← Коммерческий транспорт

Звезда раздора: налоговая зацепилась за шильдик "Мерседес-Бенц"

Сегодня Арбитражный суд РТ рассмотрит претензии инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам к "Мерседес-Бенц Тракс Восток", от которого требуют "отстегнуть" в бюджет 8 млн. рублей с тех денег, которые челнинцы, по версии налоговиков, платят немецкому концерну за товарный знак. Как стало известно "БИЗНЕС Online", компания утверждает, что размещение знаменитой трехконечной звезды на капоте - не более чем требование технической документации.

Как налоговая "наехала" на "Мерседес"
В Арбитражном суде Татарстана идет во многом уникальный спор. Налоговая служба по крупнейшим налогоплательщикам по РТ утверждает: в 2011 году известная в республике компания из Набережных Челнов ООО "Мерседес-Бенц Тракс Восток" (СП, созданное Daimler AG и ОАО "КАМАЗ") уклоняется от уплаты налогов за использование на своей продукции товарного знака "Мерседес".
Немецкий концерн Daimler AG и ОАО "КАМАЗ" заключили соглашение о создании на паритетной основе в ноябре 2009 года совместного предприятия в Набережных Челнах. В сентябре 2010 компания "Мерседес-Бенц Тракс Восток" запустила собственное производство грузовых автомобилей Mercedes-Benz методом крупноузловой сборки. Автоград расценивался как плацдарм для увеличения доли на рынке немецкой техники и уже в 2013 году из 3,8 тыс. грузовиков марки Mercedes, реализованных в нашей стране, 2,6 тыс. были произведены в Набережных Челнах. Всего же за четыре года после схода первого грузовика с конвейера было произведено более 7,5 тыс. автомобилей. В Челнах выпускаются такие модели, как Axor, Actros, Atego, Unimog, всего более 30 модификаций стандарта "Евро-5". В 2014 году компания вошла в составленный газетой "БИЗНЕС Online" Топ-300 крупнейших предприятий Татарстана, расположившись на 13-й строчке.
Проблемы у производителя грузовиков начались с того, что межрайонная инспекция федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по РТ пришла к выводу, что "дочка" "Мерседеса" заплатила головной компании по договору о передаче технологий и за использование товарного знака, но не заплатила в этой части налогов. Поэтому в июне 2014 года доначислила челнинской кампании еще 8 млн. рублей. Сумма вроде бы не большая, но, видимо, сам предмет спора носит для компании принципиальный характер. "Мерседес-Бенц Тракс Востокс" не согласился и обратился в арбитраж, где сейчас и идут разбирательства. В суде представитель налоговой инспекции пояснил, что челнинский "Мерседес" в проверяемый период (2011 - 2013 годы) производил и продавал грузовики под маркой Mercedes, однако договор о передаче прав на товарный знак был заключен только в декабре 2011 года. "То есть почти что в 2012 году", - обратил внимание представитель инспекции. У налоговой есть и ряд других претензий, например, по поводу соглашений о персонале, однако основной акцент сделан именно на торговый знак.
Нельзя сказать, что действия челнинских производителей были вовсе не урегулированы договорами. Так, в апреле 2010 года было заключено соглашение о лицензировании, относительно которого "Мерседес" заявляет, что там содержатся положения о передаче ноу-хау, которые по закону освобождены от уплаты налогов. По мнению же налоговой, спорное соглашение является комплексным, в нем содержатся также и нормы о передаче товарного знака. А за это уже нужно платить налоги.
"Речь шла лишь о том, где конкретно размещать знаки"
На судебном заседании, которое посетил корреспондент "БИЗНЕС Online", представитель налоговой Мария Сердюкова подчеркнула, что в 2011 году никаких иных "правовых оснований", кроме лицензионного соглашения и факта учредительства для использования "Тракс Востоком" товарного знака Mercedes, не было. Этим подкрепляется вывод, что право на наименование было передано челнинцам в рамках соглашения, заключенного еще в 2010 году. Следовательно, с этого момента возникла необходимость уплаты НДС с роялти - лицензионных платежей, которые челнинцы должны перечислять Daimler AG.
Тактика защиты заключается в том, чтобы доказать отсутствие соглашения о передаче именно товарного знака. Дело в том, что, согласно российскому Налоговому кодексу (об этом говорится в пункте 2 статьи 149), от уплаты НДС освобождается передача изобретений, промышленных образцов, компьютерных программ, секретов производства (ноу-хау) и прочих технологий по лицензионному соглашению. А вот передача самого товарного знака в этот льготный перечень не входит. С платежей правообладателю за использование бренда компании обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость.
Соответственно, представители челнинского "Мерседеса" на суде заявляли, что спорное соглашение 2010 года касается только передачи ноу-хау и все его положения в той или иной степени регулируют порядок использования технической документации. Упоминание же в ней товарного знака означает лишь технические требования по его размещению на выпускаемой продукции и не более. Как отметил представитель компании, "если читать буквально, мы видим, что речь идет о том, где конкретно, согласно технической документации, должны быть размещены товарные знаки". В "Мерседес" настаивают, что все это не влечет за собой передачуправ на использование бренда. На этом основании компания и применила соответствующую налоговую льготу.
Очередное заседание должно состояться сегодня, 20 мая. Решение суда обещает стать не только резонансным, но и прецедентным, поскольку немало российских компаний и их западных партнеров стараются избегать уплаты НДС с платежей за пользование товарным знаком.
"Секреты налогами не облагаются"
"БИЗНЕС Online" узнал мнения экспертов в области налогов и патентного права.
Григорий Бусарев - генеральный директор авторского агентства "Артпатент":
- Конечно, лицензионные договоры, в том числе и на использование товарных знаков, предусматривают схемы оптимизации налогов, известные и "обкатанные" еще лет 10 назад. Начнем с того, что любой договор о передаче прав на использование товарного знака вступает в силу только после его государственной регистрации в Роспатенте. Это обязательное условие для любого договора, будь то договор отчуждения прав, лицензионный договор, договор коммерческой концессии либо иной комплексный договор, где отражены существенные условия упомянутых договоров. Если в данном случае нет регистрации договора - не может быть разговора о получении компанией-плательщиком каких-либо прав на товарный знак. Принимая во внимание, что договоры о передаче ноу-хау не требуют регистрации и о ней речи, видимо, не идет, то требования налоговой в части товарных знаков беспочвенны.
Юлия Заздравная - управляющий партнер юридической компании "АНП Зенит":
- Действительно, передача исключительных прав на секреты производства (ноу-хау) налогами у нас не облагается. Если же иностранная компания передает вместе с ноу-хау права на использование товарного знака, ситуация меняется. В этом случае российская сторона выступает налоговым агентом, то есть должна удерживать налоги с выплат иностранному правообладателю и перечислять их в бюджет. Таким образом, до передачи прав на использование товарного знака обязательств налогового агента у "Мерседес-Бенц Транс Восток" не было.
Возникает резонный вопрос, могла ли компания производить и продавать автомобили под брендом "Мерседес", не имея прав на использование товарного знака концерна, пользуясь лишь ноу-хау. На самом деле товарный знак может быть признан используемым на законном основании и без наличия лицензионных соглашений об этом, в случае если он используется под контролем правообладателя. То есть в этом плане действия компании правомерны.
Если же условия договора позволяют налоговому органу делать выводы о том, что вместе с ноу-хау на возмездной основе были переданы и права на товарный знак, доначисление налогов обосновано. При этом оно должно учитывать вычеты по "входящему" НДС и расходы по налогу на прибыль, которые возникают с выплат за пользование товарным знаком.
Справка
ООО "Мерседес-Бенц Тракс Восток"
Зарегистрировано в городе Набережные Челны.
Генеральный директор - Шульце Хайко Маттиас.
Владелец (согласно данным "Контур-Фокус" на май 2010 года): ООО "Мерседес-Бенц Тракс Восток Холдинг Гбх" (Австрия).
Компания специализируется на производстве автомобилей, консультировании по вопросам коммерческой деятельности и управления, торговле автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
Фото: business-gazeta.ru
БИЗНЕС Online