Глава правительства Дмитрий Медведев подписал постановление об изменении размера налога с грузоперевозчиков за вред, наносимый федеральным дорогам. В частности, с 15 ноября этого года по 29 февраля 2016 за преодоление каждого километра федеральной трассы придется раскошелиться на 1,5 рубля, а не на 3,7, как было решено ранее. А уже после и до конца 2018-го плата составит 3 рубля. Как такое решение восприняли сами перевозчики, выяснял корреспондент телеканала "Санкт-Петербург".
На своем "КамАЗе" Максим Быстров занимается перевозками больше 11 лет. И вот проводит, возможно, его последний, беглый осмотр. 15 ноября в России заработает "Платон" - система взимания платы за проезд большегрузов по федеральным трассам. В этот же день, по словам Максима, в интернете появится объявление о продаже одного старенького "КамАЗа".
Максим Быстров, дальнобойщик: "Таких объявлений, на самом деле, сейчас очень много уже. У меня были партнеры, знакомые, было пять машин вот таких вот "Скания" новых лизинговых. Весной он все сдал обратно в лизинг, по сути дела, разорился, сейчас находится без работы.То, что получится если съездить Москва-Питер, это практически та же самая сумма, что я платил своим водителям".
Таких водителей, как Быстров только в Северной столице 10 тысяч.
Причина нововведения (платы за проезд по федеральным трассам) - нехватка средств на ремонт дорог, а по официальной статистике, больше всего вреда полотну наносят именно большегрузы.
Алексей Жуков, корреспондент: "Больше всего внимания водители большегрузов обращают на то, что и так платят немало. Вот этот грузовик. Новый - от 5,5 миллионов. К этой сумме нужно прибавить страховку, транспортный налог и самое главное - расходные материалы: солярка, масло, омывайки. Одно такое колесо, к примеру, стоит 25 тысяч рублей, только резина, а их здесь десять. То есть по хорошему, каждый год, чтобы переобуться к зиме нужно потратить четверть миллиона рублей".
Водители сетуют, ситуация на рынке грузоперевозок, давно не в их пользу. Тарифы на услуги не повышали с 2010-го. Возможно, поэтому дальнобойщики уже сейчас предупреждают, введение платы принесет с собой повышение цен на многие товары.
Александр Котов, председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов: "Разработчики, переработчики, производители заявили о том, что по их подсчетам инфляция в стране поднимется на 4 процента, а пакет молока будет стоить на 3 рубля больше. И понятно, что заплатит за это в конечном итоге бабушка, дедушка, наши дети, наши семьи и все население".
Платить за дороги будут и владельцы фур, направляющихся из-за рубежа. Иностранцам придется оформить дорожную карту. За тем, по какой дороге поедут российские грузовики, будут следить специальные GPS-треккеры. Выдавать их будут бесплатно. Внутри сим-карта. С нее, как с телефона, и списываются деньги. Некоторые уже предложили накрывать устройства железным ведром, но обмануть прибор не получится.
Алексей Перегудов, директор филиала компании "ЦентрСвязьИнформ" в Санкт-Петербурге: "Вы же не можете перепрыгнуть с одного берега Невы на другой без моста, да? Соответственно, для этого существует какая-то дорога, поэтому устройство найдет тот путь, по которому это можно сделать".
Под контролем будут и те, кто захочет избежать оплаты. На федеральные трассы выйдет мобильный патруль. Так, за магистралями Северо-Запада будет следить больше десятка спецмашин.
Штраф для "зайцев" - 450 тысяч рублей за первый безбилетный проезд и миллион рублей - за второй.
Александр Дацюк, Должность: руководитель филиала АСМАП по СЗФО: "Осталась почти неделя до ввода. Сегодня ни у одного перевозчика нет того самого транспондера, который необходимо установить на автомобиль. В Германии внедрялась система. Два года она работала в тестовом режиме. Ну
мы, конечно, много умнее, чем немцы, но хотя бы полгодика надо потренироваться".
Но времени на тренировки почти не осталось, совсем скоро нововведение вступит в силу. От Владивостока до Калининграда прямо сейчас движутся почти 2 миллиона грузовиков. Спутникам и компьютерам нужно будет следить за ними ежесекундно. Вопрос, готова ли система принять на себя такую нагрузку, пока открыт. И выдержит ли сайт "Платона"?
Антон Замков, коммерческий директор ООО "РТ Инвест транспортные системы": "100 тысяч одновременных посещений - это его параметр. С учетом того, что у нас владельцев транспортных средств около 900 тысяч. Ну вот каждый девятый, даже если зайдет, ничего страшного не произойдет".
Дальнобойщики готовятся к худшему. Недовольны водители и тем, что за проезд им придется платить до рейса, а заказы, как правило, оплачивают в лучшем случае спустя 10 дней после доставки груза.
Алексей Жуков, корреспондент: "Если ничего не изменится, то уже завтра в принципе всем автомобилистам стоит готовиться к очень серьезным пробкам на въездах во все крупнейшие города России, в том числе и Петербург. Ассоциации перевозчиков собираются устроить так называемую предупредительную акцию протеста и перекрыть федеральные трассы минимум на один час. Дойдет ли до этого и что будет дальше, станет ясно совсем скоро".
Фото: АвтоТрансИнфо
Телеканал "Санкт-Петербург"