С 1-ого ноября 2015 г. весь тяжёлый транспорт, продаваемый на территории Евросоюза, должен быть оснащен электронными "ангелами-спасителями" - системами, которые предупредят водителя об уклонении от полосы движения, а также обеспечивают экстремальное аварийное торможение. О том, как это будет работать и какие новые технологические решения в скором времени смогут предложить инженеры грузовиков, рассказали специалисты общества "Centrako" на традиционном "DAF Road Show 2015".
"Автопилот" сэкономит топливо
Прогнозирующая система поддержки постоянной скорости, а также разумное переключение скоростей являются главными усовершенствованиями. Связанные с навигацией, они оценивают изменения конфигурации дороги и рельефа в 2-3 ближайших километрах и в соответствии с результатами прогноза изменяют работу мотора, коробки передач и тормозной системы. Двигаясь в гору, автомобиль автоматически ускоряется на столько, чтобы на вершине водителю не пришлось дополнительно "поднажать" или значительно уменьшать передачу. В такой ситуации, скорость может быть уменьшена до 10 км/ч (стандартная настройка), 7 км/ч или 4 км/ч. Советы компьютера по использованию инерции во время езды (двигаясь по склону разрешено ехать немного быстрее, чем зафиксировано в настройках "автопилота") в горной местности позволяют сэкономить от 3 до 5 процентов топлива.
"Ни один водитель не способен контролировать автомобиль, начиная тормозом и заканчивая впрыском топлива, настолько точно, как это делает компьютер. Электроника подбирает такой режим езды, что число прикасаний человека к рычагу переключения скоростей или к другим инструментам контроля автомобиля сводится к минимуму", - утверждает руководитель проектов продаж Симас Новогрецскас.
Усовершенствованная функция системы "ECO ROLL" экономит топливо, позволяя автомобилю восстановить крейсерную скорость и тронуться нежнее после остановки перед зафиксированным препятствием.
Более эффективная остановка с помощью двигателя
Представители DAF уверяют, что с 2015 года все автомобили серии CF ir XF будут оснащены усовершенствованной и более мощной системой замедления автомобиля при помощи двигателя. С помощью специального рычага выбирается одно из трех уровней торможения - положение тормоза от 0 до 3. Сила торможения регулируется благодаря турбине с меняющимся углом. Положение "0" - тормоз выключен; "1" - используется 40 процентов мощи; "2" - 70 процентов (при этом обороты поднимаются до 1500 об/мин); "3" - 100 процентов (обороты до 1900 об/мин). Информация о том, какой из режимов торможения выбран, выводится на экран на панели.
Производители утверждают, помимо того, что такая система обеспечивает более эффективное торможение и меньший износ деталей, она легче и дешевле, чем обычный ретардер.
Другая стандартная функция в автомобилях DAF - система контроля давления в шинах. Она действует при помощи системы EBS, которая обсчитывает скорость и радиус вращения колеса, и информирует водителя, если давление в шинах ниже нормы. Система требует калибровки при начале работы с ней, а также после надува шины. Благодаря этой системе, топлива расходуется меньше, а шины изнашиваются не так быстро.
Пересечение дорожных линий - только показав поворот
Из мира легковых автомобилей была позаимствована такая функция, как система помощи движения по полосе. В этом случае продавцы грузовиков признаются, что "изобретать велосипед"никто и не пытался - оказывать содействие водителям электроника будет по таким же принципам, как это делается в роскошных моделях "Audi", "Volvo" или "BMW". То есть, если водитель будет пересекать дорожную линию предварительно не включив поворотник, система будет считать, что он попросту потерял концентрацию внимания и будет пытаться различными мерами заставить пилота снова контролировать ситуацию на дороге. Такими мерами обычно являются звуковой сигнал, рывок ремня безопасности или вибрация руля.
С ноября этого года на территории ЕС станет обязательным еще одно ухищрение - система аварийного торможения (англ. "Advanced Emergency Braking System"). Препятствия будут фиксировать радары и видеокамеры. По утверждению специалистов "Centrako", водители должны неплохо знать, как действует эта система, поскольку ее можно было приобрести и раньше, в качестве дополнительного оборудования.
Пока что прогнозировать как эти новшества изменят стоимость грузовиков - сложно. Вполне возможно, что к началу массового производства упомянутых систем, их цена будет ниже, однако в общей сложности, усовершенствованный автомобиль все равно подорожает.
Фото: cargonews.lt