← Автосервис, запчасти, шины

С немецкого плеча

Купить бывший в эксплуатации грузовик из Европы без пробега по России можно относительно недорого. А вот в какие деньги обойдется его содержание, будет зависеть от расходных материалов, которые вы приобретаете. Портал "Автотрак", исследуя стоимость ТО  коммерческого транспорта, произвел расчет для грузовика DAF LF 2004 года выпуска.

Машина, пригнанная из сытой Германии, попала к нам на рассмотрение не случайно - это был эвакуатор на шасси DAF LF 45 5,9 TDi (185 л.с), который, по сути, являлся для перевозчика готовым решением для бизнеса. Грузовик с пробегом, равным полмиллиона километров, продавался по приемлемой цене - один миллион четыреста тысяч рублей. Оценим стоимость владения машиной, отталкиваясь от цены расходных материалов, требующихся для его обслуживания.
Фильтр масляный
За оригинал в упаковке DAF с нас запросили существенно больше одной тысячи рублей (от 1200 до 1500 руб.), хотя были предложения по родным компонентам и по девять сотен в национальной валюте. В любом случае, фирменный "расходник" обойдется существенно дороже, нежели его аналоги от других брендов - это аксиома для любой машины. Самыми дешевыми из найденных оказались фильтры Goodwill стоимостью 420 рублей. Весьма неплохое предложение было сделано торговыми точками, продвигающими продукцию Alco и Filtron. За нужные нам модели от данных брендов в торговых точках просили всего по 540-560 рублей. По внешнему виду фильтров никаких претензий к ним не возникло. В одном из магазинов консультант сделал ривлекательное предложение по продукции Berg kraft. Нужный нам фильтр оценивался в 650 руб. Интересную цену 780 "деревянных" купцы назначили и за автокомпоненты в упаковках Febi.
Самыми дорогими оказались фильтры с немецкими корнями. Так, аналог от компании Bosch оценивался практически в девять сотен в национальной валюте. За Hengst был назначен прайс в 1000 рублей. Всего на сотню дороже в торговых точках просили за автокомпоненты Kolbenschmidt и Mann Filter. Платить за них больше 1100 рублей не имеет смысла. Данная цена является объективной и справедливой. Несколько озадачил разбег цен на продукцию Knecht (Mahle Filter). За фильтр в упаковке данного бренда с нас запрашивали от 950 до 1300 в национальной валюте. Непонятно, чем руководствовались владельцы торговой точки, выставившие помимо именитых немцев на своем прилавке фильтры Sakura с прайсом 1200 руб.! Явно - перебор.
Помимо перечисленных выше расходников, нам встретились и очень дешевые варианты, стоимостью 200-300 рублей. Данные изделия, по словам продавцов, подходили к мотору нашей машины. Из чего изготовлены автокомпоненты - неизвестно, но точно не из материалов, обеспечивающих высокое качество фильтрации и грязеемкость. Покупать такие мы не советуем даже если в кошельке дыра.
Фильтр воздушный
Если решите приобрести оригинальный воздушный фильтр, то готовьтесь выложить за него как минимум пять с половиной тысяч рублей. Для грузовика, давно сошедшего с гарантии, такие затраты на "воздушник" есть неоправданная роскошь. Увы, но в отношении воздушных фильтров рынок не предложил нам большой выбор по альтернативе. Самыми доступными аналогами оригинальных "расходников" оказались фильтры TSN, торговавшиеся по 650 рублей. Причем, продавец нас клятвенно заверил, что по геометрическим размерам фильтр идеально становится в "родной" корпус: то есть, подсоса неочищенного воздуха в обход фильтровальной шторы не будет. А вот насколько качественно будет задерживаться фильтровальной шторой пыль, и как долго этот процесс будет длиться до возрастания противодавления, при котором произойдет смятие шторы - так и осталось вопросом.
Впрочем, даже несмотря на скудность выбора, нам удалось-таки обнаружить в продаже автокомпоненты, которые можно было смело, не боясь за дизель, установить в штатный корпус фильтра. Такими автокомпонентами стали фильтры от Mfilter (2200 руб.), Bosch (2450 руб.) и Mann Filter (2900-3100 руб.). К их внешнему виду у нас никаких претензий не возникло. Уплотнители выполнены аккуратно, складки фильтровальной шторы ровные, расстояние между ними равномерное. Особенно настойчиво продавцы предлагали продукцию Mann Filter и мы с ними абсолютно согласны - эти фильтры есть оптимальный по соотношению цена/качество выбор. Инженеры мультибрендовых и независимых станций технического обслуживания это подтверждают.
Фильтр топливный
Открывая этот раздел статьи, хочется сказать - любая экономия при покупке топливного фильтра (собственно, как и остальных) просто неуместна. Именно по этой причине мы настоятельно рекомендуем приобретать расходные материалы из группы запасных частей, относящихся к премиум классу. Из таковых нам предложили Mann Filter за вменяемые восемь с половиной сотен в национальной валюте. Примерно в ту же сумму продавцы оценили запасные части Kolbenschmidt и Hengst. Всего на полторы сотни дороже торговались нужные нам модели фильтров от Knecht (Mahle Filter). Все перечисленные выше бренды присутствовали на прилавках - их стоит искать в первую очередь.
Очень неплохие рекомендации были даны консультантами торговых точек в адрес продукции Fleetquard. Правда, ценник на нужную нам модель начинался от 1350 руб. За эту сумму уже можно найти и оригинальный фильтр, качество и эксплуатационные характеристики которого вне сомнения. Если желание сэкономить пересиливает, то имеет смысл поискать запасные части от Alco. За фильтры этого бренда с нас запросили по 580 рублей. Также за относительно небольшие деньги - 750 рублей - можно найти и продукцию Filtron. Однако помните, что качество дизельного топлива, реализуемого на некоторых АЗС, оставляет желать лучшего. Стоимость же ремонта топливной аппаратуры при нынешних ценах на запасные части - заоблачная. В итоге сиюминутная экономия трех-пяти сотен рублей может обернуться потерей 120-150 тысяч на ремонт! Про простой машины и связанные с ним потери и вовсе молчим.
Колодки тормозные, сцепление
Грузовик комплектуется тормозными механизмами дискового типа. Такие весьма удобны в обслуживании и ремонте. А замену тормозных колодок при необходимости может выполнить и сам водитель. Особых слесарных навыков для этого не требуется. Выбор по тормозным колодкам, как показал наш мониторинг, не велик. Благо, продукция лидеров отрасли и запасные части из разных ценовых и качественных категорий есть в продаже в наличии за вполне вменяемые деньги. Например, комплект колодок от Markon нам предложили всего за 2950 рублей. Всего на сотню дороже обойдутся аналоги в упаковках Quattro freni и Konstein. Неплохое по цене предложение прозвучало от магазинов, реализующих запасные части Emmerre (3500 руб.) и TRW (3800 руб.). Хоть и дорого - 5200 руб., но стоит того, чтобы присмотреться к нужной нам модели колодок от Valeo. Самыми дорогими оказались автокомпоненты Textar, за которые просили практически семь с половиной тысяч рублей. Однако, даже они выгоднее оригинала, который оценивался практически в десять тысяч в национальной валюте.
Очень возможно, что вам достанется машина, у которой к моменту продажи "подойдет" сцепление. В этом случае готовьтесь к существенным затратам на его замену. За комплект от таких фирм как LuK или Sachs придется выложить примерно 50-60 тысяч рублей. Здесь важно учитывать тот факт, что с четырехцилиндровыми дизелями, а именно такой установлен на рассматриваемой нами машине, стоит сцепление диаметром 362 мм. При этом мотор будет агрегатироваться с 5-ступенчатой коробкой передач модели 5S42 от фирмы ZF. С шестицилиндровыми моторами стыкуется 6-ступенчатая ZF 6S850 и в комплект входят агрегаты сцепления диаметром 395 или 430 миллиметров.
Именно этими нюансами отчасти и обоснуется разница в цене комплектов сцеплений.
Стоимость типовых операций в обслуживании
В плане систематического обслуживания и замены расходников данная модель отличается экономичностью:
Замена рулевых наконечников - 3120 руб., после данного ремонта обязательно нужно сделать развал-схождение, что обойдется в 1950 рублей.
Замена масла - 910 руб.
Замена колодок - 3200 руб. за ось.
Что важно учитывать
Чтобы у вас не складывалось мнение, что DAF 45 LF 180 не достоин внимания, стоит немного рассказать о его характеристиках и самых проблемных местах, которых не так много. Дизельный двигатель у данной модели имеет объем в 6 литров и мощность в 185 л.с., что позволя-ет даже при максимальной нагрузке быть маневренным и легко идти по дороге с существенными перепадами высот. Максимальная масса грузовика не может превы-шать 7,5 тонн, что все равно является одним из лучших показателей среди конкурентов. Данная модель отлично подходит для наших дорог за счет весьма удачной конструкции подвески, но стоит помнить о том, что ходовая должна постоянно поддерживаться в хорошем состоянии.
Замена рулевых наконечников - это, пожалуй, основная проблема, которая может возникать систематически.
Двигатель неприхотлив и отвечает взаимностью при бережном отношении. За счет того, что модель 45 LF 180 предназначается для междугородних перевозок, производитель увеличил гарантийный рабочий ресурс двигателя до 500 тыс. км., что особенно важно для наших условий, когда не всегда есть возможность проводить капитальный ремонт каждые 200 тысяч. Проблемными местами остается коробка переключения передач и электрика. Датчики часто выходят из строя, что вызывает определенные  трудности, так как найти их не просто. Самой дорогостоящей является поломка топливного насоса, который часто выходит из строя из-за некачественного топлива и отсутствия надлежащего сервиса.
Вывод
Если говорить в общем, то DAF 45 LF 180 заслуживает внимания, несмотря на его характерные минусы. Он прекрасно ведет себя на дорогое, неприхотлив и вообще является хорошей рабочей лошадкой. Но это справедливо только тогда, когда вы своевременно и качественно ухаживаете за ним. В противном случае "голландец" будет постоянно ломаться и больше стоять на ремонте, чем работать. При выборе модели на вторичном рынке делайте акцент в первую очередь на техническое состояние: если оно на хорошем уровне, то можете спокойно брать, даже если вас что-то минимально не устраивает по комфортности в салоне или управлению. Можно смело сказать, что это золотая середина, но проблема покупки запчастей снижает популярность данной модели.
Мнение
Денис Мигаль, генеральный директор Fresh Auto:
DAF 45 LF 180, несмотря на свою большую популярность на территории Европы, в России явно проигрывает MAN TGL, Hyundai HD78, Mercedes Atego. Связано это не столько с характеристиками самого транспортного средства, сколько со сложностью покупки запчастей: данная машина нуждается в оригинальных запчастях и попытки "подпилить напильником" сальник от КАМАЗа, могут закончиться серьезными последствиями для DAF 45 LF 180 и его владельца. Если говорить объективно про DAF в сравнении с его прямыми конкурентами, то стоит выделить следующие моменты:
Hyundai HD78 против DAF 45 LF 180
Начать можно сразу с того, что отечественные водители вообще испытывают определенные положительные  чувства к корейскому автопрому, и модель HD78 не является исключением. Кабина "корейца" имеет более удобный обзор для водителя, повышенную маневренность, отличную грузоподъемность, которая на 2 тонны меньше в отличие от конкурента, и неприхотливость в обслуживании. Связано это с тем, что изначально данный грузовик создавался на базе японских автомобилей Mitsubishi, и только спустя несколько поколений модели корейцы полностью перешли на свои технологии и разработки. Конечно, у него есть проблемы с электрикой и, возможно, в этом он даже проигрывает DAF. Однако, широчайший спектр всевозможных настроек внутри кабины, экономичность и доступная цена отодвигают далеко на задний план 45 LF 180. И опять же, доступность запчастей здесь играет немаловажную роль.
Mercedes Atego против DAF 45 LF 180
Несмотря на высокую стоимость оригинальных запчастей для этого автомобиля, он пользуется в России огромной популярностью. И это даже несмотря на то, что в одной линейке со своими конкурентами, немец имеет самую маленькую грузоподъемность. Mercedes экономичнее в обслуживании и не обладает новомодной электроникой, что является несомненным плюсом для северных и восточных регионов России, где в холодное время года температура опускается ниже 30 градусов мороза.
Дизельный двигатель Atego достаточно надежен и без особых проблем может пройти до одного миллиона километров, а также прекрасно ведет себя в суровых климатических условиях. Естественно, здесь необходимо учитывать тот факт, что за Atego нужен своевременный уход: особенно это касается двигателя и коробки передач. К сожалению, DAF не может даже и близко похвастаться такими показателями.
MAN TGL против DAF 45 LF 180
Несмотря на то, что автомобили марки MAN всегда отличались своим отличным качеством и надежностью, в данной модели было допущено множество ошибок, которые ставят под сомнение целесообразность ее приобретения. Самая явная и главная проблема - отсутствие важных узловых запчастей в стране и лицензированных сервисных центров в необходимом количестве. Расходные материалы найти не проблема, но если у вас случилась беда с форсунками, сцеплением или двигателем, то ждать оригинальных запчастей вам придется достаточно долго, а учитывая, что грузовик используется в коммерческой сфере, это может грозить финансовыми потерями.
Несмотря на то, что производитель заявляет об очень надежной тормозной системе, она имеет ряд серьезных проблем, как, например, заклинивание тормозных колодок. Это приводит к порче покрышек, перегоранию датчиков ABS и датчиков износа колодок. Очень прихотливая топливная система: из поколения в поколение у TGL эта проблема только усугубляется.
Если подвести небольшой итог по сравнению основных конкурентов и DAF, то можно сказать, что "голландец" - не самый удачный вариант для бизнеса в силу перечисленных проблем. Тем не менее, машина отличается неприхотливостью и надежностью, но только в случае своевременного обращения на лицензированное ТО и своевременную замену запчастей. Не рекомендуется приобретать на вторичном рынке данную модель грузовика, у которой пробег выше 400 тысяч. Если же вы возьмете машину с большим пробегом, будьте готовы к расходам на ремонт ходовой части и двигателя.
Обращаем внимание на типовые и конкретные особенности
На дизелях DAF LF применяют моторы с электронно-управляемой системой питания Common Rail. Экономия на топливных фильтрах приводит к ремонту или замене форсунок с затратами более 150 000 рублей!
Привод агрегатов выполнен надежным поликлиновым ремнем. Купить его можно за относительно небольшие деньги: Contitech - 750 руб., Bosch и Gates - 850 руб., Dayco - 950 рублей.
Рулевая машинка работает надежно и не требует внимания со стороны сервисных служб. Усилия на рулевом колесе небольшие.
Реактивные тяги: "косточки" на наших дорогах, которые долго не живут, несмотря на целые чехлы шарниров.
"Удочка" гораздо надежнее тросов, однако передает вибрации и требует к себе внимания (периодической смазки).
Кабина грузовика откидывается при помощи гидропривода. Удобно, просто и, в конце-концов - цивилизованно. Такой комфортной, хорошо поглощающей идущие от дороги вибрации подвеске кабины позавидуют и иные магистральные тягачи.
Заднее крепление передних рессор на "серьгах". Впрессованные в уши сайлент-блоки надежны, живучи, не требуют обслуживания.
Дверной проем широкий. Расположение поручней и ступеньки позволяют без усилий входить/выходить - ценное качество для развозногогрузовика.
Показания круглых приборов отлично читаются. На ЖК-дисплее информация на немецком язык - особенность конкретно взятого грузовика, пригнанного из Германии.
Если сальник редуктора потеет маслом, обязательно проверьте его уровень в картере и, не откладывая, произведите замену уплотнения.
Задняя подвеска пневматическая. Нижняя опора пневмобаллонов выполнена в виде балки. Ее расположение сильно уменьшает дорожный просвет.
В передней подвеске трудится одна единственная рессора - "лыжа". Однако нареканий к ней нет.
Фото: autotruck-press.ru
Автотрак