← Спецтехника

Cклады белорусских предприятий поможет разгрузить очередная девальвация

Запасы на складах - это едва ли не самая большая головная боль белорусской экономики. О них не первый год говорят все: от начальников райисполкомов до чиновников из министерств. А уж тем более в кризис. Но что на деле? Вооружившись кипой отчетов Белстата, журналисты onliner.by посмотрели, как менялись запасы так называемых "локомотивов экономики" за последние четыре года.

Тракторы: мы вернулись в 2005 год
- Да мы продаем только половинутракторов, которые производим, - объясняют рабочие Минского тракторного завода. - Вот, к примеру, четыре тысячи выпустим в месяц, а купят только две тысячи. Как-то не очень берут.
А когда-то брали. В 2011 году. В то время и МТЗ работал полный месяц, и объемы производства выросли на треть, и Россия закупила почти в два раза больше "Беларусов". Экспорт тракторов тогда вообще чуть ли не побил рекорды: вырос на 50%. Что и неудивительно: обычный МТЗ-1221.2, который сто?ит теперь $30 тыс., продавали втрое дешевле.
По итогам девальвационного года на всех складах в Беларуси осталось 2,9 тыс. тракторов - полмесяца работы тракторной отрасли страны.
В 2012 году Беларусь пошла на рекорд, выпустив 71 тыс. тракторов. За десять последних лет это был лучший результат. Но за последующие два года объемы упали на треть (минус 20 тыс.), а складские запасы выросли почти в четыре раза: 5,6 тыс. (2012), 8,9 тыс. (2013), 11 тыс. (2014). В апреле же на складах Беларуси стои?т 9,1 тыс. тракторов.
В январе нынешнего года проблем со сбытом тракторов у страны добавилось. Для основных наших рынков сбыта - России и Украины - белорусские тракторы стали очень дорогими. И тут не помогла даже декабрьская девальвация. Замены старым рынкам у отрасли нет. Итог - еще больше снизились объемы выпуска продукции. В нынешнем году тракторная отрасль вернулась на десять лет назад, в 2005-й. Тогда, как и сейчас, в месяц выпускали по 3-3,5 тыс. тракторов.
Грузовики: отрасль можно отправить в отпуск на семь месяцев
Девальвационный год дал толчок и выпуску грузовиков: 21 тыс. в 2011 году, 24 тыс. в 2012-м. Но дальше объемы производства стали падать. Сначала на четверть, а потом сократились втрое. И в 2014 году Беларусь выпустила уже всего 8 тыс. грузовиков. Это рекордно низкие цифры за последние десять лет. Чуть больше выпускали только в 2009-м, во время мирового финансового кризиса. Тем временем складские запасы выросли практически вдвое: с 1100 до 2100 грузовых авто.
- Последние два года мы выпускаем уже не 100-110 машин в день, а 30-40, - подтверждают рабочие самого крупного предприятия отрасли - Минского автомобильного завода. - Да и люди поувольнялись. Если три года назад у нас было 25 тыс. работников, то теперь осталось 16,2 тыс. человек. Символично, что работаем мы теперь не 22 рабочих дня в месяц, а 16.
Сейчас на белорусских складах хранится столько продукции, что рабочих можно отправить в отпуска на семь месяцев. Причина опять же кроется в российском и украинском рынках. Мало того, что наши грузовики теперь для них довольно дорогие, так еще и в России просел рынок.
- КАМАЗ упал на 40%, что уж говорить про нас, - объясняют рабочие МАЗа.
Самосвалы: разгрузить склады не дают Caterpiller и Komatsu?
Еще в январе по байнету гуляли фотографии БелАЗа, густо заставленного самосвалами. "Фотошоп", скажут скептики. Но цифры не врут. В апреле на складах страны был 1201 самосвал для эксплуатации в условиях бездорожья. Это в восемь раз превышает среднемесячное производство.
Аналогично после того, как самосвалы расхватали по дешевке в 2011 году, их производство выросло. На следующий год в стране произвели 1671 карьерный самосвал и 5721 самосвал для эксплуатации в условиях бездорожья. Правда, в уже с 2013 года и по сей день объемы упали практически вдвое. С конвейера сошли всего 725 карьерных самосвалов и 3,4 тыс. самосвалов для бездорожья.
Но виной тому не только падение горнодобывающей промышленности, но и появление на российском рынке крупных мировых компаний Caterpiller и Komatsu. Напомним, эти предприятия организовали в России свои сборочные цеха. Caterpiller даже уговорил отказаться от продукции БелАЗа "Норильский никель". Парк завода постепенно уйдет от белорусских самосвалов.
Зерноуборочные комбайны: вся работа за 11 месяцев стоит на складах
Белорусские комбайны сейчас переживают, наверное, самые худшие времена за последнее десятилетие. За прошлый год мы произвели 847 комбайнов. Это самый низкий объем производства за десять лет. Но самое интересное, что даже из этого небольшого объема комбайнов на склад отправилась третья часть.
Ситуация на этом рынке складывалась практически так же, как и в остальных отраслях: 2010-2011 годы были успешными. А уже с 2012-го начинается резкий спад: практически в 2,5 раза уменьшился объем производства. И сразу же растут склады: сначала туда отправляют двухмесячный, а потом и трехмесячныйзапас.
В апреле нынешнего года здесь покоилось почти 11 месяцев работы всей отрасли.
Крупнейший производитель зерноуборочных комбайнов в Беларуси - "Гомсельмаш" - называет в качестве причин финансовый кризис в России и ситуацию в Украине. Рынки этих стран были основными для предприятия. Правда, у самого "Гомсельмаша" проблемы начались как раз в тот момент, когда завод лишился государственных дотаций.
Кроме того, российский рынок стал защищать от засилья белорусской техники и "Россельмаш". В 2013 году руководство предприятия заявило, что емкость российского рынка составляет всего 5,5 тыс. комбайнов, а Беларусь тем временем уже произвела 3,5 тыс. машин. "Россельмаш" опасался, что наша страна начнет демпинговать и продаст комбайны за полцены. Путин обещал решить этот вопрос. Итог - в 2014 году производство комбайнов в Беларуси упало.
Фото: charter97.org
Хартыя97