← Дороги, инфраструктура

Строящаяся трасса Москва-Петербург должна превзойти знаменитые немецкие автобаны

До ввода в эксплуатацию новой скоростной автомобильной дороги М-11 осталось уже менее 3 календарных лет. Недавно строящуюся трассу между Москвой и Петербургом вновь показали журналистам. Как обещают дорожники, по некоторым параметрам магистраль должна превзойти даже знаменитые немецкие автобаны.

Один из самых серьезных и значимых объектов  строительства VI этапа М-11 (334-543 км), затрагивающем территории Тверской и Новгородской областей - мост через реку Волхов. Техника пришла сюда в январе 2014 года, а уже в эти дни гигантское сооружение всем своим видом свидетельствует о том, что завершение строительства не за горами. Во всяком случае, специалистам "Мостоотряда 90" осталось забетонировать две опоры (аккурат посреди реки) и перекинуть через них стальные пролеты, которые окрашиваются заранее, еще на берегу, чтобы, не дай Бог, эмаль не окрасила собой воды седого Волхова. На данный момент строительные работы на мосту выполнены на 50%. Проезд спецтехники по переправе будет возможен уже в конце 2016-го - начале 2017-го.
Длина мостового перехода - 730 метров. Из них порядка 160 метров конструкций будут  "пролетать" над зеркалом реки. Когда находишься в зоне работ, увиденное, честно говоря, впечатляет. Олег Цепух, начальник отделения санкт-петербургского территориального Управления ГК "Автодор", говорит, что все самые сложные работы давно позади. Рабочие спустились ко дну реки и трудятся практически под водной гладью в спокойном режиме, создавая арматурные ядра для будущих бетонных опор моста. Сваи пришлось забивать на глубину до 24 метров. При этом на какое-то время работы пришлось останавливать, поскольку однажды на дне Волхва было обнаружено затонувшее судно. Сначала думали, что находка старинная, мол, археологам подфартило. Но "утопленником" оказался не такой уж раритетный корабль, как прогнозировали, а тот трудяга, что 100 лет назад перевозил по реке кирпич. Вообще, как говорят рабочие, в данном районе на дне дожидаются своего подъема как минимум 14 суденышек, но все они, к счастью, не мешают местной навигации.
Олег Цепух рассказывает, что, помимо подводных артефактов, проходчикам М-11 пришлось столкнуться с массой "сюрпризов" времен Великой Отечественной. Особо много военных боеприпасов было выкопано из земли в районе Мясного Бора, что в 30 км от Великого Новгорода по М-10 в сторону Санкт-Петербурга. Здесь, как известно, проходили ожесточеннейшие бои, в которых участвовала небезызвестная 2-я Ударная армия генерала Власова. И именно здесь новая платная магистраль будет пересекаться с действующей трассой "Россия" (начало так называемого VII этапа строительства). Всего же, по словам нашего спикера, на М-11 будет 5 подобных пересечений с М-10, но все они разойдутся в уровнях, так что печалиться о возможных заторах нет никакого повода.
Будущая скоростная трасса поражает обилием искусственных инженерных сооружений.
Только на одном 217-километровом VI участке, на который выделено почти 145 млрд рублей, будет возведено 107 мостов, из них 42 имеют общую протяженность более 4 км.
Прибавим сюда 63 путепровода общей протяженностью 7 км (в т.ч. 22 путепровода над М-11 и 9 - в составе транспортных развязок, 32 - в теле новой трассы). Позаботились проектировщики об экологии и даже животных. Участок "украсится" аж 30-ю "зверопроходами", которые сооружаются не поди где, а строго в местах миграции лосей, медведей, кабанов и иже с ними. Причем, многие из таких переходов для зверушек сооружают сербские строители, выигравшие в свое время подрядный контракт. Как поведали в беседе с корреспондентом братья-славяне, работают они здесь вахтовым методом - по 6 месяцев к ряду с 3-недельным отпуском, который проводят на родине. Сербам тут  очень нравится, и все устраивает. Равно как нет претензий к ним самим со стороны российской компании-заказчика.  
Для предупреждения загрязнения вод вдоль магистрали планируется построить 146 локальных очистных сооружений. Только вдоль тверского-новгородского участка обустроят 24 площадки для отдыха. Абсолютно на всем своем протяжении М-11 будет освещена и оборудована металлическим барьерным ограждением. А на тех участках, которые пройдут вблизи населенных пунктов, будут возведены шумозащитные экраны. В общем, все по науке, все, как говорится, в духе времени. На сегодняшний день, согласно информации Олега Цепуха, "белых пятен" на пути будущей платной магистрали не осталось - все направления в лесных массивах прорублены, на многих участках ведутся работы по сооружению дорожного полотна. Иногда, как говорят рабочие, приходилось натыкаться на огромные (до 2 метров) валуны, в иных случаях, как, например, при обходе Вышнего Волочка, была необходимость изымать объемный торфяной слой, заполняя его дорожным материалом.
Поскольку многотонная техника трудится не только в створе новой трассы, но и занята, скажем так, на транспортировке песка, щебня и т.п., она неминуемо использует в своей логистике местные и региональные дороги, зачастую разбивая их раньше времени. Осознавая за собой сей "грешок", подрядчики М-11 находят средства на ямочный ремонт этих дорог. После завершения строительства новой магистрали (напомним, что речь идет о весне 2018-го) исполнитель в течение 22 лет берет на себя обязательства по содержанию не только самого дорожного полотна, но также системы взимания платы и автоматизированной системы управления движением. При этом, как говорят в ГК "Автодор", деятельность по взиманию платы с пользователей магистрали не является предметом долгосрочного инвестиционного соглашения.
Автолюбителей сразу предупредили: дорога будет платной. За удовольствие промчаться с ветерком из точки А в точку Б - из Питера в Москву или обратно - без пробок придется заплатить примерно по рублю за километр пути. Правда, это цены предварительные - 2011 года. Конечную стоимость определит уже компания-оператор, которую еще предстоит выбрать в рамках отдельного конкурса. За что заплатим? За скорость, отвечают строители: технологически шоссе способно выдержать 150 километров в час; разрешенная по согласованию с ГИБДД почти на всем протяжении трассы составит 130. Аналогов в России нет и в ближайшее время не будет. И вот это объясняет, зачем новой дороге столько мостов.
Валерий Филимонов: "Без мостов никуда не деться, понятно, что один метр моста гораздо дороже, чем метр земляного полотна, но преграды водные необходимо преодолевать, плюс развязки нужно строить, чтобы не было пересечений с местными дорогами".
Мосты вместо перекрестков - мосты над железными дорогами, над каждой речкой и самым маленьким ручейком. Отдельные переправы - для диких животных, обитающих в лесу, через который по большей части и проложено скоростное шоссе. Так называемые зверопроходы оборудуют под дорожным полотном через каждые несколько километров. Вдоль всей трассы предусмотрены ограждения - вход для пешеходов запрещен, в населенных пунктах установят звукозащитные экраны. Все стоки будут подвергаться многоуровневой очистке. Но главное новшество - дорогу строят с привлечением частных инвестиций и по долгосрочному эксплуатационному контракту. То есть компания-подрядчик не только уложит асфальт и установит пункты оплаты, всю инфраструктуру шоссе фирма будет обслуживать на протяжении ближайших 25 лет - следить за качеством полотна, ремонтировать, чистить и отвечать рублем за каждую минуту простоя.
Олег Цепух: "Если организация будет эксплуатировать эту дорогу, то ей даже на уровне принятия технических решений нужно использовать такие проектные решения, которые максимально долговечны и позволят максимально снизить затраты на эксплуатацию - высококачественные материалы, качественная дорожная одежда, качественное освещение".
Искусственное освещение - вдоль всей трассы. 669 километров! Такого нет даже в Германии, которая гордится своими автобанами.
Из-за ярких энергосберегающих ламп М-11 будет видно даже из космоса. Участвовать в таком грандиозном проекте - уникальный опыт, говорят рабочие из сербской компании "Мостоградня", которая выиграла тендер на строительство нескольких объектов.
Корр.: "Говорят, в России две беды - дураки и дороги. Что вы по этому поводу думаете, как у нас с дорогами и дураками?"
Горан Проданович, руководитель проекта компании "Мостоградня": "Про дураков я просто не могу ответить, потому что мы постоянно здесь, когда закончим со своим делом, сразу едем в квартиру и спать. А по поводу дорог - похожи на сербские".
Хочется верить, что с одной из своих бед Россия, наконец, начинает справляться.
P.S. Относительно обхода Твери, который частенько обсуждается на Интернет-форумах, очевидно следующее. В 2018-м ожидать здесь транспортного рая не приходится. Данный адрес не предусмотрен общим проектом М-11 в рамках указанного срока. Однако, в ГК "Автодор" понимают значимость объездной вокруг крупного областного центра и намерены его построить после нормативного ввода в эксплуатацию всего 680-километрового объекта. По оценкам специалистов, произойти это может к 2020 году. Не раньше.
По материалам 110km.ru и 5-tv.ru
110km.ru