← Дороги, инфраструктура

В Хабаровском крае закончат долгострой и построят первую платную дорогу

Неужто свершилось? Строители обещают, что через два года полностью закончат строительство самого большого дорожного долгостроя Хабаровского края - трассы Лидога - Ванино. А с дорог столицы края хотят увезти большегрузы, для чего планируют построить первую платную дорогу. Вот только будет ли она востребована?

Еще несколько лет назад расхожее выражение: "Скатертью дорога!", сказанное в отношении направления Лидога - Ванино, звучало как форменное издевательство. Тогда корреспондент "Комсомольской правды"  путешествовал в город-порт на солидном "рамном" джипе и существенно обогатил свой словарный запас - уж очень экспрессивно водитель комментировал все взлеты и падения на грунтовке, которая в то время составляла большую часть трассы.
Нормальная дорога была, но, что называется, местами, описывает свои впечатления журналист. Большую часть времени приходилось либо скакать по грунтовке, либо пылиться по гравийке, либо крадучись, затая дыхание, преодолевать ветхие мостики. Тогда еще у экипажа "Крузера" родилась идея сдавать это направление японцам в качестве полигона. Пускай свои внедорожники испытывают.
- Ну, держитесь, - с видом бывалого путешественника предупредил я пассажиров "сто пятого", как только мы свернули с комсомольской трассы на дырявый асфальт путепровода. - Сейчас начнется аттракцион, белый свет с копеечку покажется.
Однако на удивление битый жизнью асфальт через несколько десятков километров сменился вполне приличным покрытием. Там, где асфальта не было, активно работали дорожники, готовя основание путепровода. Таких участков на всем протяжении дороги сейчас четыре - уже в конце сентября один из них будет сдан в эксплуатацию. Полностью дорогу закончат осенью 2017 года. В крае пытались убедить строителей сдать объект уже в 2016 году, но те сроки сдвигать отказались - участки остались не из простых, и делать быстрее в ущерб качеству - не самое лучшее решение. Едем к перевалу через Сихотэ-Алинь, дорога поднимается все выше и выше. Слева - гора, справа - река. 70-й километр, граница заповедного Анюйского парка.
Не то что раньше
- Здесь нам пришлось разработать около четырехсот пятидесяти тысяч кубов грунта, чтобы понизить вертикальные отметки, - замечает Андрей Рябов, главный инженер Хабаровского управления автомобильных дорог. - Раньше дорога шла правее и с гораздо большим уклоном. И как только дождь или снег - машины вставали, не могли подняться. Сейчас все нормально.
Дорога идет прямо у горного склона. Сверху видны сетки, которыми укреплен склон - они не дают породе осыпаться на проезжую часть. Похожие технологии были использованы при строительстве объектов Олимпиады в Сочи.
- При прокладке трассы, - говорят строители, - пришлось менять изначальный проект. Кое-где дорогу спрямили, сделав дешевле и сократив сроки. Естественно, не в ущерб качеству - новые технологии это позволяют. Так, например, в некоторых местах реки заключили в так называемые трубы-мосты. Проезжая такое сооружение, можно даже не заметить, что под тобой горный поток. Современные технологии позволяют собирать подобные конструкции диаметром до 15 метров. Срок службы такой "трубы" такой же, как и у железобетонного моста.
Дорога петляет между горными склонами, обеспечивая довольно равномерный подъем, для тех, кто едет вниз, на особенно затяжных спусках предусмотрены специальные зоны безопасности. Так называемый горный тормоз. Участок дороги, идущей вверх и заканчивающейся площадкой с вязким грунтом. Если отказали тормоза или водитель не справился с управлением, автомобиль здесь остановится сам. Рассчитан он на скорость в 120 километров. Впрочем, больше развивать на этой дороге правила запрещают.
Подъезжаем к одному из пока еще неблагоустроенных участков. 127 - 148 километр трассы. У строителей он считается одним из самых сложных. Здесь на 11 километров приходится 11 мостов, в том числе 8-восемь крупных, более 120 метров длиной, три арочных моста, семь гофрированных и 13 железобетонных труб. Дорога для движения транспорта используется старая, новую еще готовят.
- Сейчас технология буровзрывных работ уже отработана, - продолжает Андрей Рябов. - Так что процесс идет без заминок, есть станки наклонного бурения, которые позволяют работать в самых сложных условиях. Не то что раньше.
Пока строили, уже нужно ремонтировать
Дальше - не менее интересные инженерные решения. Так, в одном из участков дорогу вообще пришлось прокладывать по руслу реки, отведя воду в канал - левее. Так получается дешевле и быстрее. На протяжении всей дороги стоят информационные щиты, на которых указано, что в случае проблем необходимо обращаться в вахтовые поселки строителей, там всегда примут и обогреют, там же есть спутниковая связь. Мобильная пока здесь не работает. Появились щиты, после того как всего в 400 метрах от вахтового поселка, зимой, в поломанном автомобиле замерзли две девушки. Участок 204 -215 км. Здесь уже все готово к последнему завершающему этапу - укладке асфальтобетона. Завершить работы строители планируют уже к 20 - 25 сентября. Там останется только поставить дорожные знаки и прибраться. Едем по новенькому асфальту, с нами в машине - мастер участка. Вдруг джип подпрыгивает. Мастер оглядывается на нас, улыбается и произносит, упреждая вопросы: "Исправим!".
- Вообще сейчас очень сложно определить, на какую нагрузку рассчитывать дорогу, - делится Александр Жидких, начальник участка "Аунга". - Дорога строилась еще в советские времена, там планировалось, что по ней будут ездить максимум КамАЗы. Сейчас же появились такие грузовики, для которых и сто тонн не предел. Какие машины пойдут здесь в будущем - кто знает? Ну будем дорабатывать.
Строители планируют довести дорогу до третьей категории, то есть сделать ее максимально комфортной и для легковушек, и для грузовиков.
- Эта трасса вообще очень важна для края, - говорит Владимир Кудашев, заместитель министра промышленности и транспорта правительства Хабаровского края. - Как вы знаете, Ванино и Советская Гавань получили статус территорий опережающего социально- экономического развития. Морские порты и перевозки здесь планируются масштабные. Дороги - это артерии, которые обеспечивают жизнеспособность всего организма. Тут надо развивать и автобусные перевозки, и сеть различных сервисов. В дальнейшем трасса обзаведется связью, постами ГИБДД, заправками. Я сегодня посмотрел, как идут работы, в целом сроки и качество нас устраивают, хотя хотелось бы побыстрее.
Побыстрее не получается. Кроме того, от нулевого и до 60 километра трассы дорогу придется восстанавливать - в самом начале там успели уложить только один слой асфальта, дальше начались лихие девяностые, и финансирование прекратилось, работы остановили. За прошедшее время она пришла в негодность. Также восстанавливать придется и участок с 297 километра по 347 километр. Там дорогу разбили лесовозы. Сейчас с финансированием проблем нет. Всего строительство дороги обошлось в 2,6 миллиарда рублей и заняло около 20 лет.
- Осталось чуть-чуть, - говорят строители и, видя недоверие в моих глазах, уточняют: - Точно. Без вопросов.
Первая платная автодорога разгрузит Хабаровск
Транзитный транспорт - серьёзное испытание для дорог любого города. В Хабаровске, гдедорожная сеть представляет собой "лапшу", собранную в узел в центре города, транзитный поток не только разбивает дороги, но и провоцирует пробки.
Протяжённость дорожной сети Хабаровска - 937 км, каждый год "заплаточный" ремонт требуется сделать на 300-350 км дорог, показатель постоянно растёт. На ремонт и обслуживание, по информации управления дорог и внешнего благоустройства мэрии, ежегодно надо почти 1 млрд рублей. Какой бюджет это выдержит?
О строительстве объездной дороги говорили давно, с года 2012, но каждый раз, когда заходил разговор о "Восточном обходе" - так прозвали ещё не существующую трассу - всё упиралось в деньги. Дело сдвинулось с мёртвой точки после создания в Хабаровском крае территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Оказалось, что трасса может связать все три площадки ТОСЭРа "Хабаровск" - "Ракитное", "Авангард" и "Аэропорт". Обосновать строительство и получить под него деньги из федерального бюджета стало проще.
Схема объездной дороги вокруг Хабаровска:
khk.jpg
По смете "Восточный обход", сообщил Владимир Быченко, главный эксперт губернатора Хабаровского края, обойдётся в 46,8 млрд рублей. Финансирование планируется из трёх источников: федеральный бюджет около 20 млрд рублей, краевой - 11 млрд, частные инвестиции - порядка 15,5 млрд рублей. Чтобы окупить проект и сделать его выгодным, проезд по "Восточному обходу" будет платным, сейчас звучит цифра около ста рублей.
"Годовой доход бюджета Хабаровского края от реализации автодороги в обход Хабаровска может составить 1,5 миллиарда рублей к 2039 году, - сообщил Владимир Быченко. - После того, как проект перейдёт в краевую собственность, общий доход составит 3,5-4 миллиарда рублей ежегодно".
В течение 2016 года предстоит провести конкурс, подписать все соглашения и с 1 января 2017 года стройка должна закипеть. Сдать трассу планируют к 31 декабря 2019 года.
"Хорошо" - за деньги
Если эти планы удастся реализовать, то мы получим четыре полосы скоростной трассы, 7 двухуровневых развязок, пешеходные эстакады и полный комплекс инфраструктуры. Разрешённая скорость составит 120 км/ч - сейчас на дорогах края максимально разрешены 90 км/ч. Правда,
протяжённость трассы составит всего 30 километров, так что, покинув комфортабельный "Восточный обход", водитель опять упрётся в обычную дорогу, где разрешены 90 км/ч, а покрытие оставляет желать лучшего.
Некоторые водители недовольны и тем, что дорога будет платной.
"А транспортный налог отменят? - провокационно поинтересовался Алексей, дальнобойщик, с которым я разговорился на стоянке в Зоевке (той самой, где вкусные чебуреки). - Я и так плачу, потому что большегруз. И ещё платить?!"
Недовольство водителя понятно: почему нельзя все дороги, которые строят за бюджет, читай, за наши налоги, сделать хорошими, вместо того, чтобы заставлять за "хорошо" приплачивать? Впрочем, платные трассы существуют во всём мире и все давно к этому привыкли. Так же, как те же платные парковки. Только наши люди предпочитают оставлять автомобиль посреди тротуара или подпирать другие авто в ближайшем дворе, лишь бы не платить за нормальную парковку. Насколько "Восточный обход" будет востребован у обычных граждан, станет ясно после первого года эксплуатации трассы. По оценке специалистов, для выхода на самоокупаемость дорога должна пропускать примерно 10 тысяч автомобилей в сутки. Сейчас мы можем смело вести речь только о двух тысяч авто в сутки.
По материалам kp.ru (Борис Кокурин) и aif.ru (Семен Травин)
Фото: Борис Кокурин, Минвосторазвития РФ