Добро или зло тахографы для бизнеса? Об этом задумались участники конференции "Безопасность и эффективность грузопассажирских перевозок в России: проблемы и перспективы", которая прошла в МИА "Россия сегодня". В частности, выяснилось, что порой установка таких приборов в нынешних условиях не оправданна и мало что дает в целях реального контроля над водителями.
Один тахограф или пять штрафов?
Напомним, что тема стала особенно актуальной после серии крупных ДТП, совершенных уснувшими за рулем водителями грузовиков и междугородних автобусов. В ответ в России с апреля прошлого года ввели административную ответственность за отсутствие тахографа в кабине грузовых и пассажирских транспортных средств, а также за нарушение водителями режима труда и отдыха.
На первом этапе - с 1 апреля 2014 года - тахографы стали обязательны примерно для 40% всего транспорта, осуществляющего грузопассажирские перевозки. Устанавливать тахографы нужно было на грузовики полной массой свыше 12 тонн, междугородние автобусы, а также на автомобили, перевозящие опасные грузы. Напомним, что разрешено использовать только цифровые тахографы двух видов: тахографы с блоком СКЗИ - средством криптографической защиты информации - для "внутреннего пользования". Также могут устанавливаться устройства европейского стандарта (ЕСТР), которые используются на машинах, осуществляющих международные перевозки. При этом штраф за нарушения, связанные с их установкой, для водителей составляет от 1 до 3 тыс. руб., а для должностных лиц - от 5 до 10 тыс. руб. (чаще штрафуют по максимуму). Кстати, манипуляции с показаниями приборов легко выявляются при проверке - информация, которую фиксирует устройство, хранится в памяти тахографа не менее 365 дней. А попытки фальсификации данных могут расцениваться как мошенничество и квалифицироваться в соответствии со статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
С момента введения штрафов 1 апреля прошлого года и до его конца на территории РФ к административной ответственности было привлечено более 170 тыс. водителей, а с начала нынешнего года до марта - еще свыше 60 тыс. С 1 апреля работы у ГИБДД прибавилось - применение тахографов стало обязательным на грузовиках полной массой свыше 3,5 тонны. В РФ по состоянию на 1 января 2015 года на учете состоит более 700 тыс. таких автомобилей.
Отметим также, что решение об обязательном использовании тахографов было принято еще в 2013 году, то есть до введения санкций. Теперь положение бизнеса осложнилось - главное, ухудшились условия кредитования, в том числе на пополнение оборотных средств, необходимых на выплату заработной платы, приобретение ГСМ, сырья. Продолжает снижаться и покупательский спрос населения. В этих условиях бизнесу придется нести дополнительные затраты - установка тахографа на каждый автомобиль стоит свыше 50 тыс. руб. Не устанавливать, таким образом, невыгодно - цена одного устройства эквивалентна пяти штрафам для юрлиц.
Представителям бизнеса дополнительные траты, по традиции, не нравятся - они предсказывают, что требование отрицательно скажется на сфере перевозки продуктов питания в магазины розничной торговли, а также семян и удобрений в период весенних полевых работ на селе.
Что крупному бизнесу хорошо, то малому - смерть
Однако стоит признать разумность этих трат, призвал бизнес на конференции заместитель начальника отдела технического надзора Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД Сергей Чипурин. Он напомнил, что использование средств контроля режимов труда и отдыха позволяет снизить аварийность на грузовом транспорте. Ведь водители, зная, что их могут проверить, вынуждены будут останавливаться для отдыха. Поэтому специалист призвал перевозчиков смотреть на тахографы не как на тяжкую нагрузку, а как на средство предотвращения ДТП с участием принадлежащих им автомобилей.
"Каждый такой прибор - это вовремя отдохнувший и не уснувший за рулем водитель, это спасение жизней наших сограждан", - отметил представитель ведомства.
Тем более что современные тахографы приносят немалую пользу - можно всегда узнать, где сейчас твой подчиненныйи занят ли он работой, аргументировал Чипурин. На конференции много говорилось и о другой пользе устройств для бизнеса - информацию перевозчики могут использовать для планирования маршрутов, выработки логистических решений. Канал связи, предназначенный для получения информации, фиксируемой тахографом, можно использовать для передачи дополнительных важных данных - например, о температуре груза. Наконец, данные о скорости и соблюдении режима способны пригодиться и для юридической защиты перевозчика и водителя, если произойдет ДТП.
Но, как заметил зампред Комитета Госдумы РФ по транспорту Александр Старовойтов, все эти преимущества актуальны в основном для крупных компаний. Для небольшого бизнеса выгоды менее очевидны. Особенно если предприниматель сам сидит за рулем - не будет же он обманывать сам себя. Таким образом, для частных перевозчиков, владеющих только одной машиной как единственным средством заработка, тахограф станет малооправданной и значительной тратой.
Не менее серьезная проблема - отсутствие достаточного количества безопасных охраняемых стоянок в некоторых регионах. Останавливаясь вне охраняемой территории ради строгого соблюдения режима труда и отдыха, водитель может запросто пострадать от грабителей.
Многие водители, по словам депутата, обеспокоены еще и тем, что клиенты не склонны к длительному ожиданию, требуя доставить груз быстрее. Значит, чтобы успеть доехать до нужной точки, но уложиться при этом в отведенные часы, водители, по его словам, вынуждены будут поддерживать более высокую скорость, а от этого аварийность на дорогах возрастет. Впрочем, нельзя забывать и о многочисленных комплексах фотовидеофиксации нарушений ПДД, которые могут сделатьтакой выход невыгодным из-за штрафов.
Представитель МВД Сергей Чипурин с серьезностью такой угрозы не согласен - по его словам, доставка груза клиенту в срок - вопрос логистики. Необходимо просто выбирать оптимальный маршрут, считает он.
"Не система контроля, а профанация"
На конференции также говорилось о том, что многое в системе тахографии в России необходимо совершенствовать. По словам Александра Старовойтова, на данный момент существует огромный серый рынок ввозимых в страну старых тахографов, поэтому необходимо как можно скорее осуществить переход к единому стандарту оборудования.
В целом же нынешняя нормативно-правовая база, на основании которой в России внедряется система тахографии грузового и пассажирского транспорта, по словам Старовойтова, является профанацией поручений президента. Как объяснил, комментируя "РИА Новости" эту ситуацию, глава думского комитета, дело в том, что контролирующие организации реально могут проверить лишь сам факт наличия тахографа в автомобиле. При этом они не смогут узнать, насколько водитель устал, как давно он отдыхал и не грозит ли ему вскоре уснуть за рулем. "В крупных фирмах зачастую плевать хотели на режим труда и отдыха, мелкие предприниматели в режиме конкуренции сами идут на "подвиги" на дорогах. А у нас создается не система контроля, а профанация", - считает глава комитета. По его словам, инспектору позволено только проверить сам факт наличия прибора, "даже если это дешевая поделка из Китая".
Чтобы программа тахографии заработала, этот прибор должен быть признан измерительным - со всеми вытекающими требованиями к сертификации и поверке, указал депутат. "Чтобы инспектор мог, как всех цивилизованных странах, считать с тахографа все данные. Проверить, не нарушался ли режим труда и отдыха. И эти материалы должны идти в суд. Технически такая возможность у тахографов есть, в этом плане российские даже на голову выше зарубежных аналогов", - заявил Старовойтов.
Он отметил, что в ближайшее время планирует составить на имя президента РФ докладную бумагу и уведомить его, как складывается ситуация на самом деле. "Нам был четко указан вектор развития, что мы должны усиливать средства государственного контроля и повышать безопасность дорожного движения. Наверное, какие-то отдельные чиновники не до конца понимают важность таких поручений. Поэтому я считаю, что имею полное моральное право подготовить такой документ", - сообщил парламентарий.
Штраф - без остановки на трассе
По словам представителя "Росавтодора" Вячеслава Максимычева, проблемы связаны и с тем, что процедур контроля деятельности мастерских, которые устанавливают тахографы, пока не предусмотрено. А между тем правильная работа прибора зависит не только от производителя, но и от мастерской. Некоторые организации предлагают установить тахограф подешевле. Однако они не предупреждают клиента, что данная модель устарела и больше не соответствует требованиям, а значит, при первой же проверке ему выпишут штраф.
По словам директора по развитию компании "Атлас-карт" (разрабатывающей, в том числе, средства криптографической защиты) Виктора Прокопенко, тахографии в нашей стране есть куда совершенствоваться и в техническом плане. В частности, в обозримом будущем планируется обеспечить передачу контролирующим органам информации о нарушениях, допущенных водителем и зарегистрированных тахографом, прямо в онлайн-режиме. Речь об автоматической передаче координат грузовика при помощи GSM-сетей - при начале движения, затем каждые три часа, при остановке, а также при нарушении режима движения. То есть для того чтобы выписать штраф за нарушение режима труда и отдыха водителем, его даже не обязательно будет останавливать на трассе: это вполне можно будет сделать заочно.
В Европе использование умных" тахографов станет обязательным с 2017 года, и по прогнозу эксперта, за европейскими коллегами могут подтянуться и наши законодатели.
Подытоживая конференцию, Вадим Мельников, директор экспертного центра "Движение без опасности", подчеркнул, что контрольное устройств, в первую очередь, является не финансовой нагрузкой, а инструментом по обеспечению безопасности дорожного движения и предотвращению тяжких последствий аварий.
Тахограф дороже автомобиля
Очевидно, что властям всех уровней стоило бы получше продумывать последствия тех или иных решений - даже если цели у них благие. То, к чему может привести не до конца продуманная "обязаловка", связанная с тахографами, показала история с их применением в сельхозсфере. В аграрных регионах страны представители бизнеса выступили против бездумного навязывания этих приборов. Требование об оснащении тахографами технического транспорта - комбайнов, тракторов и т. п. - удар по предприятиям, говорилось, в частности, на коллегии по итогам работы сельхозотрасли Ставропольского края. В период сельхозработ - особенно уборки - ограничивать время работы семью часами просто нереально, говорили руководители предприятий. Например, комбайнеры готовы поработать неделю-две по 12-13 часов в день, ведь за это они получают 80-100 тыс. руб., сообщил председатель СПК "Гигант" Александр Ворошко. А если поставить им временные рамки в 7 часов? Значит, придется раздувать штаты комбайнеров. И сельчане не заработают, и предприятие внакладе.
Та же история и с трактористами, которые работают в поле немногим больше двух месяцев по 10, а то и 16 часов в день, получая до 100 тыс. руб. в месяц. Если установить на их тракторы тахографы и не позволять им перерабатывать, на те же деньги предприятию пришлось бы нанимать летом вдвое больше работников.
"Зачем на ГАЗ-53 ставить этот тахограф? - не понимает руководитель сельхозкооператива. - Машина себя уже переамортизировала 4 раза! Тахограф уже дороже самого автомобиля!"
Глава региона Владимир Владимиров считает, что вся технологическая и уборочная техника, которая работает внутри колхозов, должна быть освобождена от необходимости установки на нее контролирующего оборудования. "Это позволит не только сократить издержки, но и направить дополнительные средства на развитие отрасли", - приводит слова главы края его пресс-служба.
В Аграрном комитете Госдумы готовы пойти навстречу. Его глава Николай Панков обещалаграриям, что нижняя палата парламента рассмотрит вопрос по исключению сельскохозяйственной техники из правила об обязательной установке тахографов на технологический транспорт.
Фото: 5koleso.ru