← Автомобильные грузоперевозки

Перевозчикам есть что сказать государству, но оно не слышит

На сегодняшний день вопросами взимания платы за проезд по трассам с большегрузов занимаются Минтранс, подведомственный ему Росавтодор, "РТ-Инвест" и т.д. Не участвуют по каким-то причинам в совместном обсуждении, похоже, только перевозчики, которых новшество коснется в первую очередь. А вопросов у них накопилось немало.

Часть этих вопросов портал "ДорИнфо" уже  обсуждал с председателем совета некоммерческого партнерства "Грузавтотранс" Владимиром Матягиным в апреле прошлого года. Сейчас говоря о новых перспективах - платных региональных и местных дорогах - Владимир Васильевич только разводит руками. Оказалось, за почти год (после нашего интервью) за стол переговоров с Минтрансом сесть толком так и не удалось.
Простой расчет
- Почему сегодня перевозчик ездит с перегрузом? Никто, мне кажется, не пытается этого понять. Болезнь, так сказать, пытаемся лечить, не поставив диагноз, - рассуждает Владимир Васильевич. - Дело в том, что сегодня даже само государство в своих сметах закладывает ценообразование с учетом перегруза.
Вот элементарный пример: стоимость щебня в городе 950 рублей, на карьере он стоит 600 рублей, 350 рублей закладывается на доставку. Расстояние от Петербурга до карьера 150 км - туда-обратно 300 км. Расход топлива - минимум 150 литров. Умножаем их на стоимость топлива - 35 рублей за литр - получаем больше 5 тысяч рублей. Это только на топливо, не считая зарплату, налоги, амортизацию транспорта и прочее. Напомню, что в рамках российского законодательства транспорт должен двигаться с массой не более 40 тонн. "Одиночка" с прицепом на себя возьмет всего 14 тонн или 10,5 кубометра щебня, например. Умножаем их на 350 рублей, получаем около четырех тысяч рублей. При этом за топливо нужно отдать больше пяти тысяч. В итоге получается такое недоразумение:
государство требует соблюдения законодательства, но в сметах закладывает цену с рынка - перевозку уже с нарушением закона, с перегрузом.
Так прежде чем перевозчика наказывать, вы бы навели порядок и поняли бы систему, разобрались в том, как это все работает.
- А вы - перевозчики - можете повысить цену на свои услуги?
- Мы сами не хотим рушить рынок. Но при этом, если мы будем ездить без перегруза, рынок встанет. Стройки встанут. Мы предлагаем государству сесть за стол переговоров, понять, как из ситуации выйти без ущерба для обеих сторон. К слову, в декабре 2014 года на заседании Общественного совета Росавтодора в Общественной палате РФ я спросил, готово ли государство увеличить сметы на дороги. Мне ответили: "Нет".
- Мы с вами весной говорили о проекте "12-тонников". Вы тогда сказали, что необходимо определить единый тариф на перевозки. Удалось достучаться до Минтранса с вашими предложениями?
- На нескольких форумах и встречах мы все свои вопросы поднимали. Спрашивали, почему грузовики с массой свыше 3,5 тонны не будут платить. Вот про них сейчас заговорили. Но схему, как переложить расходы на потребителя, нам так и не дают. Мы же предлагаем вводить тарификацию на перевозки. Мы написали письмо губернатору Петербурга, изложили проблемные вопросы, внесли свои предложения с просьбой рассмотреть. В итоге получили в ответ отписку о том, что тот или иной вопрос регламентируется действующим законом РФ. Дело в том, что
нам сегодня спускают "сверху" законы, но они не работают и не будут работать, пока государство не услышит перевозчиков.
Напомню, я ранее говорил, что если "федералки" станут платными, поедем по региональным трассам. Это как раз в Минтрансе услышали. Поэтому сейчас речь и ведется о том, что плату для 12-тонников введут и на "регионалках". Что нам делать, на кого перекладывать расходы, нам не объясняют. Но, например, если я скажу грузоотправителю, что хочу поднять цену на 20%. Мне скажут: "До свиданья! Мы найдем другого перевозчика, который не будет поднимать цену". И другой перевозчик за счет чего-то сохранит старую расценку, будет больше груза брать, не следить за состоянием машины и так далее. Кроме того, я хотел бы увидеть реальные исследования о том, какой вред наносят дорогам грузовики. Мне кажется, их в России никто не проводил.
Есть кнут, пряников нет
- Вообще я сейчас задаюсь вопросом, будет ли этот проект по взиманию платы за проезд по дорогам с грузовиков иметь логическое завершение, - продолжает Владимир Матягин. - Завтра перевозчики начнут вставать, продавать машины, закрывать свой бизнес. Что будет с экономикой?
- Возможно, железнодорожные грузоперевозки начнут активно развиваться?
- Да, у нас есть железнодорожный, водный, воздушный транспорт, но до него груз как-то нужно довезти. Железнодорожные пути к каждому дому ведь не подходят. У нас для перевозчиков есть кнут, как говорится, а вот пряников нет. Я лично их не видел. Поэтому я и спрашиваю тех, кто сегодня собирается удваивать объемы строительства дорог: как вы собрались это делать, если тех, кто вам привозит материалы, вы наказываете штрафами, штрафстоянками и прочим?
- Есть мнение, что после введения платы перевозчики пересядут на небольшие автомобили с массой до 3,5 тонны.
- Это типы "Газели". Но скажите мне, сколько будет стоить перевозка асфальта на "Газели"? Или, например, у нас
на грузовике из Выборга щебень будет перевозиться 4-5 часов, а состав будет идти несколько дней. Пропускная способность железнодорожной ветки быстрее не позволит.
Тупиков нет, куда это можно завозить. Объемы большие очень. От тупиков опять же перевозить чем - "Газелями"? И сколько их нужно, и каковы будут расходы? Максимум эта "Газель" на себя возьмет 1,5 тонны. Так в 30-40 раз понадобится больше автомобилей. Какая у нас тогда экология будет?
Я думаю, надо уже перестать перевозчика гнобить. А у нас сегодня этим занимаются все: и заказчики, и государство, и ГИБДД со штрафстоянками и "поборами". Люди уже устали и с ужасом ждут эти 3,5 рубля за километр. Некоторые закрывают бизнес, идут посредниками.
У государства нет понимания, как начать решение проблемы. Мы же говорим, что у нас оно есть, просим выслушать. Но ответа не получаем.
Если нас на федеральном уровне не услышат, значит всем надо закрывать бизнес и уезжать из страны. Но, например, я люблю нашу страну, работаю здесь, хочу, чтобы были построены нормальные отношения между перевозчиком и государством. Мы тоже помогаем строить крупные и важные объекты. Но нас загоняют в такой угол, что дальше некуда. Дальше только закрываться и уходить с рынка. Государству надо обратить на это внимание в срочном порядке.
Справка:
В результате реализации проекта взимания платы с 12-тонников дополнительные накопления федерального дорожного фонда составят около 50 млрд рублей в год. Охват системы взимания платы (СВП) будет распространяться на 50774 км федеральных трасс России.
В основе СВП лежит принцип "пользователь платит", который уже несколько десятков лет используется в зарубежных странах. По статистике ущерб наносимый дороге от проезда одного грузового автомобиля превышающего допустимые весовые нормативы равняется проезду 90 000 легковых машин. Таким образом, платежи осуществляются теми, кто больше всего разрушает дороги, зарабатывая на перевозках.
Тариф за движение "12-тонников" предполагается в размере 3,7 рубля за километр. Контроль за соблюдением законодательства будет осуществляться с помощью системы мобильного (курсирующие по федеральным трассам специальные автомобили - не менее 180 шт.) и стационарного контроля (рамные конструкции на трассах - не менее 480 шт.). Система контроля будет фиксировать нарушения в автоматическом режиме с использованием средств фото- и видео-фиксации (источник: ООО "РТ-Инвест").
Фото: АвтоТрансИнфо
ДорИнфо