← Топливо, масла и автохимия

Больше трети крупных нефтезаводов в России сдвинули сроки модернизации

Сразу 15 крупных российских НПЗ передвигают сроки модернизации минимум на год. Это может привести к дефициту топлива на внутреннем рынке уже в 2016 году, предупреждают эксперты.

О том, что 15 крупных НПЗ запланировали перенос сроков модернизации на один-четыре года, говорится в апрельской презентации института ВНИПИНефть о состоянии российских проектов в области нефтепереработки (копия есть у РБК). Доклад института (на 38% принадлежит Росимуществу) готовился к профильному совещанию в Минэнерго, которое должно было состояться весной, уточнил РБК гендиректор ВНИПИНефть Владимир Капустин. По его словам, с тех пор данных о том, что кто-то из компаний решил ускорить сроки ремонтных работ, не поступало.
По данным Thomson Reuters, всего в России 37 НПЗ мощностью от 1 млн т нефти в год. Выходит, сроки модернизации переносят больше 40% крупных предприятий. Из 15 НПЗ, упомянутых в презентации ВНИПИНефть, восемь принадлежат "Роснефти" (всего у компании 9 нефтеперерабатывающих заводов). Остальные - "Сургутнефтегазу" (Кириши), "Славнефти" (Ярославский НПЗ), "Газпром нефтехим Салавату" и независимым компаниям (Афипский, Марийский и Ильский НПЗ).
Представители "Роснефти" и других упомянутых компаний отказались от комментариев. Перенос сроков модернизации подтвердил только вице-президент Кубанской нефтегазовой компании (владеет Ильским НПЗ) Марат Басыров. По его словам, пересмотр программы модернизации завода был одобрен и согласован с Минэнерго еще в прошлом году. Представитель ведомства от комментариев отказался.
О том, что многие нефтяные компании откладывают проекты по модернизации своих заводов, говорит и директор по развитию бизнеса компании "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов. По его данным, на 2016-2017 годы перенесено введение мощностей, которые в текущем году должны были дать до 2,5 млн т бензина Евро-5, на 2019-2022 годы - ввод установок суммарной мощностью еще 3,9-4 млн т.
Главные причины переноса сроков модернизации - последствия налогового маневра, резкое падение курса рубля и секторальные санкции со стороны стран ЕС и США, из-за которых компании сталкиваются с проблемами при закупке импортного оборудования,
перечисляет Капустин.
"Если будет выявлено, что действия компаний по переносу сроков завершения строительства и ремонтов приводят к дефициту бензина в стране или в отдельных регионах, мы будем вынуждены возбуждать антимонопольные дела против нарушителей", - предупреждает начальник управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин РБК. По его словам, "Роснефть" и другие нефтяные компании уже уведомили ФАС о переносах сроков ввода установок на ряде НПЗ, но не в полном объеме: "Компании обязаны предоставить нам планы о задержках ввода НПЗ в эксплуатацию в 2016-2018 годах, но полной картины мы пока не видим".
Хватит ли бензина?
По данным Минэнерго, общий объем производства бензина в России в прошлом году снизился на 1%, до 38,3 млн т. В январе-июне 2015 года производство выросло на 2,8%, до 19,4 млн т. Но
уровень загрузки российских НПЗ (в среднем - 95%) носит "критический характер",
говорит Капустин.
Минэнерго прогнозирует, что общее потребление бензина в этом году составит 35,7 млн т, выпуск - 36,8 млн т, из которых только 28,2 млн т придется на бензин стандарта Евро-5 (остальное - Евро-4).
Но на 2016 год запланирован полный переход на продажу в России бензина Евро-5 (предполагается что Евро-4 будет продолжать выпускаться, но только для реализации на экспорт). При этом, по прогнозам Минэнерго, производство бензина Евро-5 в стране превысит общее потребление только к 2018 году. В 2016 году внутреннее потребление ожидается на уровне 36-37,4 млн т, а выпуск бензина Евро-5 - лишь 35,1 млн т, следует из материалов ведомства. Министр энергетики Александр Новак в конце июля говорил, что полный переход на Евро-5 с 2016 года может повлечь риск дефицита топлива. Нехватку он оценил в 2-4 млн т.
О возможном дефиците бензина на внутреннем рынке предупреждали и сами нефтяники. В середине июля президент "Роснефти" Игорь Сечин написал президенту Владимиру Путину письмо, в котором предупредил, что без дополнительных льгот для нефтепереработки
Россия может столкнуться с дефицитом бензина на внутреннем рынке до 5 млн т в год к 2017 году.
В том же письме говорилось о риске полной остановки проектов модернизации НПЗ крупными компаниями либо их существенном затягивании.
В числе льгот, о которых просил Сечин, были субсидирование процентной ставки по займам для инвестиций в проекты модернизации НПЗ, отказ от индексации для железнодорожных тарифов и налоговые каникулы по экспортной пошлине на нефтепродукты в зависимости от глубины переработки (понижение ставки для продуктов с более высокой глубиной переработки) либо дифференциация этих пошлин в зависимости от класса произведенного бензина.
Пока решений ни по льготам, ни по переносу сроков полного перехода на Евро-5 нет. В начале июня на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича было решено не продлевать разрешение на оборот в России бензина Евро-4. Но чиновники и компании могут вернуться к этому вопросу в октябре на президентской комиссии по ТЭКу, говорит один из участников совещания у вице-премьера.
ФАС поддерживает продление оборота Евро-4 для сохранения объема продаж бензина на внутреннем рынке, говорит начальник управления контроля ТЭКа Дмитрий Махонин. С предложением отсрочки полного перехода на Евро-5 выступил и Минпромторг, сообщил в понедельник "Коммерсантъ".
Даже при сохранении нынешних планов бензина на внутреннее потребление в стране было бы достаточно, считает аналитик ИК "Топливный интегратор Алгоритм" Виктор Костюков. Но у компаний есть обязательства по экспорту и сохранению определенных запасов топлива, оговаривается эксперт. Турукалов допускает, что при полном переходе на Евро-5 со следующего года дефицит возможен. И самая простая мера - сохранить продажи бензина низшего качества до завершения модернизации НПЗ. В качестве дополнительной меры можно было бы обязать нефтяников поставлять в страну бензин, который они производят по давальческой схеме на белорусских НПЗ, считает эксперт. Это дало бы гарантию поставок на внутренний рынок дополнительно: по данным Минэнерго, в 2015 году Белоруссия должна была поставить на российский рынок 1,8 млн моторного топлива, но пока не выдерживает график, российские компании в 2016 году могли бы загрузить ее НПЗ на этот объем.
Нефтепереработка в цифрах
15 НПЗ в России из 37 мощностью от 1 млн т бензина в год запланировали перенос модернизации на 2016-2020 годы
288,9 млн т составил объем нефтепереработки в России в 2014 году. Это на 5,2% больше, чем в 2013-м
На 1,7%, до 139,8 млн т, сократилась переработка нефти в первом полугодии 2015 года по сравнению с первым полугодием 2014-го
74% в объеме российского производства составила в 2014 году доля бензина стандарта Евро-5.
На 3,3 млн т, с 38,4 до 35,1 млн т, по расчетам Минэнерго, снижено прогнозное производство бензина Евро-5 в 2016 году в связи с переносом сроков модернизации ряда НПЗ
95% составляет средняя загрузка российских НПЗ. Среднемировой показатель загруженности - 82%
290 млрд руб. было инвестировано в нефтепереработку в 2014 году
Источники: Thomson Reuters, Минэнерго, "ВНИПИнефть"
Фото: moneyjournal.ru
РБК