В строительных организациях часто возникают проблемы, связанные с необходимостью транспортировки грузов с одного объекта на другой. Если для такой переброски привлекается транспортная компания, то в первую очередь следует выяснить, насколько безопасно и быстро будет выполнена операция, и краеугольным камнем здесь оказывается вопрос необходимого оборудования.
Прежде всего определиться с возможностями
Итак, обращаясь первый раз в транспортную организацию по поводу перевозки оборудования или строительных материалов, помещенных на поддоны или лежащих навалом, совсем нелишним будет поподробнее узнать о том, какими транспортными средствами располагает организация. Бoльшая часть транспортных компаний использует для подобных перевозок грузовики с КМУ. Действительно, применение КМУ является наиболее экономичным на сегодняшний день способом перевозки многих типов строительных грузов. Используя КМУ большой грузоподъемности, можно сэкономить и средства на привлечение дополнительного ПТО, и время на организацию разгрузки и погрузки.
Для работы с грузами, уложенными на поддоны, либо с нештабелированными бревнами мощные КМУ могут комплектоваться специальным навесным инструментом, и тогда, заменив крюковую подвеску на палетные вилы либо грейферный захват, компания выполнит вашу заявку "в два счета". Какие же КМУ на нашем рынке подойдут для транспортировки грузов большой массы?
PALFINGER - совершенство вне времени
Компания PALFINGER свой путь начала в Австрии в 1932 г. и благодаря высокой надежности и универсальности выпускаемых ею кранов-манипуляторов сегодня занимает лидирующие позиции в мировых рейтингах машиностроительных компаний, контролирует около 40% мирового рынка производства КМУ. Более 80 лет PALFINGER старается использовать в своих изделиях новейшие технологии, появляющиеся в области производства КМУ. Если говорить в целом, то грузоподъемность (г/п) выпускаемых компанией манипуляторов находится в диапазоне от 0,4 до 40 т, а максимальный вылет стрелы достигает почти 50 м. Особенность КМУ PALFINGER - компактность, при создании новых конструкций приоритетным для разработчиков является сохранение максимальной полезной площади грузовой платформы. Особое внимание уделяется вопросам безопасности: все модели комплектуются системами аварийной остановки и защиты от перегруза.
В России влияние концерна PALFINGER на весь рынок КМУ сложно переоценить, т. к. общая доля компании по отношению к остальным участникам рынка в 2014 г. составила более 30% (включая тросовые и шарнирно-сочлененные краны).
Этого результата удалось достичь благодаря успешным продажам КМУ PALFINGER австрийского производства и отечественных кранов-манипуляторов "ИНМАН", произведенных на территории полноценного участника концерна PALFINGER - завода "ИНМАН", а также за счет развитой дилерской сети и успешного сотрудничества с производителями грузовых шасси отечественного и зарубежного производства.
PALFINGER имеет четкую стратегию развития на российском рынке. Поэтому для оптимизации процессов, дифференциации продуктового портфеля, а также для снижения таможенных рисков компания продолжила интеграцию, благодаря которой с октября 2014 г. в семью PALFINGER вошли 2 крупнейших отечественных производителя гидроманипуляторов: завод "ВЕЛМАШ" и "Соломбальский машиностроительный завод", известные как холдинг "Подъемные машины". Таким образом, расширенная структура "ПАЛФИНГЕР СНГ" сегодня способна предложить каждому потребителю шарнирно-сочлененные КМУ, тросовые манипуляторы, а также гидроманипуляторы EPSILON, ОМТЛ и СФ по доступной цене.
С каждым годом востребованность в подъемном оборудовании смещается в сторону большей грузоподъемности. В связи с этим на смену одному из самых популярных кранов PK 23500 пришла перспективная модель PALFINGER PK 30002K. Превосходство данного крана-манипулятора заключается в его универсальности. Максимальная г/п КМУ - 6,8 т, при этом общий вес всего 2790 кг. Угол поворота 400°, максимальный гидравлический вылет 12,5 м c возможностью использования вставок, позволяющих увеличить вылет стрелы до 16,8 м, дают оператору необходимый простор для перемещения грузов в малогабаритных условиях. Оснащенная системой Power Link Plus, КМУ демонстрирует легкость и скорость при работе с большими грузами, а высокая производительность и простота в обслуживании обеспечивают ее экономичность и надежность.
Для транспортировки неделимых грузов массойдо 40 т специалисты PALFINGER разработали модель PK 200002 L SH High Performance. В ней собран весь положительный опыт компании, полученный при создании крановых манипуляторов: гидроманипулятор рассчитан на эксплуатацию при температурах от -40 до +40 °C, металлические детали установки обработаны защитным покрытием, предотвращающим появление коррозии, гидравлические компоненты размещаются в защищенных местах конструкции, и по заявлениям специалистов PALFINGER, срок службы всех металлических частей составляет не менее 15 лет. Для повышения производительности все КМУ оснащаются системой активного подавления колебаний стрелы (AOS), а также подъемной системой повышения мощности (HPLS), с помощью которой г/п КМУ можно временно увеличить на 15%, снизив скорость выполнения рабочих движений. Повышению скорости выполнения крановых операций способствует устойчивое положение базового шасси за счет разведения аутригеров на 10,4 м и наличия дополнительной стабилизирующей опоры, установленной под кабиной автомобиля. В конструкции используется овоидная жесткая и в то же время легкая стрела, способная выдвигаться на 25,6 м по тефлоновым, очень прочным и не требующим дополнительной смазки направляющим. А если приобретается комплектация с гуськом, то вылет увеличивается до 47,9 м. Система DPS-Plus повышает производительность и эффективность работы КМУ с гуськом, а гидравлическая высота подъема в PK 200002 L составляет почти 49 м! Для активного применения этой мощной модели возможностей предостаточно: оголовок стрелы рассчитан на установку не только крюковой подвески, но и клещевых захватов для бревен, полип-грейферов для металлолома, палетных вил, а также гидробура.
Основываясь на том же самом стремлении к большей грузоподъемности, завод "ИНМАН" создал самую грузоподъемную в своей линейке КМУ ИМ 320, предназначенную для монтажа как на отечественные, так и на импортные автомобильные шасси. В манипуляторах "ИНМАН" российского производства реализуется конструкция с Z-образным складыванием стрелы. Управление работой КМУ может осуществляться с пульта ДУ, но в базовой комплектации оператор может управлять установкой с земли, используя пульт, закрепленный в основании КМУ и дублируемый с противоположной стороны. Стрелы КМУ "ИНМАН" имеют 6-гранный профиль, что облегчает их центрирование при выдвижении и обеспечивает прямолинейность стрелы на большом вылете. Число секций телескопирования может быть от 2 до 5 шт., грузовой момент достигает 30,4 тм, максимальная г/п до 8,5 т, а гидравлический вылет стрелы до 14 м. Система пропорциональных распределителей позволяет рабочим органам КМУ работать плавно, но в то же время быстро и, самое главное, производить перемещения предметов с помощью крана очень точно и аккуратно.
Помимо шарнирно-сочлененных КМУ концерн PALFINGER создал линейку тросовых кранов, выпускаемых заводом "ИНМАН", среди которых можно выделить новую модель PALFINGER INMAN IT 150. Данная модель уже прошла сертификацию и может эксплуатироваться при температуре воздуха от +40 до -40 °C. При своей общей массе 2,9 т максимальная г/п тросового крана составляет 6,6 т, а при максимальном вылете в 19 м - 0,3 т, при этом обеспечивается грузовой момент до 15 тм. Угол поворота 420° и максимальная глубина опускания до 18,3 м позволяют КМУ IT 150 доставлять грузы в самые труднодоступные места. Управление КМУ осуществляется с сиденья на колонне. Поставляемые с краном опоры размахом в 6,6 м имеют гидравлическое раздвижение и поворот.
Среди прочих преимуществ данной новинки концерна PALFINGER также стоит отметить мощную лебедку с тяговым усилием 16,2 кН, 4-кратную запасовку троса, которая снижает риск скручивания и увеличивает скорость вертикального перемещения, наличие концевого выключателя механизма подъема груза для предотвращения поломки механизмов тросового крана, а также минимальное пространство для монтажа КМУ и максимальное сохранение полезной длины кузова. Тросовый кран-манипулятор PALFINGER INMAN IT 150 является для эксплуатирующих компаний эффективным инструментом достижения поставленных задач, не знающим бесполезных простоев и дорогостоящего ТО.
В ассортименте продукции "ПАЛФИНГЕР СНГ" имеется также широко представленая линейка специализированных КМУ для сбора и перемещения лома, как австрийского производства (торговая марка EPSILON), так и отечественного (торговые марки "ВЕЛМАШ" и "СОЛОМБАЛЕЦ"). Среди них можно выделить модель ОМТ-200МКС, спроектированную и выпускаемую на заводе "ВЕЛМАШ". Данный краноманипулятор предназначен для перемещения лома вторичных металлов, как россыпного, так и пакетированного, и других грузов, эффективен при работе с прессовым оборудованием. Используется стационарно (закрепляется на неподвижном основании или фундаменте). КМУ ОМТ-200МКС с грузовым моментом 200 кН.м (20,4 тм) обеспечивает перемещение груза с помощью сменных рабочих органов, а именно крюка и грейфера ГЛ-5 (масса 480 кг, объем 0,4 м3, максимальная г/п 3,5 т). Для повышения надежности и снижения массы установка ОМТ-200МКС изготовлена из высокопрочной стали S700МС. Гидростанция оборудована насосом переменной производительности с расходом до 130 л/мин, что позволяет работать КМУ непрерывно длительное время без чрезмерных перегрузок. Управление КМУ осуществляется из кабины. Краноманипуляторная установка ОМТ-200МКС может эксплуатироваться при температуре окружающего воздуха от +40 до -40 °С.
Amco Veba уже 10 лет на российском рынке
Итальянский производитель крановой техники - компания Amco Veba - сегодня хорошо знаком отечественному потребителю. И популярность КМУ итальянской компании, надо сказать, вполне оправданна.
Во многом известность у нас Amco Veba является заслугой нижегородской компании "Чайка-Сервис", которая с 2004 г., после получения статуса официального дистрибьютора продукции Amco Veba, активно продвигает эту марку на российском рынке.
Сегодня в ассортименте итальянского производителя 240 моделей КМУ! АЗ "Чайка-Сервис" предлагает покупателям монтаж любых моделей Amco Veba на шасси ГАЗ, КамАЗ, Isuzu, Hyundai, HINO, FUSO, Mersedes, Тата, МАЗ, ЗИЛ, Урал и другие. Причем "Чайка-Сервис" на своих мощностях изготавливает бортовые платформы, в их конструкции используется профиль Fuhrmann. Этот профиль на заводе "Чайка-Сервис" изготавливают на оборудовании одноименной австрийской фирмы Fuhrmann. И бортовые платформы от "Чайки-Сервис" благодаря использованию инновационных материалов надежно защищены от воздействия коррозии - главного врага металлоконструкций. Оценку качеству продукции "Чайка-Сервис" ставит российский покупатель: более 2 тыс. единиц спецтехники отгружается нижегородским предприятием ежегодно покупателям, и большая часть в отгрузке - бортовые грузовики с КМУ.
Все КМУ Amco Veba разделены на 9 серий. К самой легкой, серии 100, относятся КМУ с коленным строением стрелы и грузоподъемностью от 0,33 до 3,68 т.
Но интересующие нас КМУ значительной грузоподъемности относятся к серии VR. В ней две модели: VR75 и VR85. Максимальный вылет коленчато-телескопической стрелы в VR85 составляет 29,5 м, а максимальная г/п - 9,55 т. Для эффективной и комфортной работы оператора в установке имеются различные электронные системы. Это, например, система SDD, гасящая колебания перемещаемого груза и точно позиционирующая груз в указанном оператором месте. Еще одна система, RGS, позволяет при необходимости выдвигать стрелу намного быстрее, чем это происходит штатно. А система AVPS кратковременно, в экстремальных ситуациях, позволяет повышать грузоподъемность.
Ferrari - наш надежный партнер из Италии
Итальянская компания F.lli Ferrari Coproration (RE) была основана в 1970 г. и получила известность благодаря удачно выбранному направлению - разработке и производству небольших крановых установок с шарнирной стрелой, устанавливаемых на колесный транспорт и подходящих для выполнения крановых операций в стесненных условиях старинных европейских городов. Дополнительным аргументом в пользу Ferrari было то, что по итальянскому законодательству для эксплуатации КМУ с габаритами, выдержанными Ferrari, не требовалось специальных разрешений, и мелкие компании и предприниматели с удовольствием приобретали недорогие установки.
Но сегодня компания значительно расширила ассортимент, и ей есть что предложить тем, кто желает с наименьшими затратами перевезти тяжелое оборудование или неделимые железобетонных конструкции большой массы. Выпуск новых моделей стал возможен после пуска завода компании в г. Повильо. Именно тогда был дал старт производству КМУ большой грузоподъемности. Были разработаны модели КМУ Ferrari 980 и Ferrari 990.
Ferrari 980 и Ferrari 990 - единственные манипуляторы Ferrari, у которых угол поворота колонны бесконечный за счет применения поворотной системы со скошенно-шаровыми подшипниками. Модели очень похожи, но все-таки Ferrari 990 является сегодня наиболее мощной в модельном ряду компании. В стандартной комплектации КМУ получила возможность управления с помощью радиопульта дистанционного управления, разработанного голландской компанией Hetronic b.v., в алгоритм управления заложена электронная система управления ECM. Однако предусмотрено управление и через стационарные пульты, установленные с двух сторон КМУ. По расчетам конструкторов компании, мод. Ferrari 990 устанавливается на шасси массой не менее 30 т, и для устойчивости вполне достаточно двух опор, раздвигаемых на ширину до 8,77 м. Используются автоматически переворачиваемые на 180° аутригеры. В гидросистеме Ferrari 990 предусматривается возможность форсирования мощности с помощью системы PowerBoost. На минимальном вылете стрелы в 4,15 м установка способна поднимать грузы массой до 17,51 т. Фактически же максимальная грузоподъемность на вылете в 3 м составляет 24,66 т, но работать на этом вылете установка не может.
В Ferrari используют стрелы 6-гранного сечения, максимальный вылет в Ferrari 990 - 24,25 м, и на этом расстоянии оператор может перемещать грузы массой до 1,755 т. Стрелы изготавливают из специальной высокопрочной стали, а за счет использования гуська вылет, доступный для работы установки, увеличивается до 29,1 м. Причем гусек может фиксироваться и с отрицательным углом. Пропорциональный гидрораспределитель DanfossPVG 32, используемый в КМУ, обеспечивает плавность движений гидрокомпонентов. С целью защиты от перегрузок в конструкции гидросистемы используются фланцевые пред-охранительные клапаны. Надо отметить, что КМУ итальянской компании имеет оригинальный узнаваемый дизайн, все металлические открытые поверхности перед покраской проходят тщательную пескоструйную обработку, и в остальном технология покраски выдерживается предельно точно.
Hiab: транспортировка "негабарита"? Нет ничего проще!
Уже в 1947 г. компания Hid-rauliska Industri AB (Hiab) начала на заводе в Худиксвалле, что в 300 км севернее Стокгольма, серийное производство КМУ Hiab 190 для грузовиков. И вот сегодня Hiab уже демонстрирует обширнейшую гамму кранов-манипуляторов, которая состоит из более чем 100 моделей и 400 модификаций. Hiab может предложить краны-манипуляторы для утилизации отходов, лучшие в Европе КМУ для лесной промышленности, мощнейшие строительные крановые манипуляторы.
Для удовлетворения спроса на КМУ большой грузоподъемности в Hiab создали тяжелую серию из 10 моделей. Эти КМУ обладают внушительной грузоподъемностью. Однако мощные машины настолько плавно работают даже с очень тяжелыми грузами, что их используют для выполнения работ, требующих порой ювелирной точности. КМУ Hiab используют при выполнении монтажных работ промышленного оборудования, или, например, при остеклении зданий значительной высоты. Одна из новейших разработок - Hiab XS 1055EP-4HiPro с максимальным для КМУ Hiab грузовым моментом 841 кН.м. Модель может работать даже там, где нет ровной площадки, - для этого в ней есть гидравлические аутригеры и электронная система контроля действующих нагрузок. Именно электроника, тщательно отслеживая действующие нагрузки, позволяет заниматься погрузкой/ разгрузкой на склонах или в условиях пересеченной местности, сохраняя при этом высокий уровень безопасности работ.
На минимальном вылете в 4,7 м кран перемещает грузы с массой до 18 т, если же приходится полностью выдвигать стрелу, а это 11,8 м, то оператор может выполнять задачи по подъ-ему и перемещению грузов массой до 7,2 т. В этой модели Hiab применил самую передовую сегодня систему управления КМУ - HiPro. Система управления производительностью насоса (PDF) и инновационный гидрораспределитель Valve 91 очень точно регулируют давление в системе, согласовывая его с нагрузкой. За счет использования инновационных подходов выполнение команд отличается высокой точностью. Заметно возросла по сравнению с более ранними моделями рабочая скорость элементов установки, в том числе и благодаря внедрению системы автоконтроля скорости (ASC). И при этом в Hiab утверждают, что с безопасностью выполнения работ все в абсолютном порядке. Установка обеспечена системой дистанционного управления Combi Drive 2, действует система интеллектуального управления Space 5000. В Hiab стремятся максимально расширить возможности своих КМУ, а высокий грузовой момент Hiab XS 1055 позволяет эффективно осуществлять не только загрузку/ выгрузку и перевозку тяжелых крупногабаритных грузов, но даже выполнять функции буровой установки.
Немецкие КМУ теперь и на российских шасси "КамАЗ"
В 2014 г. компания ЗАО "Комин-вест-АКМТ", ведущий производитель спецтехники и эксклюзивный дистрибьютор кранов-манипуляторов ATLAS (ATLAS Maschinen GmbH), совместно с ООО "Кран Центр "КАМАЗ" запустили в серийное производство автомобиль с немецким краноманипуляторным оборудованием.
КМУ ATLAS 145 DCS A2 обладает грузовым моментом 13,8 тм и способна поднимать груз весом до 6000 кг "под собой", на расстоянии 1,8 м.
Кран-манипулятор размещается за кабиной и монтируется на шасси КамАЗ-43118 и КамАЗ-65117. Благодаря идеальному соотношению технических характеристик крана у транспортного средства соответствующие параметры устойчивости вне зависимости от вылета, отсутствует перегруз и необходимость в установке дополнительных опор.
Максимальный гидравлический вылет КМУ составляет 7,86 м. Он может быть увеличен до 9,5 м при добавлении дополнительной механической секции. При этом грузоподъемность составит 1350 кг.
Специально для российского рынка была разработана оптимальная комплектация КМУ, которая полностью соответствует всем отечественным стандартам и требованиям, предъявляемым к краноманипуляторной технике.
Итак, для организации в наших условиях перевозки даже очень тяжелых строительных машин или материалов решений предлагается достаточно. К сожалению, выполнить эту задачу проще, используя импортное оборудование. Но тесные контакты наших производителей с зарубежными брендами позволяют все-таки надеяться, что и в России начнут производить КМУ с самыми широкими возможностями.
Фото: inman.ru