← Коммерческий транспорт

Рынок лизинга на Кубани падает в кризис

Лизинг спецтехники и коммерческих автомобилей сократился в 2015 г., компании Кубани сворачивают инвестиционные программы. Но эта альтернатива кредитованию продолжает отвоевывать все большую долю рынка.

Рынок лизинга (долгосрочной аренды техники и машин с последующим выкупом) замер в 2013 г., а кризис 2014/2015 гг. привел к спаду. Основная причина - снижение материальных возможностей потенциальных клиентов и сворачивание инвестиционных программ. Только по итогам первого полугодия сегмент сократился более чем на треть, свидетельствуют данные РА "Эксперт". По данным компании CARCADE, во втором полугодии ситуация стабилизировалась, но речи о росте не идет, только замедлились темпы падения. Частично помогла программа льготного автолизинга, в ЮФО и СКФО по ней продали более 2,5 тыс. единиц автотранспорта.
Большая часть рынка сейчас приходится на лизинг легкового автотранспорта. Например, по данным компании CARCADE, более 80% сделок в Краснодарском крае за 9 месяцев 2015 г. приходились на легковой автотранспорт, и только 20% - на спецтехнику и коммерческие автомобили. В целом, компания также ощутила спад.
"В Краснодарском крае (представительства CARCADE действуют в Краснодаре, Сочи и Новороссийске. - Ред.) в течение 9 месяцев объем нового бизнеса компании составил 278 млн рублей. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года объем нового бизнеса сократился на 30%, что соответствует общей ситуации на рынке", - сказал Алексей Смирнов, генеральный директор компании CARCADE.
Несмотря на то что рынок сжимается, лизинг продолжает отыгрывать все большую долю у стандартного кредитования, о чем свидетельствуют данные лизинговых компаний.
"Если говорить о тенденциях, то автолизинг стал серьезной альтернативой другим способам приобретения автомобилей. Доля продаж автомобилей с помощью лизинга составляет в России около 5%, причем это результат почти двукратного роста за последние 5-6 лет. Тенденция роста доли автолизинга устойчивая, при таком проникновении лизинга нам пока далеко даже до восточноевропейских 15-20%. Поэтому долгосрочный тренд роста доли автолизинга сохраняется. Еще одна тенденция - это постепенное развитие лизинга для физических лиц", - считает Александр Михайлов, старший вице-президент автолизинговой компании "Европлан".
Алексей Смирнов, генеральный директор компании CARCADE: "Положительным фактором в 2015 г. стал запуск госпрограммы льготного автолизинга, согласно которой клиентам, приобретающим в лизинг автомобили отечественной сборки, лизинговые компании-участники программы предоставляют 10%-ную скидку от стоимости автомобиля уже на стадии авансового платежа. С мая по сентябрь скидки распространялись на сделки с легковыми автомобилями и коммерческим транспортом, а с октября под льготные условия подпадает только лизинг коммерческих автомобилей. По нашим оценкам, за время реализации госпрограммы в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах реализовано более 2,5 тыс. единиц автотранспорта со скидками. Согласно информации Минпромторга РФ, в этом году программа действует до 1 декабря. Ее пролонгация на следующий год или запуск иных мер господдержки автопродаж через лизинг оказали бы положительное влияние на сегмент автолизинга, который, согласно оптимистическому сценарию, уже в 2016 г. может показать рост относительно 2015 г.".
Справка:
Программу льготного автолизинга запустили в России с 15 мая 2015 г.
46 российских лизинговых организаций принимает участие в программе.
Средняя стоимость автомобиля, приобретаемого в ее рамках, составляет 1,3 млн рублей.
Лидерами по продажам автомобилей в рамках госпрограммы, стали компании "ВЭБ-лизинг", "Европлан", "Каркаде", "Мэйджор Лизинг", "Балтийский лизинг".
Фото: krasnodarskiy-kray.irr.ru
Деловая газета-Юг