В морозы, опасаясь проблем с двигателем из-за топлива сомнительного происхождения, фуры и грузовики предпочитают заправляться на обычных АЗС. По данным Нефтяного клуба Санкт-Петербург, рост объемов реализации дизельного топлива в морозы составляет от 150 до 200 тысяч литров в сутки. А с приходом весны и оттепели снова возобновляет свою работу нелегальная торговля дизелем, и объемы реализации дизеля на АЗС падают. В Ленинградской области функционирует до 15 мини-НПЗ. Такие данные были озвучены экспертами Нефтяного клуба Санкт-Петербурга.
Получателями произведенного топлива являются владельцы контейнерных АЗС внутри производственных расходных складов и бензовозы.
Показательной была ситуация с мини-НПЗ в поселке Дружная Горка в Гатчинском районе Ленинградской области.
В ноябре 2013 года полицейскими здесь было выявлено незаконное предприятие по переработке мазута в высокооктановое топливо. Данная деятельность осуществлялась без соответствующей лицензии. Ущерб от незаконного бизнеса исходя из оценки "белой" бухгалтерии предприятия превысил полтора миллиона рублей. По данному факту следствием УМВД России по Гатчинскому району было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 171 УК РФ. Вместе с тем была назначена аудиторская экспертиза для оценки реальных доходов предприятия. В августе 2014 года данная экспертиза была завершена. По ее итогам общий доход незаконного производства, которое осуществлялось с января по июль 2013 года, превысил 27 миллионов рублей.
Ранее Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к ООО "Сервис ОЙЛ" об обязании прекратить выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и загрязнение питьевой воды путем приостановки эксплуатации "малогабаритной нефтеперерабатывающей установки Н-150" по адресу: 188377, Ленинградская область, Гатчинский район, пгт. Дружная Горка, ул. Урицкого, д.4-д. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управление по Ленинградской области и Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору также поддержали заявленные требования к нарушителям.
Опытно-промышленное производство состоит из малогабаритной нефтеперерабатывающей установки Н-150 произведенной ООО "РЕОТЕК". По данным производителя данная установка предназначена для производства бензина прямогонного, дизельного топлива и топочного мазута в месте добычи нефти или газового конденсата, или в месте базирования потребителей нефтепродуктов. Дополнительно может производиться керосин и моторное топливо. Установка способна перерабатывать как нефть, так и газовый конденсат. ООО "Сервис Ойл", разместив установку Н-150 не получило согласование с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
"Центром гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" на территории эксплуатируемого ООО "Сервис ОЙЛ" комплекса по опытно-промышленной переработке и хранению мазута были определены 29 источников выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух (в том числе 10 неорганизованных), выбрасывающие 24 ингредиента загрязняющих веществ.
В результате незаконной хозяйственной деятельности ООО "Сервис Ойл" в поселке Дружная горка, Гатчинского района, Ленинградской области возник очаг социальной напряженности, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы граждан Президенту РФ и в надзорные органы.
Ответчик на судебные заседания не являлся.
В ходе дальнейших оперативно-розыскных мероприятий сотрудники УЭБ и ПК ГУМВД России установили, что возбуждение уголовного дела не остановило организаторов подпольного нефтепромысла. После закрытия предприятия в Гатчинском районе аналогичное производство было организовано на территории промзоны "Фосфорит" в Кингисеппском районе Ленинградской области.
29 сентября 2014 года полицейские и следователи провели обыски на территории этого подпольного завода. Организаторы производства принимали на переработку нефтепродукты, похищенные путем незаконных врезок в нефтепроводы. Ранее возбужденное уголовное дело было переквалифицировано следователями на пункт "б" части 2 статьи 171 УК РФ ("Незаконное предпринимательство сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере").
Кому нужно "нелегальное" топливо
Участниками рынка замечено, что масштабы нелегальной торговли топливом наиболее ярко проявляются в холода. Водители фур и грузовиков нередко в целях экономии заправляются с бензовозов или внутриведомтсвенный расходных складов (попросту, контейнеров). Вероятно, таким же путем реализуется топливо с мини-НПЗ типа "Фасфорит". Однако, в морозы, опасаясь проблем с двигателем из-за топлива сомнительного происхождения, фуры и грузовики предпочитают заправляться на обычных АЗС. По данным Нефтяного клуба Санкт-Петербург, рост объемов реализации дизельного топлива в морозы составляет от 150 до 200 тысяч литров в сутки. А с приходом весны и оттепели нелегальная торговля дизелем снова возобновляет свою работу.
Как правило, бензовозы размещаются недалеко от автозаправочных станций, забирая у нее клиентов за счет цены. Случаи продажи дизельного топлива с передвижных АЗС (бензовозов), на транзитных стоянках большегрузного автотранспорта ("отстойниках" КАД, федеральных автотрассах проходящих по территории Ленинградской области), и реализация топлива посредством модульных АЗС, установленных на внутренней территории автотранспортных предприятий без необходимых согласований, носят массовый характер.
Потребителями топлива с контейнерных АЗС, установленных на территории предприятий, являются преимущественно транспортные компании, пытающиеся сэкономить. При этом поставщики оборудования, контейнерных станций, в данном случае никакой ответственности не несут. Поставщики нефтепродуктов, как правило, тоже, поскольку это топливо имеет все необходимые сертификаты, транспортные и иные документы. Законодательство позволяет при поставке топлива пользоваться простыми ксерокопиями документов. А вот собственники земельного участка, подписывая договор аренды с арендатором, считают, что освобождают себя от какой-либо ответственности. Однако, в случае непредвиденной ситуации, предписания будут выписываться именно им. Руководители транспортных предприятий не всегда помнят о том, что если случится какая-то авария с модульной станцией, установленной без всяких согласований, это повлечет за собой уголовную ответственность и неприятности, не сопоставимые ни с какой экономией.
"Нефтяной клуб Петербурга" еще в мае 2009 года с рабочей группой в составе представителей Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, сотрудников управления по борьбе с экономическими преступлениями, центра противодействия коррупции в органах государственной власти проводил выездные мероприятия по определению местонахождения и степени законности реализации моторного топлива на территории Ленобласти. Во Всеволожском районе на Мурманском шоссе на стоянке большегрузного транспорта сотрудники правоохранительных органов обнаружили бензовоз, с которого незаконно реализовывалось дизельное топливо. Другой нарушитель был обнаружен выездной рабочей группой в Сертолово. Он заправлял большегрузные машины непосредственно из двух цистерн, установленных прямо на земле, нарушая элементарные правила пожарной и экологической безопасности.
Идет работа по закрытию нелегальных мини-НПЗ
Поскольку от всей этой деятельности помимо различных предпринимателей и потребителей нелегальных нефтепродуктов в первую очередь страдает экология, к проблеме активно и небезуспешно подключился Комитет по экологической безопасности Ленобласти, который активно борется с мини-НПЗ. В каждом районе области есть инспектор Комитета, который курирует активность школ (и школьников) по направлению экологии. Все директора школ Ленобласти входят в Центр экологического образования (Экологический клуб директоров школ). Информация о задымлении, розливах нефтепродуктов, свалках и т.д. поступает от учеников к директорам или инспекторам, от них - в Комитет по экологической безопасности, которые используют ее для своих проверок, административных дел и реагируют на обращения в режиме реального времени. Именно благодаря оперативным данным волонтеров удалось закрыть несанкционированную свалку в Луге, которая часто горела, полигон на Волхонском шоссе, а также нефтеперерабатывающий завод в Дружной Горке.
В настоящий момент Комитет ведет несколько судебных разбирательств по другим незаконным мини-НПЗ, в частности, в Молосковицах.
А покупателям такого топлива стоит напомнить о том, что после нас на этой земле будут еще жить наши дети. И хорошо бы оставить им в наследство экологически чистые почвы и воды, а не помойку.
Фото: vlenoblasti.ru