← ЭДО, ИТ в логистике

"Вкалывают роботы, а не человек"

Роботы всегда были частью картины будущего. Но постепенно они становятся частью повседневной реальности. Попытаемся увидеть, какие перемены ждут логистику, когда на складах и дорогах появятся роботы.

Развитие экономики связано с внедрением инноваций. Одним из наиболее впечатляющих направлений технического развития является робототехника. В течение последних нескольких лет достигнутый здесь прогресс заметен даже непрофессионалам. Если раньше роботы чаще всего применялись для скучных, рутинных задач (например, покраска автомобилей), то новейшие машины становятся незаменимыми в самых разных отраслях промышленности.
Программы стали более сложными, а сами роботы дешевле, доступнее и надежнее.
Развитие робототехники ускоряют экономические факторы. Эксперты отмечают, что роботы, прежде всего, создаются для работ, которые люди не могут или не хотят исполнять. Также они применяются для выполнения задач, требующих огромной точности и безупречного выбора времени. В результате, внедрение роботов упрощает сложные цепочки поставок и соединения сетей. И, конечно, ограничивает рост заработный платы, - для европейских стран (а также США и Канады) это особенно актуально, поскольку давление профсоюзов на предпринимателей высоко.
AMAZON: лидер внедрения робототехники в логистике
Amazon - крупнейшая (по обороту) в мире компания, продающая товары и услуги через Интернет. Для нее упрощение сложных цепочек является одним из главных инструментов повышения эффективности. Успешным примером внедрения новых технологий стало решение проблемы пиковых нагрузок в "горячий сезон" Новогодних и рождественских праздников, - с помощью команды ("флота") роботов.
Оранжевые роботы Kiva появились на складах Amazon летом 2014 года. Их основное назначение - довозить полки с товарами до сотрудника, который формирует заказы (до этого он искал товары вручную). Если раньше выполнение такого задания занимало часы, то теперь - несколько минут. Kiva способны поднимать до 340 кг, оснащены датчиками движения (они замечают объекты на своем пути) и передвигаются со скоростью 1 м/с.
Использование роботов, кроме повышения эффективности обработки заказов, также позволяет экономить: на складе помещается на 50% больше товара.
"Флот" роботов (Kiva Systems ) работает уже в 10 складах Amazon на территории США. Частичная автоматизация работы позволяет справляться с валом заказов. Чтобы понимать масштабы: в 2014 году в понедельник, следующий за "черной пятницей", в одну секунду поступало 426 заказов.
Для использования этих роботов требуется перенастройка склада, особые стеллажи и другие объекты инфраструктуры. Даже с такими роботизированными складами работникам по-прежнему необходимо вручную забирать товары с полок.
Поэтому Amazon не останавливается. В 2015 года на международной конференции по робототехнике ICRA (International Conference on Robotics and Automation), компания организовала соревнование. Роботы из 27 участников из разных стран мира пытались самостоятельно захватить товары с полки (книги, свечи, коробки и т.п.) и поместить их в тубу. С большим отрывом победила команда из Берлинского университета. Их робот смог взять и разместить 10 из 12 объектов, что принесло его создателям призовые $20 000.
Исследования продолжаются, - скоро и эти результаты будут улучшены.
DHL: инновации на транспорте
Другое популярное направление робототехники - беспилотный транспорт. Если судить по сообщениям прессы, дальше всего в разработках продвинулся Google. Компания создала беспилотные автомобили, которые в 2014 году смогли проехать около миллиона километров и при этом ни разу не попасть в аварию. С этого месяца автомобили Google, как и другие подобные проекты, получили разрешения передвигаться по всем дорогам общего пользования в Калифорнии.
Параллельно ведутся работы на беспилотными грузовиками. Mercedes-Benz разработал Future Truck 2025 ("грузовик будущего"), который, как предполагается, должен помочь водителям в управлении грузовиком, так и значительно снизить количество автокатастроф.
Технология не рассчитана на автоматическое передвижение по городским дорогам (как автомобили Google). По словам Mercedes, их грузовики смогут автоматически двигаться по трассе, где внимание водителей может снижаться и возникает угроза сна за рулем.
Появление подобных машин заставляет логистов проектировать новое будущее своего бизнеса. Компания DHL в 2014 году опубликовала доклад, посвященный беспилотным автомобилям в логистике. В документе обсуждаются возможные преимущества автоматизации: повысится безопасность вождения (благодаря точной адаптации к дорожным условиям), увеличится скорость перевозки и снизятся вредные выбросы (благодаря программному обеспечению). В целом, это приведет к снижению затрат (повышению эффективности). Дальнейшие перспективы выглядят захватывающе: если на данный момент роботы, главным образом, применяются внутри склада, то в дальнейшем их будут использовать в аэропортах, морских портах, сортировочных станциях, объединятся в единую сеть и т.д.. Например, исследовательский проект SaLsa уже испытывает беспилотный транспорт на сортировочных станциях.
Хотя актуальные разработки беспилотных автомобилей предназначены, прежде всего, для движения по большим трассам, в будущем, такие компании как DHL, смогут доставлять товары непосредственно к дверям клиентов с помощью воздушных или наземных роботов.
Jungheinrich: автоматизированные технологии в России
Передовые разработки приходит и в нашу страну. На примере работы Amazon можно предположить, что в российских условиях автоматизированные склады наиболее востребованы крупными интернет-продавцами и продуктовыми ритейлерами. Поэтому робототехника появится и у нас. Например, компания Jungheinrich разработала логистический интерфейс, который программируется WMS системой и выполняет заказ без управления человека.
Он включает промежуточное программное обеспечение, которое устанавливается на терминал или сетевой сервер погрузчиков, - откуда связывается с погрузчиками и/или датчиками, установленными на погрузчиках. По словам представителей компании, "в настоящее время логистический интерфейс используется с 6 различными разработками Jungheinrich - от автоматического перевозчика паллет до системы складской навигации Warehouse Navigation с перспективой расширения его сферы применения...Из отзывов наших клиентов видно, что логистический интерфейс вносит существенный вклад в уменьшение затрат и повышение эффективности их интралогистических операций".
Роботы для людей
Успехи по созданию новых образцов робототехники впечатляют. Среди значительных преимуществ внедрения инноваций, стоит обратить внимание, что роботы облегчают труд человека, освобождают время и энергию, которые можно использовать для других творческих целей. Вся техника создается для людей. Мы можем представить, что со временем все больше операций будут автоматизированы, но нашими клиентами всегда будут живые люди. Человеческое внимание, профессионализм, отзывчивость, забота и искренняя улыбка останутся главной ценность любой самой инновационной компании.
Фото: mailinfo.ru
PROЛОG