Кризис в России коснулся всех отраслей, не обошел он, конечно, и рынок грузоперевозок. Однако кому-то государство готово самозабвенно помогать и пускать в оборот средства, отложенные на черный день, а кому-то предлагает выпутываться самостоятельно. ПРОВЭД узнал у компаний-перевозчиков, пришлось ли менять маршруты из-за событий на Украине и санкций, транзит через какую страну может задержать доставку груза, и какая таможня самая неторопливая.
Представители всех опрошенных ПРОВЭД компаний указали на резкое снижение грузопотока, в особенности из Европы. К негативной тенденции привела девальвация рубля, а также санкции против РФ и ответные запретительные меры.
- На европейском направлении часть клиентов еще осенью стала придерживать грузы и ждать, пока валюта стабилизируется и перестанет расти скачками, но постоянства так и нет. Эти заказчики и сейчас продолжают сдерживать поток, пользуются запасами, ввезенными до аврала, - указывает специалист по логистике компании "Карго-Раппорт" Марат Равилов.
- Если говорить о конкретных странах, то больше всего досталось нам и нашим ближайшим соседям - Финляндии, Эстонии, Литве и Латвии. В связи с запретом России на ввоз продуктов питания грузооборот между нашими странами резко упал, естественно, в первую очередь это ударило по перевозчикам, которые были ориентированы на работу по европейским маршрутам, ведущим в Россию, - поясняет коммерческий директор группы компаний "РоссТрансЭкспедиция" Артем Новиков.
- С введением санкций сильно упал объем работы, особенно по части рефрижераторных перевозок, товаров повседневного спроса. По всей видимости, это связано с тем, что клиентам из России нечем платить западным поставщикам, а те без доплаты товар не отдают. И больше всего падение стало заметно в январе, в феврале оно продолжается, - констатирует заместитель генерального директора Sovavto-S.Petersburg Дмитрий Кадомский.
Несмотря на изменившуюся геополитическую ситуацию, компании не спешат перестраивать проверенные маршруты. С украинским направлением и без того работали немногие - товары по большей части всегда возились через Белоруссию. Однако события на Украине для большинства стали стоп-сигналом.
- Мы почти всегда совершали грузоперевозки через Белоруссию и Латвию, но с началом боевых действий на Украине, конечно, прекратили прокладывать какие-либо маршруты по её территории в целях безопасности, - отметил представитель "Карго-Раппорт".
- Использовать Украину как транзитную точку при доставке своего товара сейчас боятся в первую очередь сами клиенты. Поэтому все идет к тому, что грузопоток Украина-Россия сведется к минимуму, - уверен директор ""РоссТрансЭкспедиции". - Сами транспортные маршруты мало претерпели изменения. Когда речь заходит о мультимодальных морских перевозках, для российских импортеров по-прежнему актуальны порты Таллина, Хельсинки и Клайпеды взамен портов Санкт-Петербурга. Портовые сборы там ниже, качество сервиса выше, а это важные факторы при потоковых поставках товаров, например автомобилей.
- Немного изменился курс поставок:
товары везут не только к нам, но и через нас - в страны Таможенного союза. Недавно мы переправляли груз из Греции в Москву, а оттуда он шел в Астану. Такого не было раньше.
Из-за того, что изменился курс валюты, иностранные покупатели начали заказывать некоторые товары у нас: так, например, в России казахи платят за коробку бумаги формата А4 2,5 доллара. В Китае она стоит $2,4, но перевозка оттуда большой партии выйдет дороже, поэтому заказывают у нас, - рассказывает менеджер по работе с клиентами компании "Карго Экспедишн" Иван Серов.
- Некоторая корректировка произошла с Литвой, когда ее президент Даля Грибаускайте заявила, что Россия - террористическое государство. После этого большинство российских экспедиторов прекратило работу с литовскими перевозчиками, стали чаще привлекать поляков и латвийцев. Да и в своих маршрутах мы стараемся избегать Литвы, потому что, если груз идет транзитом через эту республику, наша таможня проявляет к нему повышенное внимание, проводит дополнительные процедуры, проверки, - делится Марат Равилов.
Несмотря на санкции Евросоюза и охлаждение отношений с Россией,
на европейских границах предвзятого отношения к российским перевозчикам и грузам нет - в этом мнении представители компаний солидарны. Грузы не задерживают, дополнительных проверок не устраивают.
- Европейцы - нет, а вот наша таможня - да. Но тут дело уже не в санкциях, а в отношениях между ФТС РФ и Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) - таможня почему-то очень хочет разорвать соглашение, которое было подписано сорок лет назад шестьюдесятью двумя странами (Конвенция МДП - прим. ред.). Трижды полномочия АСМАП продлевались, вот последний раз - до конца февраля. И уже средина. Ждем, что будет дальше.
Переизбыток компаний-перевозчиков, появившийся вследствие падения грузопотока, должен был привести к снижению стоимости логистических услуг. На вопрос о том, как изменилась стоимость логистических услуг с лета 2014 года, представители компаний ответили по-разному.
- Ставки за перевозки с каждым днем всё ниже и ниже. Компании сидят без работы, частники едут задёшево. Раньше мы возили комплектующие для сборочного завода "Скания-Петербург", теперь не возим - этим занимаются эстонцы. Поскольку у них нет трехсторонних соглашений, они везут продукцию из Швеции в Эстонию, а в Россию доставляют её якобы из Таллинна. Наши власти на это закрывают глаза, на защиту российских перевозчиков никто не встает, - сетует Дмитрий Кадомский.
- Внутренние перевозки стали дешевле, перевозчики здесь борются за заказы, но на международных линиях цены на эти услуги какими были, такими и остались, - отмечает представитель "Карго Экспедишн".
- Цены поднялись по основным импортным направлениям, например, перевозки из Германии, Италии, Австрии и др. В целом затраты повысились приблизительно на 10-15%, - указывает специалист "Карго-Раппорт".
- Стоимость стандартной международной перевозки изменилась ровно на столько, на сколько изменился курс рубля по отношению к доллару и евро.
Международные партнеры и агенты не изменили свои тарифы на доставку и логистический сервис, однако российский импортер все равно теперь платит вдвое больше вследствие обвала рубля, - пояснил Артем Новиков.
Представители отрасли сходятся во мнении, что 2015 год будет для рынка грузоперевозок тяжелым: крепко удерживать в состоянии стагнации его будут и низкая покупательская способность россиян, и запрет на импорт продуктов иностранного производства, и в целом неблагоприятная экономическая обстановка.
Фото: АвтоТрансИнфо