За январь-июль этого года продажи грузовых шин в России составили 2,6 млн штук, что 25% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам 2015 года спрос на грузовые шины также снизится на 25%, сильнее всего пострадает сегмент импортных шин, прогнозируют эксперты.
Выпуск грузовых шин в России сократился на 2 %, объемы импортных поставок сократились на 41 %, а объемы экспорта увеличились на 11%, следует из данных, составленных компанией "Татнефть".
Из-за сложной экономической обстановки, как в стране, так и в мире потребительский спрос на автомобильные покрышки смещается в сторону бюджетных марок и моделей, однако желание не сильно потерять в качестве приводит к увеличению спроса на отечественную продукцию, так как их ближайшие конкуренты, китайские шины, прибавили в цене.
"Девальвация рубля привела к значительному росту цены на продукцию китайских производителей, - пояснили "РГ" в компании "Кордиант". - Как результат - возросшая привлекательность отечественной продукции и рост спроса на нее".
Так что теперь больше половины всех шин для отечественного рынка производится в России. По данным компании "Татнефть",
доля рынка российских шин увеличилась за год с 47 до 58%
Главная проблема отечественных производителей шин - конкуренция со стороны китайских коллег, которую к тому же не всегда можно назвать добросовестной, - немного смягчилась. "Было проведено антидемпинговое расследование, факты демпинга подтверждены,- сообщили в "Татнефти". - Коллегией Евразийской экономической комиссии подготовлено решение о введении антидемпинговых пошлин на китайские шины в размере от 14,79 до 35,35% в зависимости от бренда".
Но проблемы в отрасли остались, несмотря на ослабление хватки "китайского дракона". "Главные проблемы года - снижение спроса на шинную продукцию и рост стоимости сырья, используемого в производстве коммерческих шин, - отмечают в "Татнефти". В компании "Кордиант" сетуют на девальвацию рубля, как основную причину удорожания сырья: "Стоимость натурального каучука в рублях выросла на 22%, а синтетического - на 5%".
Однако сложившаяся экономическая ситуация позволила российским производителям не только выйти на новые рубежи на родине, но и увеличить зарубежные поставки.
"По итогам 7 месяцев на экспорт было поставлено более 0,8 млн штук грузовых шин,
- заявили в "Татнефти". - Основным рынком сбыта грузовых комбинированных шин являются страны СНГ, что связано со структурой эксплуатируемого автопарка. Более современные цельнометаллокордные (ЦМК) шины востребованы не только в странах СНГ, но и во всех странах мира. Российские ЦМК шины пользуются спросом в Европе, в Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Объемы экспортных поставок в этом году увеличились на 11%. В немалой степени способствовал тому рост мировых валют по отношению к российскому рублю. Вместе с тем, на рост спроса на российские шины, прежде всего ЦМК, повлияло и расширение ассортимента выпускаемой продукции, и высокое качество, подтвержденное результатами эксплуатации шин в реальных условиях".
Также отразилось на "шинниках" ситуация на Украине. В течение нескольких месяцев действовал запрет на поставку грузовых шин в эту страну. "Однако частично запрет был снят: до конца 2015 года запрещены поставки исключительно широкопрофильных грузовых шин" - сообщили в компании "Кордиант". В предыдущие годы украинский рынок был одним из двух основных рынков сбыта российских грузовых шин в странах СНГ.
Конечно, рост доли отечественного производителя в общем объеме производства покрышек не может не радовать, тем более что происходит это в условия падения рынка. Но политическая и экономическая ситуация когда-нибудь изменится. Вопрос, сумеют ли тогда удержать наши производители завоеванные позиции?
Цифра
58 процентов составляет доля российских производителей на рынке шин для коммерческого транспорта в 2015 году.
Фото: АвтоТрансИнфо