← Таможня и ВЭД

Беларусь озаботилась созданием "выгодного транзитного имиджа"

О намерении Госпогранкомитета Беларуси запустить до конца 2015 года в промышленную эксплуатацию систему электронных очередей на пограничных пунктах пропуска республики в "Белтаможсервисе", который обеспечивал разработку и тестирование системы, узнали из интернета.

Запуск системы электронных очередей позволит исключить вероятность простоев на границе, сократить финансовые потери транспортных компаний и владельцев грузов и в целом будет способствовать повышению транзитной привлекательности республики. Об этом председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь  Леонид Мальцев рассказал журналистам газеты "Советская Белоруссия".
Глава пограничной службы республики сообщил о проведении экспериментов в МАПП "Козловичи" на польско-белорусской границе и МАПП "Каменный Лог" на границе с Литвой. По словам Мальцева, анализ полученных данных свидетельствует о том, что система востребована, поэтому сложилось однозначное мнение о большой пользе "этой новой возможности для людей". Так, только в ходе эксперимента в пункте пропуска "Каменный Лог" за месяц систему бронирования опробовали более 2 тыс. транспортных средств, из них более 200 - грузовики. Реально по услуге границу пересекли порядка тысячи транспортных средств, из них более 170 составили фуры. Данные по работе системы в Козловичах, где в порядке электронной очереди пропускались только грузовые машины, руководитель белорусской погранслужбы не привел.
- На сегодня осталось доработать систему с учетом пожеланий граждан и грузоперевозчиков и приступить к основному этапу реализации. Уже в этом году начнем внедрять ее и запускать в промышленную эксплуатацию в белорусских пунктах пропуска, - заявил Леонид Мальцев, уточнив, что после запуска системы экономическая выгода для участников внешнеэкономической деятельности станет более очевидной. - Максимальное исключение вероятности простоев на границе сокращает финансовые потери транспортных компаний и владельцев грузов. В итоге людям становится намного удобнее, а страна получает выгодный транзитный имидж.
Управлением всей системой электронной очереди будет заниматься специальная организация-оператор. За бронирование времени въезда транспортных средств в пункт пропуска с применением системы электронной очереди будет взиматься плата, тогда как въезд в зону ожидания будет бесплатным. Управлять работой зон ожидания будет тоже оператор - организация, ответственная за функционирование зоны ожидания и определяемая облисполкомом.
- Государственная граница, пункты пропуска имеют для страны еще и имиджевое значение, а не только лишь связаны с пограничной безопасностью. Негативные ощущения, складывающиеся в очередях, явно не способствуют ни туристической, ни транзитной привлекательности Беларуси, где заложен большой экономический потенциал нашей страны, находящейся на пересечении главных транспортных и пассажирских потоков между Западом и Востоком, - подчеркнул председатель Госпогранкомитета Беларуси.
Напомним, к проведению эксперимента с целью испытания организационных и технических решений по внедрению в автодорожных пунктах пропуска через госграницу Беларуси системы электронной очереди погранслужба республики совместно с иными заинтересованными органами госуправления и организациями приступили 1 декабря прошлого года. Он должен был продлиться до 1 марта 2015 года. Стоимость одного бронирования составляла в пересчете на национальную валюту России менее 100 рублей. Такой тариф был установлен на время эксперимента, а в дальнейшем планировалось его изменить.
По словам источника "Логируса", эксперимент в Каменном Логе продлился чуть более месяца, и возобновлять его погранкомитет не намеревался. В Козловичах эксперимент планировали приостановить якобы из-за отсутствия очередей. По какой причине госпогранкомитет вдруг изменил свои намерения, "Логирус" попытался выяснить в пресс-службе комитета и у представителей компании "Белтаможсервис", которая обеспечивала разработку и тестирование системы.
- Система постоянно обновляется и совершенствуется, потому что проводимые эксперименты выявляют определенные проблемы и недочеты, - пояснили "Логирусу" в пресс-службе. - Исходя из этого вносятся коррективы как в саму систему, так и в алгоритм действий. В данном случае то, что мы на сегодня наработали, получает более жизненное применение.
По словам собеседника "Логируса", в настоящее время система не работает ни в Козловичах, ни в Каменном Логе, потому что эксперимент завершен. "Для запуска такой мощной системы в эксплуатацию нужно было заранее выявить проблемы. Сейчас идет анализ и наладка с учетом тех замечаний и проблем, которые возникали в ходе опытной эксплуатации", - уточнил представитель пресс-службы.
В компании "Белтаможсервис" ситуацию прокомментировали так: "Прочитали новости в интернете, пока нам об этом ничего неизвестно. Мы бы хотели, чтобы эксперимент продолжался, поскольку мы эту систему разработали, запустили и протестировали. Пока у нас официальной позиции погранкомитета по данному вопросу нет. Возможно, до нас письмо еще не дошло".
Фото: mclog.hse.ru
Logirus