Анна Обухова работает в транспортной компании "Семьсот дорог" и реально водит Volvo FM400 уже более года, а общий стаж дальнобойной жизни у нее более двух лет. За это время она успела поездить на грузовиках Scania и DAF. Однако при личной встрече вы никогда не подумаете, что она водит тяжелые грузовики. Привычный образ "дальнобойщика в растянутых трениках и шлепках" никак не монтируется с молодой, интеллигентной леди за рулем 40-тонного автопоезда.
- Анна, Вы молодая, привлекательная женщина, мать двоих детей: Вас можно представить в офисе, за компьютером, на кафедре: У вас два высших образования: Как получилось, что Вы стали дальнобойщицей?
- Всё началось несколько лет назад, я тогда действительно работала в университете и в один из моментов вдруг поняла, что моей зарплаты не хватает на жизнь. Тогда я пошла "таксовать" и, сев за руль, вдруг осознала, что это моё, что именно этого мне и не хватало всю жизнь. Хотя по-прежнему чего-то не хватало. Потом была работа на ГАЗели, и тогда я почувствовала, что хочу водить грузовик.
Я прекрасно понимала, что наличие категории Е в правах еще ничего не значит, и начала свой путь к профессии. Сначала был троллейбус, после него я прекрасно знала, что меня возьмут на автобус, после автобуса была Scania "одиночка" и уже после этого автопоезда.
- Но почему именно тяжелые грузовики?
- Это же такая красота! Такая мощь! Это ни с чем нельзя сравнить. Когда ведешь автопоезд, всё остальное отходит на второй-третий план. Это моя жизнь, отними у меня это, и не останется ничего. Мне кажется, что я всегда здесь была и всегда куда-то ехала. При нашей работе машина становится даже не вторым, а именно первым домом. Только ты и дорога. Мне постоянно надо куда-то ехать, менять пейзаж за окном.
- Сейчас часто можно услышать, что дальнобойщик - это тяжелый и неблагодарный труд и говорят это суровые мужики: И вдруг хрупкая женщина:
- Да, я часто слышу и в разговорах, и по рации жалобы на нашу профессию. Мне просто жаль этих людей - они не ту дорогу выбрали. Если работаешь только из-за денег, то лучше просто уйти - толку все равно не будет. Платят нам не так уж и много, эту профессию надо любить и жить в ней. Да, бывают всякие сложности и с логистикой, и с грузами, и просто тяжелые ситуации на дорогах. Но это неизбежные издержки, которые есть в любой профессии.
- Анна, а Вы помните свой первый рейс? Как это было?
- Я тогда работала в небольшой частной транспортной компании на "одиночке" и всё время нудила: "Ну дайте мне фуру:". И вот так случилось, что в рейсе водитель "загулял", а машина груженая. И тогда мой начальник сказал: "Ну что, хотела? Поехали". И мы поехали.
По дороге он меня пускал за руль и убедился в том, что вроде как у меня получается. Доехали до места, забрали вторую фуру и пошли на Москву двумя машинами. Так доехали от Новосибирска до Москвы, а вот разгружаться надо было в разных местах, и вот эти четыре с половиной часа самостоятельного пути по кольцевой, подачи на разгрузку, а потом и завершения рейса я никогда не забуду.
- Расскажите о том, на каких направлениях работаете? Какой самый дальний маршрут? В чем его особенности?
- Мы работаем на восточном направлении - всё, что от Москвы на Восток. Самый дальний рейс был из Москвы в Читу - 6 300 км. На обратном пути попался сборный груз в разные города: В результате я почти три месяца не была дома.
Если говорить об особенностях, то чем дальше от Москвы на Восток, тем люди человечнее. Так, в Подмосковье можно полдня простоять "с поднятой рукой", и никто не тормознет. А за Уралом стоит встать на полчаса чайку попить, как сразу несколько машин останавливаются и спрашивают, не случилось ли чего, не нужна ли помощь.
- Как к Вам относятся другие водители?
- К женщине за рулем фуры мужики относятся по-разному. Все делятся на три приблизительно равные группы. Треть - резко отрицательно, вторая треть - положительно и третья - индифферентно.
Фото: Максим Сергеев