← Логистика, грузы

Доставка "подарков"

Восьмого марта миллионы людей ожидают, что все те цветы, конфеты и другие подарки, заказанные ими для любимых женщин (жен, мам, бабушек и т.д.), прибудут вовремя и без повреждений. В наше время покупатели ждут, что доставка онлайн-покупок будет быстрой и надежной, независимо от того, какой сегодня день: обычный или праздничный. Однако можно с уверенностью сказать, что практически никто из покупателей не задумывается о том, какое давление на каналы поставок оказывает их желание покупать товары побыстрей и подешевле.

В таких условиях повышается уровень ответственности перед клиентом. А цена ошибки в случае задержек с поставками еще никогда не была так высока. По данным из отчета Allianz Risk Barometer за 2015 год, британские компании в этом году по большей части волнуют вынужденные перерывы в деятельности и проблемы с поставками (33% компаний). С учетом того, что в Черную Пятницу по предварительным данным на онлайн-покупки было потрачено на 250 миллионов фунтов больше, чем ожидалось. Да и на рождество онлайн-продажи побили все рекорды, компании начинают понимать, что нужно оптимизировать цепочки поставок всеми возможными способами. Традиция проводить распродажи в Черную Пятницу постепенно закрепляется и у нас. В прошлом году на площадке BlackFridaySale.ru одновременно устроили распродажу две сотни интернет-магазинов. За три дня было совершено более 210 000 покупок со средним чеком около 3000 рублей. Участники акции в общей сложности продали вдвое больше товаров, чем в обычные дни.
Сезонные всплески продаж для России не новость. Мы любим праздники, желание сделать друзей и любимых счастливыми заставляет сметать с полок все: продукты и подарки перед Новым годом, цветы перед 8 марта, носки и бритвенные наборы перед 23 февраля, школьные товары и игрушки перед 1 сентября. Даже такой относительно новый праздник как 14 февраля приводит к всплеску продаж, в первую очередь косметических товаров и цветов. Но даже при таком значительном повышении нагрузки скорость, точность и стоимость доставки должны максимально соответствовать ожиданиям клиентов.
Интересно, что проблемы с поставками волнуют российских бизнесменов значительно меньше, чем британских.
По данным Allianz Risk Barometer 2015, только 10% российских компаний назвали этот фактор числе основных опасностей для бизнеса. Но скорее всего, тут сказывается общая финансово-политическая напряженность в стране. Больше всего российский бизнес боится обвала рынка, политических переворотов и коррупции.
В оптимизации цепочки поставок важную роль должен сыграть интернет вещей (Internet of Things - IoT). По прогнозам Gartner к 2020 году к Сети будет подключено тридцать миллиардов устройств. И цепочки поставок станут одной из причин такого бурного роста. Интернет вещей прочит нам новые стандарты контроля, эффективности, прозрачности и гибкости - ключевых признаков успешной цепочки поставок. Собирая данные с практически неограниченного количества датчиков на протяжении всей цепочки, компании смогут отслеживать грузы и управлять их перемещением в режиме реального времени. В результате они смогут эффективнее организовать работу, а также снизить затраты и риски, связанные с транспортировкой и распространением товаров.
Интернет вещей позволяет собирать огромное количество информации о перемещении товаров на протяжении всей цепочки поставок и передавать ее всем заинтересованным лицам, которые смогут отслеживать их продвижение и с минимальной задержкой проводить все необходимые корректировки, даже если посылка уже в пути.
Например, можно отследить, на каких участках цепочки товары подвергаются воздействию вибраций, колебаний температуры и влажности. А затем на основе этих данных определить, где наиболее высока вероятность повреждения товара. Принимая во внимание климат и состояние дорог на большей части России, важность этих данных трудно переоценить. Точно также в режиме реального времени можно получать детальные данные о местоположении груза, чтобы понять, где они могут сходить с запланированного маршрута. Это позволит мгновенно реагировать на любые отклонения и адаптировать транспортные стратегии, чтобы не допускать их впредь.
Сенсоры также позволят узнать, не превышал ли угол наклона при транспортировке допустимого уровня. В случае с хрупкими товарами возможность немедленно остановить развитие потенциально опасной ситуации крайнеполезна. А если проанализировать данные обо всех предыдущих поставках, можно выстраивать оптимальные по безопасности маршруты и избегать перевозчиков, которые с большой вероятностью могут повредить груз.
Интернет вещей также позволит повысить скорость доставки. Постоянные обновления данных о перемещении грузов позволят точно рассчитывать время доставки. Более пристальный взгляд на собранные данные позволят менеджерам по логистике отследить и обойти все потенциальные узкие места на пути груза к месту назначения. А когда установятся глобальные стандарты интернета вещей, можно будет обмениваться информацией с партнерами.
Как и когда именно интернет вещей пойдет в массы, пока можно только гадать. Однако кое-что ясно уже сейчас: влияние на сегмент поставок будет очень высоко.
И всем, кто использует цепочки поставок, стоит начать продумывать стратегии применении интернета вещей уже сейчас, ведь технологическая база (датчики и средства обработки больших данных) уже готова.
Тем, у кого будет четкое представление о том, как извлечь максимум из датчиков и анализа данных, воплотить свои планы в жизнь удастся быстрее и эффективнее. И их праздничные букеты всегда будут приходить вовремя.
Фото: photos-priroda.ru