку тахографа?
По возможности присутствуйте при оснащении вашего транспортного средства тахографом, поскольку даже в сертифицированной мастерской может быть нарушен регламент выполнения монтажных работ и некорректно выполнен процесс активации и калибровки устройства, также могут быть установлены несоответствующие коэффициенты при программировании. В результате, вы получите "модернизированный" тахограф и станете невольным соучастником в фальсификации данных, предоставляемых контрольно-надзорным органам. Убедитесь, что в контрольной распечатке присутствуют все предусмотренные разделы, и они заполнены. Сохраните контрольную распечатку.
Более того, водителю или владельцу автопарка могут предложить обновление "программного обеспечения" устройства путем вскрытия корпуса. На это ни в коем случае нельзя соглашаться, потому как в этом случае нарушается система защиты тахографа, изменяется внутренняя синхронизация и данные тахографа, что трактуется как грубое нарушение и преследуется по закону. Пломбы на корпусе тахографа должны быть заводские. Допустимы пломбы мастерской на отсеке аккумулятора.
Правильно ли подключен ли тахограф?
Так как любой случай потери питания тахографа или импульсов от датчика движения является регистрируемым событием, мастерские должны обеспечить кратчайшее подключение тахографа к аккумулятору и датчику движения. Места подключения обязательно пломбируются, поэтому подключение через иные разъёмы и устройства невозможно.
Зарегистрировали ли вы проведенные работы в реестре мастерской?
Сотрудники мастерской должны производить регистрацию совершенных работ. Поэтому обязательно уточните, были ли внесены в регистрационную базу мастерской оказанные вам услуги. Это поможет доказать вашу невиновность в случае выявления нарушений по установке и эксплуатации тахографа, если сами вы при этом не совершали никаких противозаконных действий.
Получив удовлетворительные ответы на эти вполне закономерные вопросы, вы сможете обезопасить себя и своих водителей от возможных нарушений, виновником которых вы не являетесь. Не забудьте обратить внимание, что оборудование тахографа обязательно должно быть синхронизировано с реальным временем. Также учтите, что изменения, производимые с транспортным средством (например, изменение размера шин) могут влиять на калибровку. Для устранения вероятности сбоя работы устройства регулярно проводите технический осмотр, как минимум, каждые 2 года.
Приложение: Система тахографии в России по итогам 2014 года
Сфера грузопассажирских перевозок на сегодняшний день активно развивается, становится безопаснее и организованнее и постепенно выходит на новый уровень. Ушедший 2014 принес существенные изменения, способствующие динамичному развитию этой области; положительные перемены затронули и систему тахографии.
Так, 28 февраля взамен предшествующих документов был опубликован приказ Министерства транспорта Российской Федерации N 273, который утвердил новый порядок оснащения транспортных средств тахографами. Согласно новому приказу, к категориям транспортных средств, подлежащих обязательному оснащению контрольным устройством, стали относиться следующие категории автотранспорта: N3; N2 для перевозки опасных грузов; автобусы M2, M3 для перевозки пассажиров.
11 марта 2014 г. вступил в силу приказ Минтранса России N 470 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36". Документ усовершенствовал утвержденные ранее требования к тахографам, категориям и видам транспортных средств, оснащаемых контрольными устройствами, правилам использования, обслуживания и контроля работы тахографов.
С 5 июля 2014 г. вступил в силу еще один приказ Минтранса России N 484 "О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15". Документ внес изменения в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Согласно приказу, работодатель может отправить в рейс продолжительностьюболее 12 часов двух и более водителей. В рабочий график теперь включен медосмотр и путь до медицинского пункта. Во время положенного отдыха при отсутствии стояночных мест водитель вправе проследовать до ближайшего места стоянки. Специальный перерыв после 3 часов непрерывного управления автомобилем продлили до 4 часов. Длина такого перерыва составляет не менее 15 минут. В середине смены водителям положено отдыхать не менее 30 минут и не более 2 часов.
Поправки коснулись и Кодекса административных правонарушений. С 1 апреля 2014 года вступили в силу поправки к статье 11.23 КоАП РФ, согласно которым была введена административная ответственность за отсутствие тахографа на борту транспортного средства и за нарушения режимов труда и отдыха. Согласно нововведениям, для водителей штраф составил от 1 до 3 тысяч рублей, для владельцев предприятий, которое осуществляет перевозки- от 5 до 10 тысяч рублей. 15 ноября 2014 года в статье 11.23 КоАП РФ появилось дополнение: была введена ответственность для юридических лиц за выпуск на линию транспортного средства без тахографа или с неработающим устройством в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей. Всего за 12 месяцев 2014 года было составлено более 170 тысяч протоколов за нарушение статьи 11.23 КоАП РФ.
Изменения ждут участников дорожного движение и в 2015 году: с 1 апреля обязательному оснащению контрольными устройствами будут подлежать все транспортные средства категории N2. Отметим, что на сегодня в России разрешены к применению 8 моделей тахографов, которые внесены в реестр ФБУ "Росавтотранс": DTCO 3283, ШТРИХ-ТахоRUS (2 модели), КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, ТЦА-02НК, Drive 5, EFAS V2 RUS.
Все вышеперечисленные изменения, безусловно,модернизировали российскую систему тахографии, дополнив ее в соответствии с требованиями безопасности. Наряду с активной работой по профилактике правонарушений и другими нововведениями в области грузопассажирских перевозок, это не могло не повлиять на общую безопасность движения. По предварительным данным, за 2014 год произошло 10256 ДТП из-за нарушений ПДД водителями грузового транспорта, что на 1335 аварий меньше, чем в 2013 году. Погибло 1866 человек (меньше на 221), пострадало 12747 (меньше на 2029). По вине водителей автобусов произошло 4364 ДТП, что на 66 аварий меньше, чем в 2013 году. Погибло 251 человек (меньше на 60), пострадало 6482 (меньше на 480).
Фото: os1.ru