Основатель Drive Electro Сергей Иванов мечтает перевести автомобили на электричество. А пока что делает из аккумуляторов накопители энергии и ставит их на складскую технику. В 2014 году этот бизнес принес ему 20 млн руб.
Инженер Сергей Иванов загорелся идеей перевести отечественный коммерческий транспорт с бензина и дизеля на электричество более десяти лет назад. На базе литий-титанатных аккумуляторных батарей Toshiba в ООО "НИИКУЭ" (торговая марка - Drive Electro) разработали накопители энергии, которые могут быть установлены на любую существующую технику. Самый крупный реализованный проект - это 16 троллейбусов в Туле, которые теперь ездят без подключения к контактной сети на расстояние до 15 км. Но убедить городские власти и производителей техники в необходимости массового перехода на более экологичный тип энергии - дело долгое и непростое. Спрос появился со стороны, откуда не ждали.
Один из крупнейших поставщиков погрузочной и складской техники для российских торговых сетей - ООО "Кэйси" - в 2010 году получил задание от "Ашана" придумать решение, чтобы погрузочная техника работала полную торговую смену в 10-12 часов. Дело в том, что традиционная складская техника работает на свинцовых или гелевых аккумуляторах, для полной зарядки которых требуется не менее 8-10 часов, а также специальная зарядная комната (свинцовые аккумуляторы для зарядки снимаются с погрузчика) и персонал. Кроме того, срок службы таких аккумуляторов не превышает двух лет.
"Кэйси" предложила "Ашану" использовать литиевые аккумуляторы вместо свинцовых. На тот момент Drive Electro, по словам руководителя отдела продаж "Кэйси" Алексея Кравцова, оказалась единственной компанией, способной предложить техническое решение по оснащению существующей техники новыми аккумуляторами. Складская техника и электрическая тележка Still были переоснащены накопителями Drive Electro на базе китайских аккумуляторов и переданы в "Ашан" на тест-драйв. Решение сработало: заказчику понравилось, что новую батарею не нужно снимать (свинцовая весит от 500 кг) с погрузчика и транспортировать в отдельную комнату, а можно просто подъехать, воткнуться в специальное устройство и зарядиться во время обеда.
"Срок службы литиевых батарей в два-три раза дольше свинцовых, а расходы электроэнергии при зарядке на 30% ниже, - отмечает руководитель департамента по работе с клиентами компании "Склад.ру" Михаил Малютин. - Наши клиенты отмечают, что работа на литиевых батареях сродни использованию обычного мобильного телефона. Не нужно иметь персонал по обслуживанию, не нужно строить зарядную комнату, зарядка происходит всего за два часа".
В результате "Ашан" перевел всю свою технику на новый экономный и удобный вид батарей, а Drive Electro, увидев новый сегмент рынка, стала активно его развивать.
Для увеличения продаж аккумуляторное направление было летом 2013 года выделено в отдельную компанию - ООО "Эфкон энерджи" (торговая марка Energy8). "Мы стали единственными в России носителями компетенций: никто не знал, как это делать, - вспоминает в интервью РБК гендиректор компании Евгений Титус. - Я начал работу, стал изучать клиентов, месяца через полтора, после того как приступил, пошли первые продажи".
По словам гендиректора "Кэйси", вслед за "Ашаном" покупателями складской техники с аккумуляторами Energy8 стали Danone, Одинцовская кондитерская фабрика и "Филипп Моррис". "Использование литий-ионных аккумуляторов для нашей площадки - это хороший плюс, - отмечает Дмитрий Огуречев, супервайзер технологического процесса Danone в России. - Оборудование не требует какого-то особенного внимания и навыков. При эксплуатации такого аккумулятора нет необходимости соблюдать полный цикл зарядки и разрядки. Это очень удобно, потому что на фоне высокой загруженности погрузчика мы можем ставить оборудование на зарядку, когда нам удобно и есть окно в производстве".
"Тенденция к более широкому использованию литий-ионных батарей на складской технике наблюдается в настоящий момент у всех ведущих производителей этого типа оборудования, - заявил РБК глава "Кэйси" Кравцов. - Эксплуатационные преимущества накопителей Energy8 обеспечили нам увеличение запросов на поставку этого продукта в 2014 году на 30%".
Продадим сами
В 2013 году, по словам Титуса, Energy8 продала 11 накопителей, в 2014-м - уже 51, в планах на 2015-й - 200. "Рынок емкий - не менее 5000 аккумуляторов в год, если учитывать, что в России продается ежегодно около 5000 погрузчиков, - описывает перспективы Титус. - Мы рассчитываем, что сможем обслуживать до 20% батарей". По словам Титуса,
95% складской техники, поставляемой в Россию, оснащается гелевыми или свинцовыми аккумуляторами.
Стоимость одного накопителя от Energy8 варьируется от $5 тыс. до $20 тыс. в зависимости от числа аккумуляторных ячеек. В ее себестоимости 60% составляют комплектующие, еще по 20% приходится на оплату труда и налоги.
Литиевая батарея вдвое дороже аналогичного по мощности свинцового аккумулятора. Но дополнительные затраты окупаются: перевод складской техники на складе площадью 20 тыс. кв. м со свинцовых аккумуляторов на литиевые за год даст экономию в 4,5 млн руб. за счет сокращения четырех человек персонала (3,2 млн руб.), снижения простоев (0,6 млн руб.) и затрат на обслуживание (0,7 млн руб.), утверждает компания "Энсолтех", которая также занимается оснащением складской техники литиевыми аккумуляторами.
Накопители, которые изготавливает Energy8, различаются по типу и размеру. "У каждого потребителя свои требования, - отмечает Титус. - Схема работы всегда одна, а форма - это уже конструкторская разработка, над которой трудятся электрики в зависимости от особенностей самого оборудования". Главное ноу-хау Energy8 - это электронные платы, которые позволяют отслеживать работу каждой аккумуляторной ячейки в накопителе, а также специальная программа Battery Management System, контролирующая всю работу. В результате, по словам главы Energy8, литиевая батарея имеет "память", что в перспективе позволит смотреть историю ее эксплуатации. "Можно будет дистанционно из Москвы наблюдать то, что происходит, к примеру, на погрузчиках в Иркутске", - рисует перспективы Титус. На изготовление накопителя уходит от месяца до трех, в основном потому, что компания не держит складских запасов, а работает под заказчика.
Наряду с продажей накопителей через "Кэйси" Energy8 продает свою продукцию через других дилеров складской техники, обзванивая их и предлагая свои решения, участвуя в выставках и даже размещая контекстную рекламу в "Яндексе": решение о покупке инициирует начальник склада, поэтому информацию нужно донести прежде всего до него. Приносит ли это результаты? Титус отказывается называть долю прямых продаж клиентам.
В 2014 году компания получила выручку в размере 20 млн руб. и вышла в ноль, в планах на 2015 год - приблизиться к 100 млн руб. "Нам необходимо продавать четыре-пять единиц в месяц, чтобы производство было рентабельным, а дальше все зависит от того, как продавать, - признается Титус. - Наценка не превышает 20%, иначе мы выбьемся из рынка".
Основным конкурентом Energy8 в России является компания "Энсолтех", созданная Константином Клейном, Тимуром Рахими и Валерием Кривенко летом 2012 года. Она имеет статус резидента "Сколково", на грант которого разрабатывает собственную Battery Management System. По словам гендиректора "Энсолтех" Константина Клейна, в 2014 году компания продала уже почти 200 аккумуляторов против десяти в 2013-м. Крупнейшими клиентами являются сеть "Магнит" и Центральная дистрибьюторская компания. Выручка "Энсолтеха" в 2013 году составила 15,6 млн руб. В накопителях "Энсолтех" использует китайские и японские аккумуляторы.
Конкуренция заставляет руководство Energy8 думать о новых нишах: в компании не исключают, что выйдут в потребительский сегмент, но с каким продуктом, пока не говорят. "Рынок на самом деле гораздо шире, чем просто складская техника, - отмечает Георгий Гоголев, руководитель службы развития инновационной экосистемы Российской венчурной компании. - Эти же технологии можно использовать в электровозах, сотовых вышках и электромобилях - и это самый важный рынок для этих технологий". Возможно, что, оценив преимущества литиевых аккумуляторов Energy8 на погрузчиках, владельцы складов и торговых сетей обратятся к Иванову в Drive Electro за переоборудованием своих джипов в электромобили.
Фото: tizana.net
РБК