← Таможня и ВЭД

Грузоперевозчик: проехать через белорусскую границу стоит до $10 тысяч с машины

Громкое дело об аресте более 30 сотрудников пункта пропуска Каменный Лог вызвало резонанс в кругах грузоперевозчиков. Так, один из них на условиях анонимности рассказал charter97.org о том, что взяточничество на погранпереходах в Беларуси для него далеко не новость и рассказал, как этот механизм работает.

- Недавно на вашем сайте была история о том, как  белорусская таможня придумала новый способ заработка на водителях. Думаю, таможня в Кричеве стала требовать какие-то дополнительные документы и усложнять дальнобойщикам жизнь потому что им отказались дать "на лапу". Всем понятно: раз через эти дырявые КПП едут, значит, что-то не так. А раз что-то не так, то водители знают, что платить надо даже при простой остановке без каких-либо проверок. Остановили - сразу плати. А в той истории водитель решил покачать права - вот и заварилась каша, как обычно, - рассказывает он.
- Вы ездили через тот пункт пропуска? Какие впечатления?
- Да, я ездил через то КПП. Там всегда останавливают и там есть своя "такса": с маленькой машины (5 тонн) - 200-250 тысяч российских рублей (3.7 тысячи долларов), с фуры - 500 тысяч российских рублей (9.4 тысячи долларов). Им не заплатили - вот водителей и "лупанули".
- И как этому противостоять?
- Совет плохой, но скажу вам, как есть: если хотите разрулить дело по-быстрому, в первую очередь нельзя доводить дело до суда. Нужно везти с собой все требуемые документы, а если нету - ссылаться на то, что просто забыл. И решать дело на месте деньгами: искать старшего смены и делать все, чтобы он взял деньги.
По международной накладной все верно - при проверке должна быть на руках CMR, международная транспортная накладная. А наши накладные не обязательно. С тех водителей могли потребовать санитарные сертификаты, подтверждающие обработку против какой-нибудь инфекции.
- То есть, была бы фура - а повод содрать денег найдется?
- Вот именно. Там много бреда всякого, вам и не снилось!
По сути, международные компании грузоперевозок априори должны выделять своим водителям деньги на взятки, если не хотят проблем.
В Беларуси платят все. На границе такой бешеный денежный оборот, там столько машин! И фрукты польские, и фрукты литовские везут - все, что угодно. Эти документы нафиг никому не нужны. Всем нужны только деньги, они решают все. Мы, например, возим сыр и колбасу в Москву. Вообще без документов! Я пару дней назад был в Минской региональной таможне: с самого утра человек шесть в очереди со своими проблемами, с целыми талмудами бумаг, переписками занимаются - а таможенники с них смеются.
- На белорусской таможне всегда такие жадные или как повезет?
- Бывает, подъезжаешь к границе - а они там все сидят, загорают на солнце, семечки жрут, вечером - обязательно поддатые. Ночью так вообще спят. Один какой-нибудь транспортник болтается на дежурстве - и все. А бывает едешь - а они гурьбой всех лупят: денег им дай! Больше, больше, еще, еще! Мне они сами много раз рассказывали про эти лицензии "на отстрел", это реальный факт. И когда такой "отстрел" ведется - "попадают" очень многие, да и деньги там уже совсем другие. В Литве при проезде через Каменный Лог без пяти евро даже нечего соваться: вытрясут потроха. А здесь если остановили - 100% будешь платить. Не за что? Найдут за что. Водитель начал "быковать" - и результат налицо. При таких проблемах нужно бежать по горячим следам и утрясать все на месте.
- Все СМИ недавно писали о взяточниках на КПП "Каменный лог". А как обстоит дело на других?
- Такая "чернуха" творится на каждом белорусском КПП. После истории с арестом таможенников сейчас все делают удивленные глаза, ах, мол, как же это так?! А тянут на таможнях все и всегда. Там даже на работу не возьмут, если поймут, что чел "не из этого круга" и слишком честный. А параллельно делают "отстрелы", чтобы показать, как работает доблестная таможня. А от всего этого прежде всего страдают действительно честные люди, которые думают, что таможня - это кристально чистое ведомство. Но властям решать эту проблему не выгодно, потому что все повязаны. А наша белорусская власть всегда вытирала, вытирает и будет вытирать ноги о народ.
Громкое дело таможенников: "Всех посадить не могут. Не хватает камер"
За решеткой уже более 30 сотрудников пункта пропуска "Каменный Лог".
- Родственники задержанных уже встречались с адвокатами, но те и сами толком не знают, в чем конкретно обвиняют сотрудников таможни. Все ждут официальных комментариев, - рассказывает "Комсомольской правде в Беларуси" Михаил, бывший сотрудник ошмянской таможни.
Сейчас город взбудоражен. О массовом задержании сотрудников пункта пропуска Каменный Лог белорусам 3 апреля рассказал Лукашенко. Дело ведет КГБ и особых подробностей не раскрывает, хотя и обещает дать на днях новую информацию. Из 96 сотрудников ошмянской таможни за решеткой уже 31. Когда журналисты во вторник, 7 апреля, приехали в Ошмяны, там не скрывали: со дня на день ожидаются новые задержания. Прошла неделя.
- Задержаний больше не было, потому что всех в СИЗО невозможно посадить. Говорят, после следственных действий кого-то могут отпустить, а других заберут. В камере и так сидят по 4- 5 человек, таможенников некуда рассаживать друг от друга, - говорит знакомый задержанных.
Сотрудники ошмянской таможни находятся в СИЗО КГБ, известное в народе как "американка". Здесь 18 камер, изолятор рассчитан на 34 человека. Фигурантов громкого уголовного дела обвиняют в получении и даче взяток. Их дома, квартиры и машины арестованы. "КП" удалось отыскать квартиру бывшего таможенника, у которого под ванной обнаружили 1 миллион 800 тысяч долларов. С виду это обычный пятиэтажный старый дом, по внешнему виду которого невозможно догадаться, что здесь хранили сумасшедшую сумму.
- За мной пришли в 9 утра, сказали, что буду понятым. Каждую купюру фотографировали, поэтому домой я вернулся только на следующий день в 6 утра, - рассказал Максим, сосед задержанного экс-таможенника.
Новенький коттедж таможенника арестован. Мужчина вместе с семьей собирался в него со дня на день переехать, но не успел.
Кстати
Напомним также, что 14 апреля в Беларуси был  арестован директор крупнейшего транспортного предприятия "Миноблавтотранс" Виктор Русак.
Фото: gtk.gov.by (пункт пропуска "Каменный лог")
Хартыя97