← Автомобильные грузоперевозки

Круглый стол с острыми углами - псковские грузоперевозчики обсудили проблемы отрасли

Тема новых правил оплаты проезда грузовиков массой свыше 12 тонн по платным федеральным дорогам не сходит с повестки дня. И чем ближе 15 ноября, когда система сбора денег заработает, тем сильнее и жестче эмоции дальнобойщиков. В псковском региональном отделении Опоры России состоялся круглый стол с участием представителей власти, руководителей ведомств и организаций, работающих в сфере транспортных перевозок.

В Псковское региональное отделение Опоры России водители большегрузов стали приходить с конца октября. Выслушав всех и подробно изучив проблему, председатель псковской Опоры Валерий Лесников решил собрать за круглым столом. Предполагалось, что ответственные лица областного комитета по транспорту, отдела автомобильных дорог, правления Российского транспортного союза, псковского подразделения "Платона" (организации, которая будет заниматься системой сбора платы), псковские предприниматели во главе с Валерием Лесниковым, работающие в системе перевозок, в процессе конструктивного обсуждения выработают свои предложения для внесения поправок  в законодательство.
Однако пришло такое количество водителей, представителей транспортных компаний - более 50 человек,  что едва поместились в зале Северо-Западного центра социологии и маркетинга. Некоторые приехали прямо с маршрутов, из-за пределов области. И каждый хотел громко заявить свое недовольство и возмущение предстоящими переменами, так что ведущему круглый стол Валерию Лесникову направить разговор в конструктивное русло стоило немалых усилий.
Если оставить за скобками бурлящие эмоции, то суть недовольства дальнобойщиков сводится к нескольким позициям. Завышенные тарифы; необоснованные штрафы, слишком крутые для юридических лиц - 450 тысяч за нарушение, а за повторное - 1 миллион рублей; отсутствие четкой информации - как и, где платить, отчитываться; отсутствие переходного периода; необкатанность системы "Платон".  По сути, она вводится без достаточного тестирования. Отсюда неминуемость штрафов. Приводили в пример Германию, где систему тестировали два года и бесплатно.
Больше всего вопросов у перевозчиков было к Павлу Крикуну, руководителю псковского обособленного подразделения "Платона". Еще и еще раз он объяснял способы оплаты - их два: маршрутные карты и  бортовые устройства. Платить по маршрутным картам можно разными способами: через личный кабинет в интернете, через терминалы самообслуживания, через мобильные приложения.  Он дал четкие разъяснения, как составляется маршрутная карта по измененным правилам. Но у практиков по ходу разъяснений возникали новые и новые вопросы по непонятным частностям. Беспокоило и малое количество  бортовых устройств у "Платона" - на всех явно не хватает. А ведь с этим устройством теперь можно выезжать за границу РФ.
Нервничать заставляет и то, что фактически обсуждали теорию: ни у "Платона", ни у перевозчиков еще не было практики, а значит, ошибки и сбои - неизбежны. А как же штрафы? Они с 15 ноября для грузовиков массой более 12 тонн без бортового устройства, без денег на депозитном счету "Платона" или за пределами согласованного маршрута составят 5 тысяч рублей с водителя и 450 рублей с организации и будут действовать. Трудно не согласиться, что это несправедливо.
Далее - тарифы. Никто пока не обосновал их цифры. Есть только мнение профильных федеральных ведомств, что именно ставка в 3,73 рубля обеспечит сохранность российских дорог. В СМИ приводится пример, что ранее Минэкономразвития обосновывало тариф в 64 копейки за километр. Наши перевозчики согласны на 1 рубль за километр. И с ними согласен наш депутат в Государственной думе Михаил Брячак. Он привел расчеты, проводимые в 2010-2011 годах во время разработки закона. Тогда выходило, что с одного автомобиля в год будет собираться от 3,5 до 14 тысяч рублей. При новых тарифах перевозчик потратит 110 тысяч в год.
Под натиском массового негативного настроения перевозчиков и их защитников правительство пошло на некоторые уступки. 10 ноября Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому тариф до 29 февраля 2016 года снижен до 1,53 рубля, а с 1 марта 2016 года  до 31 декабря 2018 года он составит 3,06 рубля за километр. Правда, это известие не сильно обрадовало перевозчиков, они считают эту уступку полумерой.
Участники круглого стола поинтересовались у Дмитрия Лобунова, заместителя председателя областного комитета по транспорту, сколько денег достанется региону и куда они пойдут? Дмитрий Владимирович объяснил, что сначала средства через "Платон" пойдут в федеральный бюджет, а затем придут в область и будут потрачены на ремонт дорог. А еще Лесников и Лобунов объяснили, что ни региональная власть, ни тем более муниципальная не могут влиять на федеральные законы. Но есть право и возможность у депутатов и общественных организаций, таких как Опора России, выступать с инициативой, быть посредником и доносить до федеральной власти коллективные предложения для поправок в федеральные документы.
Судя по ежедневным публикациям в СМИ, этим сейчас заняты все грузоперевозчики страны - собирают подписи, составляют петиции и угрожают забастовками.
По словам координатора российской ассоциации "Дальнобойщик" Валерия Войтко, 15 ноября в день начала работы системы, 50% машин не выйдут на трассы вообще. Причем это не организованные кем-то акции, а самостийные. Псковские дальнобойщики тоже настроены решительно.
Требования и просьбы, по сути, у всех одинаковые. Вот что наши участники круглого стола записали в решении, которое станет обращением к федеральной власти через Опору России.
Ввести тестирование системы "Платон" до полной готовности работать в масштабе всей страны. Рассмотреть возможность оплаты после рейса. Изучить возможность снижения тарифа до 1 рубля за километр платной дороги. Ввести переходный период в тестовом режиме без штрафов.
А еще - обратиться к губернатору с просьбой о снижении транспортного налога.
Впрочем, на этом собрание не закончилось, оно продолжалось еще час  уже в фойе.
Надо отдать должное Павлу Крикуну, руководителю псковского "Платона", на которого наседали особенно сильно и долго. Он терпеливо и спокойно отвечал каждому на многочисленные вопросы и уточнения, записывал номера телефонов, электронной почты для общения. Столь же терпеливо и обстоятельно до самого последнего человека отвечали на вопросы Виктор Семенов, член правления Российского транспортного союза, Валерий Лесников, председатель псковской Опоры, представители администрации области. И тем самым сбили накал эмоций. Надолго ли, покажет время.
Фото: businesspskov.ru
Центр Деловой Информации Псковской области