← Логистика, грузы

Как железнодорожники отбирают грузы у автоперевозчиков

С начала года увеличились суммы возмещения ущерба, причиняемого большегрузными автомобилями. Это предусмотрено правительственным постановлением "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам РФ". Увеличение стоимости автоперевозок составило в среднем 15-20%. Это помогает железнодорожникам забирать грузы у конкурентов.

Как рассказал первый заместитель начальника Куйбышевского ТЦФТО Андрей Зимихин, изменения увеличили стоимость автоперевозок в среднем на 15-20%, притом что в результате ежегодной индексации тариф на железнодорожные перевозки вырос с конца декабря 2014 года на 10%. Кроме того, в связи с введением в конце прошлого года жёсткого контроля за режимом труда и отдыха водителей выросли сроки доставки грузов. На удорожание автоперевозок также повлияли курс рубля и планируемое повышение стоимости ОСАГО.
"К тому же железнодорожный транспорт не зависит от весенней распутицы", - отметил Андрей Зимихин.
Изменения в нормативно-правовой базе открывают дополнительные возможности перед железнодорожниками. Так, в Самарском регионе КбшЖД в апреле планирует вернуть груз ООО "Строительные машины".
Несколько лет назад предприятие переключилось на автотранспорт, но в связи с удорожанием перевозок решило вернуться на железную дорогу.
Не отстают и соседи. На Приволжской сейчас внедряется услуга комплексного обслуживания клиентов по принципу "одного окна". "Она включает организацию погрузочно-разгрузочных услуг, хранения грузов и др.", - рассказала первый заместитель начальника Приволжского ТЦФТО Людмила Васильева.
А Северо-Кавказский ТЦФТО в этом году заключил договоры с металлургическими предприятиями Ростовской области - ОАО "Тагмет" и ООО "РЭМЗ" - об организации перевозок по расписанию.
Ряд предприятий уже переключили свой грузопоток на стальные магистрали. Так, на Сахалине, несмотря на жёсткую конкуренцию с автомобилистами из-за коротких транспортных плеч, были переориентированы перевозки топлива в адрес муниципальных объектов ЖКХ. Кроме того, в прошлом году оператор морских каботажных перевозок ЗАО "Камчатские линии" и ДВЖД договорились об организации движения контейнерных поездов между портом Холмск и Южно-Сахалинском. Ранее груз следовал с материка в Корсаковский порт, мощностей которого не всегда хватало для своевременной обработки всего объёма, а затем автотранспортом доставлялся в Южно-Сахалинск. Когда в Корсакове возникла проблема с обработкой контейнеров и "Камчатские линии" решили переключить контейнерный поток на Холмск, железнодорожники оперативно разработали альтернативную схему доставки. В итоге в 2014 году погрузка контейнерных грузов в Сахалинском регионе ДВЖД составила почти 29 тыс. тонн, что в полтора раза превысило результат 2013-го. Сервис действует и сейчас, однако объёмы перевозок контейнеров сократились из-за падения импорта.
Разработка технологии по осмотру устройств крепления контейнеров при подготовке к перевозкам вагонов-платформ с контейнерами-цистернами перед подачей под погрузку наливных грузов на подъездные пути ОАО "Невинномысский азот" помогла Северо-Кавказской привлечь высокодоходные грузы. Прибыль составила более 7 млн руб. Ранее грузовладелец отдавал предпочтение автотранспорту: отгрузка химикатов в танк-контейнеры на фитинговых платформах предусматривает осмотр вагонов в день погрузки, в связи с чем маневровая работа удлиняется в среднем на 2-4 часа. А благодаря услуге перевозки по расписанию ОАО "Невинномысский азот" увеличило объём погрузки минеральных удобрений.
Вообще же комплексные услуги играют ключевую роль в привлечении клиентов. Так, благодаря предоставлению грузоотправителю собственного подвижного состава по агентской схеме
Приволжский ТЦФТО в прошлом году переориентировал с автотранспорта порядка 200 тыс. тонн инертных грузов.
В результате щебень на строительство автодороги Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала пошёл в Астрахань поездами.
На Красноярской персонально для нового грузоотправителя разработали комплексный пакет услуг. До октября 2014 года ООО "Технопарк" отправляло уголь с разреза в Шарыповском районе собственным и привлечённым автопарком. "Рядом с предприятием расположена станция Инголь, не открытая для грузовых операций, - рассказал первый заместитель начальника Красноярского ТЦФТО Евгений Елистратов. - На дороге разработали технологию, и погрузка стала осуществляется с путей общего пользования этой станции. Вагоны подаются со станции Дубинино, расположенной в 30 км". В прошлом году "Технопарк" перевёз по железной дороге 11 тыс. тонн угля, с начала этого - 12,7 тыс.
Специалисты Куйбышевского ТЦФТО также ведут персональную работу с клиентами. Грузоотправителям с небольшими объёмами перевозок и представителям предприятий, расположенных вблизи от станций, в ходе телефонных переговоров и личных встреч разъясняют преимущества железной дороги. В результате только с начала года вернулось 15 тыс. тонн груза, доход составил 9 млн руб. В Пензенском регионе КбшЖД достигли соглашения с пивоваренной компанией ОАО "Сан ИнБев" о перевозке солода на станцию Красный Узел. С начала года уже погружено 3,9 тыс. тонн. Также наращиваются объёмы погрузки подсолнечного масла ООО "Рамис" на МЖД. Отгружено уже 2,8 тыс. тонн.
Грузоотправителям интересен не только сервис, но и цена.
Приемлемые стоимостные условия на перевозку позволили Забайкальскому ТЦФТО привлечь скоропортящийся груз.
"В этом году нам удалось добиться, чтобы овощи и фрукты, которые вывозят из Китая через погранпереход Забайкальск - Маньчжурия на автомобилях, отгружали в рефсекции. В марте отправили четыре вагона, - рассказала начальник отдела маркетинга ТЦФТО Ирина Орехова. - Такие перевозки будут ещё в марте, планируются и в апреле".
ЗАО "Алко-Нафта", выпускающее полиэтилентерефталат, больше года назад привлекли выгодным тарифом и скоростью доставки. Отправку наладили контейнерным поездом со станции Калининград-сортировочный в Купавну. Представитель завода отметил, что при более привлекательной по сравнению с автотранспортом стоимости перевозки решаются вопросы гарантированного вывоза продукции крупными партиями, снижаются риски повреждения.
При этом активно сотрудничать нужно не только с клиентами, но и с регионами. Такое взаимодействие позволило Свердловской и Красноярской дорогам успешнее конкурировать с автоперевозчиками:
после установки весов на отдельных участках автодорог с интенсивным движением большегрузов возить по ним грузы для многих стало невыгодно.
Изучив этот опыт, на Дальневосточной магистрали рассчитывают привлекать грузы в период, когда на автодорогах в весенне-летний период вводятся ограничения по движению машин с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси. Соответствующие предложения направлены в администрации регионов.
Фото: vmdaily.ru
Гудок