Генеральный директор ООО "Евросиб-Логистика" Лазарева Мария Владимировна рассказала порталу LOGISTIC.RU о ситуации на транспортно-логистическом рынке страны, о том, как изменился рынок логистики с 2005 года, о том, с какими вызовами приходится справляться сегодня компании, а также о том, есть ли в России 4PL-логистика.
- Мария, расскажите, как изменился рынок логистики с 2005 г., с момента создания компании Евросиб-Логистика?
- В 2005 году из Группы компаний Евросиб было выделено отдельное подразделение - компания Евросиб-Логистика, так как всё больше нарастала потребность в комплексной логистике для клиентов транспортного бизнеса компании Евросиб.
С тех пор рынок логистики, особенно комплексной, претерпел огромные изменения. На тот момент времени не было даже понятия комплексной логистики: если ты умел доставлять груз из пункта А в пункт Б, ещё и сочетая несколько видов транспорта, то считалось, что ты занимаешься "комплексной логистикой". Рынок был не цивилизованный, не было ни технологий, ни понимания, как это происходит на Западе, на российском рынке не были представлены западные компании. У клиентов не было столь жёстких требований с точки зрения их логистических схем, управлением цепями поставок. Сейчас, по сравнению с 2000-2005 гг., наступила новая эра в логистическом бизнесе, с новыми требованиями, с новыми вызовами и с новыми потребностями клиентов. Мы стали частью цепочки управления поставками наших клиентов, зачастую, мы везём клиенту груз под его производственный конвейер, и мы непосредственно отвечаем за сроки и качество поставки.
- То есть, можно сказать, что за прошедшие 10 лет клиент стал более требовательным и более просвещённым в том, какими должны быть логистические услуги?
- Российский бизнес все эти годы развивался, приближался к мировым стандартам. И логистические компании, как сервисная составляющая бизнеса, вынуждены были научиться использовать новые технологии, развивать инфраструктуру, приобретать новое оборудование, заниматься развитием IT-сервисов для клиентов.
Менялось законодательство. Ещё в 2005 г. очень многие сегменты нашего рынка работали по законодательству первой половины ХХ века. Штрафы были смешные, можно было в законе увидеть штраф 36 копеек. Сейчас всё конечно стало более цивилизованно, но, тем не менее, всё равно на нашем рынке очень слабая законодательная база, слабый уровень культуры.
Cегодня осталось ещё достаточно много экспедиторских компаний, которые приходят к клиенту и говорят "мы можем всё", а в итоге делают плохо, либо не делают вовсе.
Конечно, клиент стал очень избирательно подходить к выбору своего логистического оператора, стал очень внимательно относиться к опыту сотрудников, работающих в компании, к рекомендациям и к тому набору услуг, которые может оказать экспедитор.
Мы становимся цивилизованным бизнесом и частью международного логистического бизнеса. Раньше между тем, что происходило в Европе, как работал их бизнес, и как работал наш, была целая пропасть. Сейчас рынок в целом и компания Евросиб частности перенимаем опыт: у нас заключены очень интересные агентские соглашения, мы движемся к сотрудничеству с очень крупными, глобальными мировыми компаниями.
- На ТрансРоссии-2015 состоялся круглый стол, где одним из докладчиков была высказана точка зрения, что пройдёт несколько лет, и на рынке логистики России останутся 3 - 4 крупных оператора, которые поглотят более мелких. Как Вы считаете, Мария, именно таким путём всё пойдет?
- Я не могу согласиться полностью с уважаемым докладчиком, потому что весь бизнес делится на крупные компании, на средние и на мелкие. И у всех есть определённые потребности, возможности и понимание качества и сервиса.
Рынок крупного бизнеса действительно требует высокотехнологичного и инновационного подхода; услуги для этого бизнеса - это не просто перемещение груза из пункта А в пункт Б. Это комплексная услуга, позволяющая клиенту экономить время и деньги, оказывать своим клиентам услугу вовремя и по надлежащей цене, при этом получая или отправляя груз в соответствии с буквой закона, потому что на сегодняшний день услуги по организации таможенного оформления - очень важный сегмент в логистическом бизнесе. Для этих компаний - да, вероятно, будут 3 - 4 крупных оператора, которые умеют делать всё, у которых есть возможности, есть объёмы. За счёт объёмов и формируется привлекательная стоимость их услуг; у них есть офисы, представительства, агенты, бизнес-партнёры за рубежом, отлаженные технологии. Они работают в определённых индустриях, в определённых сегментах рынка, и для этих сегментов у них есть уже готовые кастомизированные решения.
Что же касается среднего и мелкого бизнеса, то для него всё-таки будут существовать мелкие и средние логистические компании, предоставляющие нужный сервис и по нужной цене.
Мелкий и средний бизнес сейчас стремится выжить и заработать какие-то деньги, и, соответственно, будет обращаться к небольшим компаниям, которые оказывают какие-то моноуслуги, хотя, возможно, и не совсем грамотно, не совсем качественно.
Но, конечно, основные тренды будут задавать крупные игроки, и сейчас их несколько на рынке. Евросиб-Логистика, безусловно, стремится к тому, чтобы стать одним из таких игроков.
- Мария, расскажите, какие новые вызовы сейчас приходится преодолевать Компании?
- На мой взгляд, следующие. Вызов первый: клиенту необходима высококачественная услуга по максимально низкой цене. Это обусловлено тем, что наши клиенты работают в тех же экономических условиях, что и мы. Вызов второй: если раньше выбор поставщика логистических услуг был обусловлен тем, что вы хорошо зарекомендовали себя или хорошо умеете делать что-то, и вас уже приглашают к сотрудничеству, то сейчас очень большую роль играют сроки и, самое главное, - качество.
У нас есть уважаемый клиент, который говорит всем своим поставщикам: "Если вы выпускаете таможенную декларацию за одни сутки - вы работаете с нами, если вы не умеете выпускать таможенную декларацию за сутки, а выпускаете за двое - вы больше не работаете с нами. Вы - не наш поставщик услуг".
Чем дальше, тем больше появляется клиентов, которые не хотят работать с массой разных операторов. Они хотят одно окно, одного человека, который 24 часа в сутки может решить проблему.
И, возвращаясь к нашему предыдущему вопросу, "крупные компании - останутся ли они?" Да, они останутся, потому что у них есть производственные мощности, у них есть офисы, у них есть агенты, у них есть оборотные средства, у них есть высокотехнологичный обученный персонал, который позволяет создать систему одного окна, и многие из них, в общем-то, так и работают.
- Мария, расскажите, какие сейчас новые проекты есть у Компании?
- У Евросиб-Логистики масса проектов. Мы сейчас очень активно развиваемся, и благодаря сегодняшним сложным экономическим условиям,
кризиса, на мой взгляд, в нашем бизнесе нет. Сейчас очень благоприятная обстановка, многие компании не справляются ни с конкуренцией, ни с экономической ситуацией и уходят с рынка. Многие компании снижают свои темпы роста, по разным причинам становятся менее активны. А клиенты остаются, им нужно выходить на новые уровни рынка, нужны новые услуги.
Поэтому Евросиб-Логистика сейчас очень активно работает. У нас много проектов в целлюлозно-бумажной промышленности, потому что, помимо привлечения клиентов с рынка - сторонних клиентов, мы ещё являемся сервисной компанией для клиентов компании Евросиб-Транспортные системы и оказываем им остальные, отличные от железнодорожного бизнеса, услуги. Очень интересные у нас два проекта в Республике Саха с компаниями, занимающимися добычей угля.
Также мы участвуем в проекте, связанном со строительством большого нефтедобывающего завода. Евросиб-Логистика будет одной из двух компаний, занимающихся поставкой всего оборудования для строительства этого завода.
Возвращаясь к вопросу о том, что изменилось с 2005 г. Новые экономические реалии, санкции, валюта, и всё, что происходит с нашей страной и с нашим пространством в последнее время, изменили логистические схемы поставок для клиентов. Изменилось соотношение импорта и экспорта, изменились партнёры. На сегодняшний день китайские партнёры в приоритете, наверное, в любом бизнесе, и в нашем - тоже. Поэтому совместно с нашими китайскими партнёрами у нас сейчас есть два больших очень серьёзных проекта. Я искренне надеюсь, что реализация этих двух проектов выведет Евросиб-Логистику на китайский рынок. Сейчас мы очень активно работаем над организацией бизнеса в Китае, Казахстане.
Что касается меняющихся потребностей клиентов, то, например, недавно у нас появился клиент, которому необходима поставка достаточно большого количества груза от двери на северо-западе России до двери в Ботсвану, ЮАР, в Сьерра-Леоне. В 2005 г. это была бы фантастика, представить такое было невозможно, даже сказать клиенту, что мы можем это сделать! А сегодня мы это делаем, доставляем от двери до двери в Сьерра-Леоне.
- Система 3PL логистики в российском варианте и европейском - это одно и то же?
- Нет, в российском и европейском варианте 3PL - это две большие разницы.
4PL в России нет в принципе - это моё глубокое убеждение.
И нам нужно ещё много-много лет, для того, чтобы этот бизнес заработал.
К 3PL стремятся крупные, высокотехнологичные компании, имеющие большую филиальную сеть, которые могут предоставлять полный комплекс логистических услуг, а это значит - оказывать все виды перевозок и обеспечивать таможенное оформление плюс дополнительные услуги для клиента, связанные со страхованием груза, с сюрвейем, с выпуском коносаментов и т.д. и т.п., - в частности, Евросиб.
Но всё-таки наш рынок и бизнес-сообщество делает шаги к 4PL, потому что у многих крупных предприятий сейчас стоит задача по оптимизации собственных логистических департаментов и вообще оптимизации управления цепями поставок, соответственно, они готовы отдавать на аутсорсинг все свои логистические процессы. Ещё лет 5 тому назад это выглядело как некая фантастическая история.
Сейчас нашей компанией проведено уже 2 раунда переговоров с крупными российскими заводами-изготовителями, которые готовы отдать на 100%-ый аутсорсинг всё, что связанно с закупкой, снабжением и логистикой.
- Насколько сейчас востребованы терминально-логистические центры Евросиба в Санкт-Петербурге и Новосибирске?
- У нашей компании, у транспортного бизнеса, есть два больших терминала: в Санкт-Петербурге и в Новосибирске. В последнее время складской бизнес очень востребован и здорово развивается. Если раньше предполагалось, что склад - это место для хранения грузов, то сейчас склад - это место обработки груза. И чем в более удобном месте находится склад, чем более грамотный персонал работает и чем больше услуг может предложить складской комплекс, тем более он востребован и тем больше задач клиентов он решает. В Новосибирске у нас огромный терминал, огромный хаб. Через этот терминал мы отправляем наши контейнерные поезда - более 50 контейнерных поездов в месяц отправляет Евросиб СПб-ТС, соответственно, и клиенты Евросиб-Логистики участвуют в этом процессе. Мы занимаемся обработкой грузов, которые идут на восток.
Новосибирск - это место пересечения путей восток - запад, это очень важное место. Мы занимаемся консолидацией, расконсолидацией, где-то временным хранением, перетаркой из машин в контейнеры и т.д. и т.п. И, конечно, терминально-логистические комплексы, их роль в нашем бизнесе и в нашей цепочке очень важна.
- Нужно ли развивать терминальную сеть по стране? Может, нужно построить где-нибудь на Дальнем Востоке или на Урале аналогичные комплексы?
- Я могу рассуждать о складских терминалах исключительно с точки зрения пользователя. На мой взгляд, на сегодняшний день, в тех регионах, где это востребовано (Северо-Западный регион, Калининград, Новосибирск, Дальний Восток, Центральный регион), потребности наших клиентов мы закрываем.
- Конкуренция увеличивается, клиенты разборчивы и становятся на вес золота?
- Конкуренция не увеличивается. Потому что потребность на сегодняшний день - это качество выполняемой работы и индивидуальный подход. И очень-очень небольшое количество логистических компаний понимают, что это такое, и имеет возможность предоставлять услуги качественно. В связи со сложной экономической ситуацией очень многие вынуждены выйти с рынка, сдать свои позиции. Поэтому для такой динамично развивающейся компании с командой профессионалов как Евросиб-Логистика кризис - это дополнительные возможности.
Мы не видим большой конкуренции, и у нас есть дикое желание двигаться вперед. 24 часа в сутки вместе с нашими клиентами мы развиваем их бизнес; моё глубокое убеждение, что любая сервисная компания должна стать частью бизнеса уважаемого клиента, жить и дышать с ним в унисон, интересоваться его потребностями, заниматься оптимизацией его бизнеса.
У наших уважаемых клиентов стоит ряд задач: диверсифицировать бизнес; выйти на новые рынки; оптимизировать то, что есть на сегодняшний день. Во всех этих трёх направлениях компания Евросиб-Логистика имеет компетенции, может помочь и помогает клиентам. Мы - "семейные доктора" в логистике! И у нас есть производственные мощности, возможности и административные ресурсы для решения поставленных клиентом задач.
Фото: new.eurosib.biz