С 1 января 2016 года, согласно техрегламенту Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", в России прекращается производство и выпуск в гражданский оборот моторного топлива экологического стандарта Евро-4.
Но уже за четыре месяца до времени "Х" автолюбителей и автоперевозчиков охватили сомнения: не возникнет ли на рынке дефицита бензина и ДТ стандарта Евро-5, осилят ли наши нефтеперерабатывающие заводы выпуск необходимого их количества?
По мнению руководителя направления Fresh компании FM Logistic Александра Дьяконова, в начале года возможен некоторый дефицит топлива 5 класса. "Уже были примеры, когда из-за аварии на одном из НПЗ в прошлом году выросли цены на АЗС. Спрос на топливо даже в кризис не снижается. Можно, конечно, ожидать импорта из Белоруссии, но кардинально это ситуацию не изменит. Хотя перевозчиков и заверяют, что топливные компании начали производить и продавать топливо 5 класса еще до вступления в силу ст. 7 техрегламента (устанавливающей сроки перехода на топливо более высокого экостандарта. - Ред.), но, думаю, риски остаются. Поскольку, возможно, не все НПЗуспели произвести модернизацию производств", - сообщил он "РГ".
Впрочем, начальник управления по экономике отраслей ТЭК Аналитического центра при правительстве РФ Виктория Гимади настроена более оптимистично. Ситуация по дизельному топливу и бензину несколько различается, подчеркнула она. Дефицита дизтоплива на внутреннем рынке не возникнет однозначно, поскольку еще в 2014 году производство ДТ стандарта Евро-5 превышало совокупное потребление солярки в России вообще. Так, производилось 45 миллионов тонн ДТ Евро-5, а совокупное потребление ДТ в России составляло 30,5 миллиона тонн, а излишки шли на экспорт. По данным Росстата, по итогам первого полугодия-2015 доля ДТ Евро 5 в совокупном производстве ДТ составляет уже около 80 процентов.
"Относительно бензина ситуация не столь однозначная, - считает эксперт, - так как почти весь произведенный в России бензин направляется на покрытие внутреннего спроса, то есть нет резерва для перераспределения между поставками на внутренний рынок и экспорт. По итогам 6 месяцев 2015 года тоже около 80 процентов производимого в РФ бензина относится к стандарту Евро-5. Но в целом дефицита бензина в 2016 году на внутреннем рынке ожидать не стоит, в крайнем случае целесообразнее на какое-то время перенести срок запрета бензина Евро-4, чем допустить нехватку топлива 5 класса".
Все это, конечно, замечательно, но есть одно но. У нас в стране более половины всех транспортных средств (и грузовых, и легковых) рассчитаны на потребление топлива куда более низких классов. В связи с чем может возникнуть "конфликт" автомобиля и топлива. И принесет ли пользу окружающей среде ДТ Евро-5, сгорающее в моторе стандарта Евро-0?
Как считает Александр Дьяконов, здесь, скорее, проблема в другом: не стандарте, а качестве топлива, реализуемого на АЗС. "В Москве и Московской области неплохое качество моторного топлива, чего нельзя сказать о регионах. Там ситуация гораздо хуже. Скорее всего, это связано с системой контроля надзорными органами за АЗС, - подчеркнул он, - последствия применения плохого топлива могут быть печальные: от нарушения работы топливной системы, свечей зажигания, нарушения работы инжектора, до преждевременного износа двигателя".
"Если залить ДТ Евро-5 в бак грузовика стандарта Евро-0, ничего страшного для автомобиля не произойдет, - говорит заместитель гендиректора компании Omnicomm Станислав Емельянов. - Очищенное топливо тщательнее выгорит даже в "ведре", и при этом выброс оксидов азота, безусловно, будет меньше, по сравнению с использованием горючего низшего класса. Но,
согласно техрегламенту, технику, использующую низкокачественное топливо, необходимо оснащать специальным прибором, ограничивающим крутящий момент двигателя,
что в общем-то, не пользуется особой популярностью среди владельцев коммерческого транспорта в нашей стране. На мой взгляд, в тандеме "автомобиль-топливо" первично, конечно же, топливо, но топливо, отвечающее всем требованиям Евро-5. Ведь из-за низкого качества горючего к нам не завозят современные экономичные двигатели, а те перевозчики, что уже используют технику Евро-5, сталкиваются с определенными сложностями из-за неразвитой топливной инфраструктуры".
"Конфликта не должно быть, что показывают результаты первой половины 2015 года. В начале года был введен запрет на продажу моторного топлива стандарта Евро-3. Однако потребители приобретают теперь топливо более высокого класса, и как такового конфликта не наблюдается", - подтвердила "РГ" Виктория Гимади.
Фото: nn.ru