Несмотря на кризис, корпоративный рынок мобильной связи, по данным МТС, показывает устойчивый рост. Оператор сообщает о росте продаж подключений в корпоративном сегменте в полтора раза. Кроме того, у корпоративных клиентов изменилась структура потребления мобильного Интернета: в трафике значительно выросла доля мессенджеров и M2M, пользователи гораздо больше времени стали проводить на новостных ресурсах.
Согласно аналитике ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), в первом полугодии 2015 г. корпоративные клиенты мобильной связи стали гораздо больше использовать мессенджеры - их доля в В2В-трафике выросла с 4% (в первом полугодии 2014 г.) до 9%. Как констатируют эксперты оператора, в этом году россияне гораздо больше уделяют внимания экономической и политической ситуации в стране и мире. Доля новостных сайтов, деловых онлайн-ресурсов и приложений в общей структуре трафика увеличилась с 9% до 12%.
Растет популярность Интернета вещей (M2M, передача служебных данных между устройствами) - за год доля этого сегмента в трафике увеличилась с 10% до 18%. В МТС это объясняют развитием интеллектуальных продуктов на базе этих технологий - мониторинга транспорта, умного страхования и др. Российский бизнес использует мобильный Интернет в рамках М2М-сервисов, включая контроль за показаниями измерительных приборов, контроль за рабочим временем сотрудников, навигаторы и другие геоуслуги, а также для доступа к корпоративным ресурсам и мобильному офису, онлайн-серфингу.
Доля корпоративных ресурсов в общем трафике сократилась с 53% (первое полугодие 2014 г.) до 33% (первое полугодие 2015 г.). При этом, как уточнили в МТС, в абсолютном значении объем данных, который приходится на это направление, не изменился - доля снизилась из-за роста других типов трафика.
Как резюмировали эксперты оператора, компании для повышения эффективности бизнеса все чаще задействуют все доступные каналы коммуникаций, включая не только мобильную почту, но и мессенджеры, онлайн-конференции, специальные мобильные приложения.
В целом, как сообщает пресс-служба оператора,
корпоративный рынок мобильной связи, вопреки экономической нестабильности, демонстрирует устойчивый рост.
"МТС в первом полугодии 2015 г. привлекла более 100 корпоративных клиентов по всей России. Число проданных контрактов на корпоративном рынке по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло в полтора раза", - отметил пресс-секретарь компании Дмитрий Солодовников. По его словам, среди новых клиентов представители как крупного бизнеса, так и быстрорастущего сегмента среднего и малого бизнеса.
Непростая экономическая ситуация заставляет компании пересматривать бизнес-процессы, искать новые подходы и потенциал для роста. "Активный рост подключений в первом полугодии 2015 г. в бизнес-сегменте говорит о том, что все чаще предприниматели в России внедряют телеком-сервисы и современные решения, чтобы сократить издержки, увеличить скорость принятия решений", - отметила директор по маркетингу бизнес-рынка МТС Елена Нечай.
Оператор также фиксирует значительный рост потребления мобильного Интернета и других дополнительных сервисов на базе мобильной связи. Каждый второй новый абонент МТС в бизнес-сегменте пользуется не только голосовыми услугами, но и мобильным Интернетом. Проникновение интернет-пользования среди корпоративных клиентов МТС за год выросло на 10%.
Аналогичную тенденцию отмечают и другие операторы. Как сообщила пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" Анна Айбашева, количество пользователей мобильного Интернета в корпоративном сегменте во II квартале год к году выросло на 25%, а среднемесячное потребление дата-трафика в сегменте В2В увеличилось на 175%. Она объяснила это появлением на рынке новых мобильных устройств, бизнес-приложений и развитием облачных сервисов. "Продолжают демонстрировать стабильный рост и востребованность среди корпоративных клиентов сервисы М2М. По итогам II квартала 2015 г. количество клиентов "Билайн Бизнес", использующих М2М-решения, увеличилось на 46%, а потребление трафика - на 28%", - добавила представитель "ВымпелКома". Анна Айбашева также отметила, что согласно методике оценки, принятой в компании, на текущий момент "ВымпелКом" занимает порядка 30% рынка по выручке в сегменте М2М.
В ПАО "МегаФон" также согласны, что сегмент B2B растет быстрее рынка. Но результаты пресс-служба компании привела только прошлогодние. "Прирост консолидированной выручки в 2014 г. составил 14,2%, при этом рост выручки от мобильной передачи данных составил 56,4%. Каждая третья компания в России уже является клиентом "МегаФона", - сообщила руководитель по работе со СМИ оператора Татьяна Зверева. Она также отметила заметный прирост в сегменте M2M. "Благодаря М2М-платформе компании получают удобный и простой инструмент для оптимизации своей работы и экономии", - сказала представитель "МегаФона".
По консервативному и оптимистическому прогнозам GSMA Intelligence, к 2020 г. в мире будет насчитываться от 1 млрд до 2 млрд мобильных M2M-подключений. Согласно исследованию J"son & Partners Consulting, ожидается, что операторы будут трансформировать свои бизнес-модели в области M2M в сторону постепенного ухода от поставки только каналов передачи данных к поставке дополнительных сервисов. По прогнозам Analysys Mason, доля средней выручки на одно M2M-подключение, полученной от сервисов, не связанных с тарификацией на передачу данных, вырастет с 21% в 2013 г. до 53% в 2016 г.
В России, по оценке J"son & Partners Consulting, в 2014 г. насчитывалось около 6 млн M2M-подключений (SIM-карт) в корпоративном секторе, что на 15% превышает показатель 2013 г. Абонентская база M2M у "ВымпелКома" выросла в 2014 г. на 51%, у "МегаФона" - на 152,6%. Лидером в сегменте M2M B2B, по данным J"son & Partners, является компания МТС, на которую приходится около 50% рынка по количеству SIM-карт.
Самым емким сегментом остается мониторинг транспорта, на долю которого приходится около 40% корпоративных подключений M2M.
Фото: АвтоТрансИнфо