← Автосервис, запчасти, шины

Как был уничтожен "Смоленский автоагрегатный завод"

В Смоленске в декабре 2014 года численность безработных, стоящих на учете в Центре занятости, возросла на 47,4% по сравнению с 2013 годом. Этот рост безработных дали бывшие сотрудники двух заводов: завода холодильников ОАО "Айсберг" и Смоленского автоагрегатного завода им. В.П. Отрохова (СААЗ). О том, как происходило уничтожение Смоленского автоагрегатного завода, выпускавшего спецтехнику, коробки передач и запчасти для российских и белорусских автопроизводителей, "Смоленской народной газете" рассказал бывший начальник цеха Юрий Михайлович Захаров.

- Я проработал на заводе 42 года, из них 27 лет в должности начальника цеха термообработки литейного производства, но с такой ситуацией сталкиваюсь впервые за все эти годы. Нынешние собственники предприятия сделали заводчанам новогодний подарок: всех уволили 22 декабря 2014 года.
Вообще история завода началась в 1943 году, когда было организовано предприятие по ремонту тракторной техники. В начале 50-х было принято решение перевести его в автомобильную промышленность. И завод начал развиваться - стал выпускать запчасти и коробки передач для разных моделей ЗИЛа. В 1974 году наше предприятие было присоединено к головному московскому ЗИЛу. С тех пор мы вместе с Рославльским автоагрегатным заводом находимся в одном холдинге с АМО ЗИЛ.
Затем в 1983 году был построен новый механосборочный цех на 35 тыс. кв. метров, в 1987 году построен новый цех термообработки и литейного производства, произошло серьезное переоснащение современным оборудованием. А потом настали 90-е, когда отечественная промышленность вообще встала.
Однако в 1994 году мы нашли новое перспективное направление дополнительно к основному производству коробки передач - выпуск спецтехники. Для этого были переоборудованы цеха, и начался выпуск спецтехники на базе ЗИЛа, КАМАЗа, МАЗа. Линейка этой специализированной техники насчитывала более 40 модификаций: различные комбинированные дорожные машины, топливозаправщики, масловозы, газовозы, битумовозы, мусоровозы, самосвалы и т.д. Постепенно выпуск спецтехники достиг 80-100 машин в месяц.
И именно это направление позволило вывести завод из тяжелого положения, в котором он оказался в 90-е годы. Более того, завод тогда работал в этой нише очень даже неплохо.
К тому же с 2003 года мы начали сотрудничать с белорусскими предприятиями по коробкам передач и запчастям нашего собственного изготовления. Освоили выпуск колесных редукторов для тракторов "Белорус", которые делал МТЗ. Стали делать коробки передач для малых тракторов. Работали с МАЗом, с Минским тракторным заводом (МТЗ), Бобруйским заводом, с ПАЗом. Были и заказы, и хороший объем производства.
Так продолжалось где-то до 2010 года. Затем у нас изменилась система управления заводом, и началось некоторое сокращение производства. Тем не менее объем производства составлял около 70-100 млн рублей в месяц.
Но в 2012 году в Москве была создана компания "Автокомпоненты". Структуру завода раздробили, выведя в другое подчинение конструкторские, технологические службы, отделы материально-технического снабжения, отдел маркетинга и сбыта. Возможность самим набирать заказы и заключать договора со сторонними предприятиями, реализовывать произведенную продукцию отняли и передали "Торгово-финансовой компании ТФК РААЗ". Московская команда захотела сама полностью управлять заводом: контролировать пакет заказов и реализацию продукции. Началось обвальное падение объемов производства. В последние месяцы работы завода объём производства был снижен до 5-7 млн рублей в месяц. Теперь появилась возможность обвинить завод в несостоятельности, и москвичами была инициирована процедура банкротства в отношении практически всех филиалов ЗИЛа и самого головного предприятия.
Как известно, в конце 2012 правительство Москвы приняло решение о сохранении производства только на южной площадке АМО ЗИЛ, площадью всего 50 га (вся же территория завода занимает 300 га). Остальные огромные заводские площади отданы под технопарк и строительство жилых зданий.
У меня, и многих заводчан нет до сих пор ответа на вопрос: зачем надо было доводить до банкротства наше смоленское действующее предприятие? Этому трудно найти объяснение, но именно таким образом за последние годы в России было уничтожено 7,5 тысяч промышленных предприятий.
У Рославльского филиала (ЗАО "РААЗ АМО ЗИЛ") было свое направление работы - тормозная аппаратура для КАМАЗов, производство метизов и т.д., но москвичи захотели именно туда перевести наше производство спецтехники. Хотя там нет для этого никаких необходимых условий. В результате производство спецтехники полностью погибло. И могу точно сказать, что это были намеренные действия.
Коллектив и профсоюз нашего завода в течение почти трех лет пытались отстоять предприятие. Заводчане направляли письма в различные инстанции, как в областные, так и в общероссийские. Были написаны письма в администрацию области, в областной комитет по труду, в прокуратуру, в Генеральную прокуратуру, в суд, в представительство "Единой России", обращались даже на сайт Президента, но, увы, никаких результатов. Правда, осенью администрация области заявляла, что якобы найдено направление выживаемости наших автоагрегатных заводов, но и это оказалось пустыми словами. Реальной помощи мы ни от кого не дождались.
Пытаясь как-то спасти завод, мы приглашали к нам (по своим каналам) представителей разных предприятий, с которыми можно было бы наладить сотрудничество - предприятия Урала, и предприятия ВПК. И их сильно удивляла наша ситуация. Ведь в последние годы в холдинге наш завод был самым благополучным. Тем не менее шло целенаправленное уничтожение завода по накатанной схеме.
Хотя
наш завод раньше был самодостаточным: с хорошей технологической и конструкторской базами. Мы собирались обновлять производство для выхода за рубеж.
В принципе, особенно в последние годы, головное предприятие - АМО ЗИЛ - нам было и не нужно, так как само погибало. Сегодня же наше предприятие доведено до такого состояния, что спасти его уже невозможно. Точка невозврата пройдена. Мы потеряли главное - людей с уникальным опытом, с уникальными профессиями. Кадры потеряны. Почти два года больше половины коллектива находилось в "вынужденном простое", хотя работа была. Людей можно было загрузить, но не было решения "сверху".
Кстати, смоленский молокозавод был уничтожен по похожей схеме: у крупного молокоперерабатывающего предприятия с хорошим ассортиментом продукции отобрали все - технологии и оборудование, то есть специально довели до ручки, чтобы потом сказать, что оно отсталое с маленьким ассортиментом.
В результате на нашем заводе в октябре всем были выданы уведомления по сокращению, и 22 декабря остатки коллектива были уволены. Прямо перед Новым годом около 700 заводчан потеряли работу. А ведь в 2012 году у нас работали 1940 сотрудников.
Завод уже несколько месяцев находится в конкурсном управлении, но конкурсный управляющий не выполнил свои обязанности в части организации работы по увольнению персонала согласно Трудовому кодексу РФ. Не произведен расчет при увольнении и не выплачены деньги. Задолженность по заработной плате составляет почти 5 месяцев. Не выданы никакие документы, необходимые для Центра занятости. Нет никаких документов для судебных разбирательств относительно задолженности по заработной плате. Заводчан фактически выкинули на улицу.
Очень горько сознавать что люди, проработав на предприятии основную часть своей жизни, отдав свои знания, умения и здоровье, в одночасье стали никому не нужны!
Фото: smolnarod.ru
Смоленская народная газета