Интерес перевозчиков к Hyundai Porter первого и второго поколения легко объясним. Машина, как показал опыт эксплуатации ряда транспортных компаний и частных перевозчиков, получилась довольно надежной и, что еще более важно, неприхотливой в российских условиях эксплуатации. А условия эти - не только дороги низкого качества и солярка, не соответствующая требованиям автопроизводителя, но и несвоевременное техническое обслуживание машины, работа грузовика с перегрузом. Как сделать так, чтобы машина приносила стабильную прибыль, и в то же время не тянула из владельца все больше денег на обслуживание?
Увеличить интервал между техническими обслуживаниями, применить при проведении работ более дешевые расходные материалы и взять на борт больше груза, чем допускает автопроизводитель, - для нашего перевозчика есть норма жизни и залог получения прибыли, которая с лихвой покрывает все расходы. Учитывая сказанное выше, необходимо особенно внимательно и щепетильно подходить к выбору бывшего в эксплуатации грузовика.
Пройдемся по рынку и оценим выставленные на продажу экземпляры Hyundai Porter обоих поколений. Начнем с более доступных по цене машин. Так, на площадке одного из крупных столичных продавцов б/у коммерческой техники мы обнаружили машину 2007 года с пробегом под 180 000 км, за которую была назначена цена в 350 000 рублей. На шасси стоял изотермический фургон с холодильной установкой одной из ведущих фирм-производителей Южной Кореи, фирмы Dongin Thermo. Наличие "холодильника" есть большой плюс для грузовика, так как в этом случае его владелец имеет возможность брать заказы на перевозку различных продуктов питания, например мороженого, фруктов, овощей молочных продуктов или охлажденного мяса и рыбы. Кстати, согласно данным продавца, объем грузового отсека составляет 7,3 кубометров. Весьма неплохо, учитывая, что грузоподъемность грузовика по паспорту составляет всего 870 кг. Немного огорчило состояние кузова. Трещины в панелях и характерный запах гниения, увы, не подвигли нас к выбору данного экземпляра грузовика. Простые подсчеты расходов на приведение фургона в рабочее техническое состояние огорчили своей величиной. Кроме того, по отметкам в оригинальном ПТС значилось аж три владельца. То есть грузовик явно эксплуатировался на износ. Каждый из хозяев, выжав из "Портера" максимум, продавал его, чтобы избежать расходов на ремонт машины.
А вот грузовик 2009 года с простым промтоварным фургоном объемом грузового отсека 7,3 кубических метра, выставленный другим продавцом, площадка которого находилась за пределами МКАД, произвел положительное впечатление. И это, несмотря на довольно большой пробег - 215 000 км. Сомневаться в показаниях одометра повода не было. По ПТС значился единственный владелец за все время эксплуатации грузовика. Машина из первых рук порадовала не только приличным состоянием ходовой части, узлов и агрегатов трансмиссии, что подтвердила и проведенная продавцом входящая диагностика, но и состоянием фургона. Его панели находились в приличном состоянии, а внутри было относительно чисто - хоть сейчас на погрузку и в рейс. Из негативного: цена 360 000 рублей. Данный ценник явно завышен для грузовика с весьма приличным пробегом. Даже если за дизелем ухаживали, безотказно работать он сможет не так уж и долго. Затраты же на капитальный ремонт мотора окажутся весьма и весьма существенны. Если же рассматривать более свежие грузовики второго поколения, выпуска, скажем, 2011 или 2012 года, то для их покупки необходимо иметь на руках как минимум семьсот, а то и более, тысяч рублей. Так, Hyundai Porter II, намотавший за четыре года ежедневной городской эксплуатации чуть больше сотни тысяч километров, был выставлен на продажу фирмой-перекупщиком аккурат за 700 000 рублей. Из неоспоримых достоинств грузовика отметим качественный изотермический фургон с задними распашными воротами и боковой дверью. Семикубовый грузовой отсек находился в приличном состоянии. Жаль, что смонтированная на грузовик рефрижераторная установка была в нерабочем состоянии. Что с ней - продавец не знал, но скидывать цену не торопился. Зато у грузовика 2012 года в аналогичной комплектации, который продавался от частного лица, с "рефом" никаких проблем не было. Да и сама машина была в очень хорошем техническом состоянии. Благо, ее пробег только-только перевалил за 65 000 км. Причиной продажи грузовика, со слов владельца, стало падение заказов на перевозки. При этом, несмотря на описанное в красках бедственное положение, продавать грузовик дешевле назначенных 750 000 рублей бизнесмен не пожелал. И правильно сделал: машина стоит своих денег и покупатель на нее найдется непременно, причем быстро.
При выборе машины для оценки стоимости расходных материалов мы решили принять за точку отсчета грузовик первого поколения. Таких машин бегает по дорогам России очень много. Кроме того, львиная доля предложения по бывшим в эксплуатации "Портерам" относится именно к грузовикам первого поколения. Одним словом, приоритеты мы расставили, пора начинать обзор рынка автокомпонентов.
Фильтр масляный
Оригинальный масляный фильтр в упаковке Hyundai/Kia нам предложили за семь сотен в национальной валюте. Очень недешево, особенно на фоне богатейшего предложения по альтернативным вариантам. Например, если рассматривать продукцию таких уважаемых компаний, как Mann Filter, Knecht (Mahle Filter) и Fram, то найти в их продуктовой линейке нужные нам модели фильтров по 630 и 640 рублей, соответственно, оказалось делом нехитрым. Расходники от упомянутой выше тройки лидеров были в продаже практически в половине торговых точек, которые мы обошли с нашей инспекцией. Несколько особняком на ценовой лестнице расположились фильтры Bosch, за которые торговцы просили по 500 рублей. В ценовой вилке от трех до четырех сотен рублей разместились расходники Kortex, Blue Print и Dextrim (300 руб.), Filtron (350 руб.), Sakura (390 руб.). Пожалуй, на представителей этой "золотой середины" стоит прежде всего ориентироваться всем, кто хочет сэкономить на покупке расходников, но при этом не желает рисковать и размениваться на качестве.
Самая большая группа фильтров нужной нам модели была представлена в ценовом сегменте от 200 до 300 рублей. Приведем лишь имена части представителей группы, которые нам встречались чаще остальных. В первую очередь это автокомпоненты таких фирм, как Ashika и Japan Parts, за которые просили по 230-240 рублей. Очень неплохо расходятся, по словам продавцов, фильтры Mando, отчасти благодаря лояльному ценнику в 250 руб. Самыми же дорогими в обозначенном ценовом диапазоне оказались автокомпоненты LYNXauto и Jakoparts. За данные расходники в большинстве торговых точек была назначена цена 260 и 270 рублей, соответственно. Максимальная же экономия на фильтрах возможна при покупке продукции TSN. Так, за нужную нам модель купцы просили всего полторы сотни в национальной валюте - дешевле только даром.
Однако, несмотря на большой выбор фильтров в бюджетном сегменте, мы настоятельно рекомендуем в первую очередь искать замену в стане "середняков", так как стоимость фильтра в первую очередь определяют материалы, из которых он изготовлен, и только во вторую - оплата труда рабочих. Кстати, сегодня практически повсеместно ручной труд заменен роботами. И сборка фильтров исключением не является.
Прокладка сливной пробки поддона
У одних владельцев грузовиков эта копеечная деталь служит годами, у других требует замены через два-три ТО. Купить уплотнение не проблема. В наличии есть как оригинал, так и альтернатива. А вот с ценами логического порядка явно не было. Так, деталь, предлагаемая нам как оригинальная Hyundai/Kia, в одних магазинах стоила 35, а в других предлагалась по 80 рублей! Вполне возможно, что вместо родной детали в первом случае нам пытались всучить аналог от альтернативного производителя, который поставляет свою продукцию и на сборочный конвейер, и на вторичный рынок запасных частей. Так же весьма не дешево стоили уплотнения от Elring, за которые на рынке просили 80 руб. Однако стоит ли платить такие деньги, когда практически везде можно было приобрести нужные нам запчасти от Ajusa и Pmc за более чем скромные 25 и 35 рублей.
Фильтр воздушный
Для дизеля очень важно, чтобы воздушный фильтр не только имел низкое противодавление, но и обладал завидной грязеемкостью. Если последний параметр будет "просажен", то фильтровальная штора забьется раньше времени и от недостатка воздуха дизель задымит.
Чаще всего фильтры выходят из строя раньше положенного в условиях загрязненности воздуха продуктами "дыхания" промышленных предприятий. Особо опасна в этом плане цементная пыль.
Очень странно, но на момент сбора информации по воздушным фильтрам прилавки магазинов изобилием нас не порадовали. Впрочем, и тех вариантов, которые были нами обнаружены в продаже, вполне достаточно, чтобы сформировать довольно емкое предложение по искомым автокомпонентам.
Весьма удивил большой разброс цен на оригинальные расходники. Так, нужную нам модель фильтра в упаковке Hyundai/Kia предлагали и по 650, и по 730 рублей. При этом визуальное сличение обоих образцов не выявило каких-либо отличий одного от другого. Так, геометрия фильтра, форма уплотнителя, материал, из которого он был изготовлен, и даже его цвет оказались идентичными. То же самое можно сказать и про фильтровальную штору. Перед нами были две капли воды, но с разными ценниками. При поиске альтернативы первый же предложенный вариант от Sakura, за который продавец запросил 670 рублей, вызвал желание вернуться в торговую точку, где торговали оригиналом. Умеренными можно назвать цены на фильтры Kortex и SCT, которые нам предложили по 540 и 560 рублей. Однако наибольшим спросом, по словам продавцов, пользовались аналоги от Pmc, Mando и Onnuri. В зависимости от аппетитов магазина фильтры данной троицы оценивались от 370 до 385 рублей. Одним словом, топтать обувь за 15 рублей в поисках наименьшей цены не имеет никакого смысла. Если уж тратить время, то для того, чтобы найти на прилавке автокомпоненты Kross и YUIL Filter. Нужная нам модель фильтра от этого дуэта оценивалась в среднем в 350-360 рублей.
Фильтр топливный
Выбор топливных фильтров оказался существенно богаче, чем воздушных. Нужную нам модель оригинального расходника в упаковке Hyundai/Kia мы нашли в продаже по 760 рублей. Причем данная цена была явно завышена, так как, по словам одного из торговцев, еще совсем недавно тот же самый фильтр торговался всего по семь сотен в национальной валюте. Примечательно, что именно столько с нас запросили и за аналог от Mann Filter (700 руб.). Поэтому ему и отдают предпочтение те, кто не желает платить за оригинал, но не хочет рисковать топливной аппаратурой своего грузовика. За немецкий фильтр голосуют и мастера независимых станций технического обслуживания. Весьма привлекательная цена - 500 рублей - была назначена на продукцию Knecht (Mahle Filter).
В оптимальную по соотношению цена / качество группу фильтров вошли Kortex, Fram и Sakura, цена которых составила 420, 450 и 460 рублей, соответственно. Рубеж в 400 рублей венчают фильтры Bosch и JS Asakashi. Так же весьма не плохой выбор для тех, кто не желает платить лишнего, но и в качестве терять не желает.
В ценовом промежутке между тремя и четырьмя сотнями рублей расположилась продукция Alco и SCT (320 руб.), Jakoparts (330 руб.), Blue Print (370 руб.). Нижнюю же границу оккупировали два довольно известных бренда Pmc и Onnuri. Фильтры в их упаковках нам предлагали по три сотни в национальной валюте. Теперь о том, что продавалось в бюджетном сегменте. Самыми дешевыми оказались фильтры Japan Parts (190 руб.). Чуть дороже торговались аналоги от Ashika (210 руб.) и LYNXauto (260 руб.).
В завершение напомним еще раз: надежная, безотказная работа топливной аппаратуры целиком и полностью зависит от чистоты и качества (соответствия требованиям) дизельного топлива. Единственным барьером на пути грязи и частично растворенной всолярке воды является топливный фильтр. Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем приобретать данные расходники из средней группы и выше, а также заменять фильтры чаще, чем того требует официальный, заводской, регламент по техническому обслуживанию. Кроме того,
если вы планируете эксплуатировать машину продолжительное время, то имеет смысл потратиться на установку качественного, брендового фильтра-сепаратора, который будет принимать на себя основной удар, освобождая топливо от грязи и воды.
В этом случае штатный топливный фильтр будет работать в более благоприятных условиях, доочищая идущее в топливную систему солярку.
Свечи накаливания
От качества работы свечей накаливания зависит легкость, стабильность пуска холодного мотора и, следовательно, регулярность выхода машины на линию. Для частных перевозчиков, в отличие от владельцев крупных автопарков, непустившийся дизель означает больше, чем потеря дневной прибыли. Для многих индивидуальных предпринимателей в условиях снижения заказов на перевозки вставшая под забор машина, по сути, есть начало процесса банкротства. Именно по этой причине при малейших подозрениях на сбои в работе свечей накаливания следует незамедлительно заменить их, причем полным комплектом. Если сэкономить и произвести замену всего одной свечи, которая вышла из строя или начала давать сбои, то совсем скоро вслед за ней на "пенсию" попросятся и другие. А это означает, что владелец грузовика опять будет решать вопросы с покупкой нужной запасной части и оплачивать услуги мастеров СТО. Про простой машины и следующие за ним убытки мы уже говорили выше.
Итак, чем заменить вышедшие из строя свечи? В качестве замены можно и нужно использовать оригинал. Так, запасные части в упаковке Hyundai/Kia нам предложили всего по 650 рублей. То есть за комплект деталей на один мотор нужно будет отдать 2600 в национальной валюте. Весьма не дорого за уверенность в том, что утром, после холодной ночи мотор оживет с первой прокрутки коленчатого вала стартером. При этом цена, установленная за оригинал, оказалась даже ниже, чем купцы просили за запчасти от альтернативных производителей. Например, в одном из магазинов нам настойчиво "сватали" свечи NGK по 960 рублей.
Немногим дешевле торговались компоненты Bosch и Bremi (750 руб.), а также Beru (700 руб.). И только в одной торговой точке, реализующей продукцию Denso, мы обнаружили свечи от данной фирмы по цене 650 рублей, то есть сопоставимой с оригиналом. Теперь о том, в чей стан идти в поисках экономии. Относительно невысокая цена на свечи была назначена на продукцию Flennor (460 руб.), SWAG (430 руб.) и Blue Print (400 руб.). Самыми же доступными оказались запасные части Ashika и Japan Parts, за которые просили всего по четверть тысячи рублей. Итого, 1000 рублей за комплект.
Пару слов о том, как и где лучше произвести замену свечей. Самый дешевый способ - выполнить данную работу самостоятельно. Однако лучше доверить данную работу профессионалам. Во-первых, очень часто чтобы выкрутить прикипевшую свечу, требуется не только ее отмачивание специальными проникающими жидкостями, но и постепенная аккуратная "раскачка" свечки, которая позволит избежать ее обламывания в колодце. Если действовать нахрапом, прикладывая большие крутящие моменты, то одна из свечей непременно обломится в своем колодце и тогда уже придется производить частичную разборку двигателя. А это уже совсем другие деньги и, главное, - время! Во-вторых, закручивать свечу требуется со строго определенным моментом. Для этого необходим специальный динамометрический ключ. Покупать его перевозчику, ради одной-единственной операции по замене свечей, нет никакой нужды. Тем более что стоимость даже недорогого инструмента, изготовленного на Тайване или в Китае, сопоставима с затратами на замену свечей на СТО.
Колодки тормозные передние
Владельцы легкого грузовика часто забывают о том, что они управляют не легковушкой, а коммерческим автомобилем. Расплата за динамичную езду не только увеличенный расход топлива, но и ускоренный износ тормозных колодок. Особенно быстро изнашиваются фрикционы передних тормозных механизмов. Если вам покажутся дорогими оригинальные тормозные колодки Hyundai/Kia, за которые просят примерно по 1750 рублей, помните, что альтернатива от именитых брендов так же не дешева. Например, за аналоги от Fri.tech и TRW с нас потребовали 1760 и 1800 рублей, соответственно. Согласитесь, что ничего удивительного в том, что при таком раскладе дел владельцы машин голосуют за оригинальные запасные части. Также весьма не дешево оценивались расходники нужной нам модели от компании Sangsin. Примечательно, что помимо дорогих колодок стоимостью 1600 рублей за комплект нам встретились и запчасти от данного производителя стоимостью 700 рублей. Как объяснил нам один из продавцов, разница в цене обусловлена маркой фрикционной смеси, которая была применена при изготовлении колодок.
А разница в эксплуатации проявляется исключительно в ходимости колодок. Эффективность торможения (замедления) будет примерно одинаковой. Очень привлекательно выглядела цена комплекта колодок от фирмы Valeo. Всего 1300 в национальной валюте за запчасти высокого качества, поверьте, это совсем не много. Увидите Valeo в продаже - берите не раздумывая. Также интересный прайс был назначен на расходники нужной нам модели от Mintex (1200 руб.). Всего на сотню рублей дешевле торговались запасные части Japan Parts и NiBK (1100 руб.). Если опуститься ниже психологического порога в 1000 рублей, то прежде всего имеет смысл обратить внимание на автокомпоненты от таких фирм, как Mando и Onnuri. За комплект колодок от этих фирм на рынке просили в среднем по 950 рублей. Немногим больше сотни "деревянных" сэкономите, если найдете на прилавке запчасти Kashiyama (830 руб.).
Переходим в бюджетный сегмент. Для покупки запасных частей в нем достаточно иметь на руках восемь сотен в национальной валюте. По крайней мере, именно столько торговцы просили за комплекты колодок Hsb и Amd. На редкость доступными по стоимости оказались компоненты от Markon и Fenox. За колодки российского и белорусского заводов продавцы просят всего по 700 рублей. При этом заметим, что запасные части упомянутых брендов имеют довольно приличное качество. А это отличный повод поддержать отечественного производителя кровно заработанным рублем. Самыми дешевыми расходниками, которые мы обнаружили на прилавках, оказались колодки Pilenga с ценником 670 рублей.
Колодки тормозные задние
Тормозные механизмы задней, ведущей оси барабанного типа. Прежде чем заменить колодки новыми, внимательно осмотрите состояние внутренней поверхности тормозного барабана и при обнаружении на ней следов выработки либо отдайте детали в расточку, либо замените барабаны новыми. Также следует обратить внимание на состояние пружин. Коррозионное разрушение металла изменяет рабочие характеристик пружин. По этой причине прикупите монтажный комплект про запас. Точно пригодится.
Теперь, собственно, о предложении по колодкам. Оригинальные детали Hyundai/Kia в большинстве случаев предлагались нам по 2500 рублей, но при желании "родные" компоненты можно найти и за 2200 в национальной валюте. Роно такую же сумму с вас затребуют за запасные части Hsb (2200 руб.).
Экономия начинается с продукции брендов NiBK и Sangsin, стоимость комплектов колодок от которых составляет 1700 и 1500 рублей. Еще привлекательнее выглядели ценники на комплекты расходников Pmc и Kross (1250 руб.). Самыми же доступными по цене оказались запасные части в упаковках Amd (1100 руб.) и Kortex (1000 руб.). В целом рынок тормозных колодок вызвал положительные эмоции, так как и цены на расходники оказались не высокими, и качественные запасные части были в наличии.
Фото: comtrans.biz