← Логистика, грузы

$2,5 млрд на фурах: как водитель грузовика выстроил логистическую империю

Австралийский бизнесмен Линдсей Фокс начал в 17 лет водителем грузовика и за полвека построил крупнейшую в стране логистическую компанию с годовой выручкой $2 млрд. По данным Forbes, 24 сентября состояние австралийца Линдсея Фокса равнялось $2,5 млрд. В списке богатейших жителей Австралии, который издание составило в январе 2015 года, Фокс занимает 9-ю строчку. Основной актив бизнесмена - оператор грузоперевозок Linfox, крупнейшая в стране и в Тихоокеанском регионе частная логистическая компания.

Детская страсть
Фокс выбрал себе поприще еще подростком и ни разу этому выбору не изменил. Он родился в Сиднее в апреле 1937 года в семье водителя грузовика. Родители вскоре перебрались в пригород Мельбурна, где Линдсей пошел в районную школу, а затем поступил в Высшую школу Мельбурна, один из наиболее престижных платных колледжей страны.
На втором курсе Фокса выгнали из колледжа из-за слабого интереса к учебе. Освободившись от регулярных занятий, он решил не терять времени - сдать на права, чтобы, как отец, заниматься грузоперевозками. По законам штата права можно было получить только с 18 лет, а юноше тогда шел лишь 17-й. Как вспоминал позже Фокс, никто не удосужился проверить его свидетельство о рождении.
От грузовика до империи
В 1956 году 19-летний Фокс основал компанию своего имени: купил грузовик Ford в рассрочку и стал на нем работать - возил уголь на одну из газовых станций Мельбурна. В 1959 году Линдсей женился. Став в начале 1960-х молодым отцом, он понял: чтобы обеспечить семью, нужно расширять бизнес. Фокс стал докупать грузовики и нанимать водителей, а компанию переименовал из Lindsay Fox в краткое Linfox. Шанс быстро вырасти компании дал контракт с British Petroleum на снабжение мазутом частных клиентов в Мельбурне. К 1967 году парк Linfox состоял из 60 грузовиков, развозивших мазут по всему восточному побережью Австралии.
В 1970-1980-е Фокс постоянно расширял бизнес, охватывая все новые регионы страны и отрасли: фрахт, складские услуги и т.д. В 1987 году Linfox провела IPO на Австралийской фондовой бирже, однако уже через два года Фокс выкупил акции обратно, и Linfox вновь стала семейным бизнесом. С тех пор в австралийских СМИ минимум дважды возникали слухи о намерении Linfox вернуться на биржу, но этого так и не случилось.
В 2000-е Linfox активно скупала логистические компании. Так, в 2003 году она приобрела инкассаторскую фирму Armaguard, в 2006-м - несколько операторов контейнеровозов, в 2007-м - своего конкурента Westgate Logistics.
Долгое время у Linfox был только один зарубежный филиал - в Шанхае. В 1990-е и особенно в 2000-е компания провела активную международную экспансию, превратившись в транснациональную корпорацию с филиалами в Индонезии, Таиланде, Сингапуре, Новой Зеландии, Малайзии, Вьетнаме, Индии и других странах (всего - в десяти). По данным компании, в зарубежных филиалах Linfox сейчас работают 19,2 тыс. человек, или 84% сотрудников.
Отец года
В 1992 году у Фоксов произошла трагедия. Один из сыновей Фокса, 23-летний Майкл, покончил жизнь самоубийством (не вынес разрыва с женой). "Всю жизнь до смерти сына я думал, что мне все нипочем, а тогда я понял, что это не так, - признался Фокс в 2004 году. - Я бы все отдал, чтобы вернуть моего Майкла". Другой сын Фокса Дэвид говорил, что горе сплотило всю семью: "Жизнь - это большая ценность, и надо ценить каждый день, раз нам не дано знать, что случится завтра".
Через год после смерти сына Фокс совместно с Австралийским советом профсоюзов запустил общенациональную кампанию "Работай на Австралию". Программа, на которую были выделены госсубсидии, была рассчитана на повышение занятости. Безработица в стране тогда была одной из основных причин самоубийств у мужчин. В течение полутора лет Фокс ездил по стране, уговаривая работодателей создавать рабочие места, каковых в итоге набралось более 60 тыс. Фокс консультировал правительство Австралии по проблеме юношеского суицида и входил в правление Национального консультативного совета по предотвращению суицида. За общественную работу Фокс в 1992 году в своем родном штате Виктория был удостоен звания "Отец года".
Продолжатели и наследники
Сегодня Linfox - крупнейшая частная логистическая компания Австралии. Кроме автомобилей и складов, под ее управлением находятся два аэропорта мельбурнского авиахаба: Авалон и Эссендон. По данным исследовательской фирмы IBISWorld, в 2015 году Linfox заняла 7-е место в рейтинге крупнейших компаний Австралии с годовой выручкой в 2,8 млрд австралийских долларов ($2 млрд).
Фокс отошел от непосредственного управления компанией, теперь у руля его дети (всего их пятеро). Старший, Питер, в 1995 году стал исполнительным председателем Linfox Group. Его братья Эндрю и Дэвид возглавляют девелоперское и аэропортовое подразделения семейного бизнеса - Linfox Property и Linfox Airports, сестры Катрина и Лиза занимаются PR и маркетингом.
Журналисты не раз задавались вопросом, что ждет бизнес-империю Linfox, когда не станет ее основателя. "По статистике, в 90% случаев второе поколение бизнес-династий отстраняется от управления семейными компаниями, - говорит старший сын Фокса Питер. - Мы хотим попасть в 10% тех счастливчиков, которым удалось этого избежать".
Взрослая страсть
Линдсей - обладатель внушительной коллекции ретро-автомобилей представительского класса. Предприниматель собирал их более 30 лет. Сейчас в его коллекции почти полсотни экспонатов - Bentley, Ferrari, Jaguar, Porsche, Rolls Royce, Mercedes-Benz.
Бизнес Linfox в цифрах
$2,5 млрд - состояние Линдсея Фокса
$2 млрд составила выручка Linfox в 2014-2015 финансовом году
7-е место занимает Linfox в топ-500 компаний страны
1,5 т - грузоподъемность первого автомобиля Линдсея Фокса, это был Ford F-500
Свыше 5 тыс. грузовиков - в автопарке Linfox
16 офисов Linfox работают в десяти странах мира
23 тыс. человек работают в Linfox
lfx.jpg
Источники: Forbes, Fox Collection, IBISWorld, Linfox
Фото: linfox.com, Getty Images
РБК