Дагестанских дальнобойщиков, граждан России, два месяца продержали фактически под домашним арестом в городе Нукусе за любовь к религиозным книгам и видеороликам и в конце концов присудили к штрафу в размере 1500 долларов США.
Двое российских дальнобойщиков, водители большегрузной автомашины "Вольво", 39-летний Магомедсайид Хасаев и его 21-летний племянник Алисултан Абакаров были задержаны 28 ноября 2014 года на контрольно-пропускном таможенном пункте "Довуд-ота" в Узбекистане из-за обнаруженных у одного из них книг на арабском языке.
Жители Дагестана по заданию логистической компании "Югтранс" перевозили мандарины из Грузии в Узбекистан. Водители впервые в жизни въезжали в эту бывшую советскую республику.
Прибыв на пограничный пост, расположенный в Автономной республике Каракалпакстан в составе Узбекистана, они проходили рядовой таможенный и пограничный контроль.
Как поведал Магомедсайид Хасаев, таможенники его сразу спросили: "Есть ли книги?". У него имелось две книги на арабском языке с изложением основ ислама и знаний по фикху и другим богословским наукам.
Обе книги приобретены были им в период обучения в Дагестанском исламском университете, находящемся под эгидой официального Духовного управления мусульман Дагестана. Причем они свободно продаются в России и не входят в список запрещенных книг.
Помимо этого, стражей границы заинтересовало содержание видео и иных файлов в телефонах водителей. Скопом изъяв это добро ,представители узбекской власти отослали вещи на экспертизу в Ташкент.
А дагестанским дальнобойщикам велели не выезжать из города Нукус (столицы Каракалпакстана), арестовав при этом автофургон, на котором они въехали.
Религиозная контрабанда
Было заведено уголовное дело по статье 246 Уголовного кодекса Узбекистана - контрабанда. Как оказалось, провоз в эту страну любых предметов, книг или даже просто записей религиозного содержания без декларации приравнивается к провозу запрещенных вещей. Узбекские пограничники сказали: "У нас запрещено все религиозное".
"В моем телефоне были файлы религиозного содержания. В частности, в галерее наверное сохранились видеоролики, которые мне "бросали" в WattsАpp, с кадрами из Ближнего Востока. За это и зацепились.
Экспертиза из Ташкента гласила, что данные видео для ввоза в Узбекистан запрещены и их надо удалить. Но ведь мы же этого не знали. Однако на этом основании меня привлекли к уголовной ответственности. Хотя поначалу не понравились книги, которые дядя отдал сам.
Дознаватель из таможни написал, что они якобы нашли и изъяли их, но дядя добровольно же их сдал. К книгам тем не менее в итоге претензий не было, - рассказывает в беседе с КАВПОЛИТом Алисултан Абакаров. - Мне повезло. Адвокат хороший попался мне.
Мы предоставили характеристики от имамов дагестанских, от администрации по месту жительства. Кроме того, у меня отец был сотрудником милиции. Во время исполнения своих служебных обязанностей его убили.
Возможно, предоставленные данные мне помогли. Хотя на меня "наехали", можно сказать, конкретно. И было неясно - отделаюсь штрафом или могут свободы лишить".
Отделался "легким испугом"
Дело против дагестанца вели поочередно дознаватель таможни и следователь узбекского МВД. Беседовали с ним и сотрудники Службы национальной безопасности Узбекистана. Лишь по прошествии почти двух месяцев дело попало в суд.
Абакаров, можно с уверенностью сказать, отделался "легким испугом" - штрафом 1500 долларов США.
Сегодня он собирается его уплатить. После чего обоим гостям из Дагестана подготовят документы на депортацию из благословенного Узбекистана. Это все займет еще дней 10.
Дагестанцам также вернут автомобиль, который Хасаев успел задекларировать, и по закону он не может быть конфискован. Позволят вывезти товар, который водители должны были доставить из Узбекистана в Россию.
Абакаров какими-либо подробностями следствия и суда пока делиться не может. Так же, как и узбекский адвокат осужденного, которая под благовидным предлогом отказалась от общения с прессой.
По словам Алисултана Абакарова,
попытки найти защиту и помощь в том затруднительном положении, в котором они оказались, у представителей посольства или генконсульства России в Узбекистане не увенчались успехом.
"С нами просто не стали общаться и не отвечали на звонки после того, как узнали, кто мы и почему задержаны", - утверждает он.
РФ и каримовский режим
Комментариями российских дипломатов на это утверждение КАВПОЛИТ не располагает. В то же время позицию представителей министерства иностранных дел России прокомментировал член московской правозащитной организации "Мемориал", выходец из Узбекистана Бахром Хамроев.
"Мы по просьбе граждан РФ Магомедсайида Хасаева и Алисултана Абакарова направили специальное обращение в МИД России и консульство России в Узбекистане по поводу их незаконного удержания в Узбекистане.
Я лично разговаривал с начальником одного из департаментов МИД России и консулом России в Узбекистане, - сообщил он. - Знаете, что сказал мне дипломат в Москве? Он заявил: "Ой, с Узбекистаном очень сложно, что у них ни спросишь, они говорят - отправьте бумагу".
Я почувствовал в его голосе недовольство тем, как складываются отношения с "узбекскими партнерами". А
из консульства России в Ташкенте ответили общей, ничего не значащей отпиской. В ответ на повторное обращение довольно резко написали, что не нужно к ним вновь обращаться. Мол, другого ответа не будет".
По мнению правозащитника, дипломаты прекрасно знают, что за ситуация с правами человека в Узбекистане, но, вероятно, острожничают, дабы не испортить и без того непростые отношения РФ с каримовским режимом.
"Но чего они добьются таким острожничаньем? Ведь если один раз такое прошло, то завтра и другие граждане России, въезжающие в Узбекистан, окажутся под угрозой. Их на ровном месте могут начать преследовать.
Уверяю вас, что даже если самый лояльный российский муфтий, к примеру, прибудет в Узбекистан с самой что ни на есть легальной исламской литературой, то его могут задержать на границе и в лучшем случае депортировать, как и этих дагестанцев.
Это уж не говоря о простых туристах или бизнесменах. На мой взгляд, найти что-нибудь на дагестанцев распорядились из Ташкента. Правоприменение в стране очень зависит от воли начальства", - считает наш собеседник.
Он выразил недоумение в целом "наплевательским отношением" внешнеполитического ведомства к своим согражданам-мусульманам.
"Возможно, если бы задержанные не были мусульманами, да к тому же дагестанцами, дипломаты зашевелились бы в исполнении своих обязанностей", - полагает Хамроев.
Фото: img.lada.kz
Кавполит