Сегодня, 24 ноября, дальнобойщики Петербурга в знак протеста против взимания платы за проезд с машин свыше 12 тонн начинают движение по трассе в сторону Москвы со скоростью не более 10 км в час - "улиткой". Накануне лидер и координатор протестующих водителей Александр Расторгуев дал интервью ПРОВЭДу и рассказал, есть ли вероятность, что экономические требования сменятся политическими, поддержат ли дальнобойщики северо-запада своих дагестанских коллег, и почему поводов для компромиссов с властью в решении проблемы "Платона" он не видит.
Существует мнение, что протестующим перевозчикам вы предлагаете переводить ситуацию из экономического русла в политическое.
Я был на вчерашнем сходе на юго-западе Петербурга, там было порядка двухсот водителей. Там была импровизированная трибуна, и мы с неё выступали. Первое: все эти акции - экономические. Никто не призывал отправить в отставку правительство или Путина - об этом даже разговор не заходил.
То, что у меня есть какие-то приоритеты в этом деле - ну, это мои личные приоритеты. Я их не транслировал там. Все это чисто экономическая акция. Я эти акции я делаю с 2008 года в Петербурге, и я редко выступаю на акциях за смену правительства, если только сама акция не посвящена политике. В акциях дальнобойщиков я не перехожу эту грань, хотя у меня есть своя точка зрения по поводу того, кто во всем этом виноват, но я этого не озвучивал. Главная задача - отменить "Платон".
Я разговаривал с Александром Котовым, председателем межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, он назначил меня представителем профсоюза в Петербурге и Ленинградской области. Он попросил об этом меня, раньше представителя этой организации здесь не было. Поэтому я с дальнобойщиками разговариваю как представитель профсоюза Котова.
Я еще нигде не заявил, что пора менять правительство. Только отмена "Платона". Тема смены Соколова будет в дальнейшем.
Если мы заставим власть отменить "Платон", то это будет автоматически и посыл Соколову идти на даче копать клубнику.
"Платон", потом Соколов. А что дальше?
Потом мы будем отменять транспортный налог, который Владимир Владимирович Путин обещал отменить еще в 2009 году. Мы тогда делали большущую акцию за отмену этого налога в Санкт-Петербурге, собрали тысячу машин, выехали с МЕГА-Ikea на Мурманке и приехали этой колонной на Исаакиевскую площадь. После этого нам не стали повышать транспортный налог, хотя должны были увеличить его в два-четыре раза. Валентина Ивановна Матвиенко спустя два-три дня, пока была тишина в СМИ, после нашей акции вышла вся в белом и сказала: "Я решила не поднимать налог". Хотя за месяц до этого она билась за обратное. Вот тогда это была наша очень большая победа, потому что мы поняли, что мы - сила, и с нами считаются. Сейчас сила дальнобойщиков тоже в этом - в нашем единстве.
Вот сейчас мы платим за "Платон", потом начнем за воздух платить, за пешеходные переходы: А
денег нет в государстве - профукали всё. Нашу промышленность не подняли за те годы, когда нефть стоила по 147 баксов. Почему не подняли?
Нафига нам эти Олимпиады, какие-то чемпионаты?
А как же международный статус?
Ну и что? Ходить в одних трусах с этим статусом, извините?
А в целом вы готовы перейти грань от экономических интересов к политическим?
Если наше правительство нас не услышит и будет гнобить нас и дальше. Сейчас на Москву едут товарищи из Дагестана, а у них уже звучат политические лозунги: "Путина в отставку!". Мы пока еще в Питере сдерживаемся, но это должно исходить от самих водителей, если они к этому придут. Я-то давно уже к этому пришел. Я понимаю, кто виновник этого "Платона". Но люди не понимают, думают, что оно само родилось и упало, а теперь, мол, иди - плати. Но кто это придумал? Кто у нас друг Владимира Владимировича? Кто сын этого друга? Кому дали кормушку-"Платона"? Теперь он каждый год будет получать по $10 млрд от водителя, который остался в последней рубашке? Ну что это такое? Я думаю, что к этому придёт, если нас не услышат, грань будет перейдена после 30 ноября, когда дальнобойщики Дагестана приедут в Москву. Если они перекроют МКАД, если они еще что-то сделают, то может возникнуть очень серьезная ситуация.
Вы их поддержите?
Мы их поддержим - обязательно.
Есть перевозчики, которые готовы идти на переговоры с властью, у них существует координационный совет. А радикально настроенные дальнобойщики вместе, или разрознены?
Есть сайты, где мы общаемся, у меня есть список всех координаторов по России. Мы общаемся, но, правда, больше в интернете - больше никак. Да, получается, что каждый сам за себя: один ИП, второй ИП, все вроде бы и конкуренты. А когда всех прижали, то они должны были бы объединиться, а на деле получается, что одни боятся, другие на акции выходят...
То, что есть какой-то координационный совет, это абсолютно ничего не значит. Потому что я общался с Владимиром Матягиным 16 ноября, он сказал, что два года работает по этому направлению - с "Платоном", писал в министерство красивые бумажки. В итоге к чему мы пришли через два года? К нулю. Ну, съездил он в Госдуму, ну хотят они там ввести мораторий на два года. Но зачем неминуемую смерть откладывать с завтра на два года?
То есть вы считаете, что категорически нельзя идти на компромисс с властью, на уступки? Есть же мнение, что "Платон" позволит "почистить" рынок перевозок, упорядочить его.
Как можно упорядочить рынок, который в принципе нищенствует? Сейчас работы-то в принципе нет. Кого упорядочивать? Отнимать у этих водителей последнюю корку хлеба?
А как же вопрос "серых" перевозчиков, которые не попадают под государственное регулирование, которые демпингуют?
В настоящее время как такового рынка нет.
К нам на акцию 19 ноября компании присылали целые колонны. Например, ехали люди из "Магнита", из "Петровича". Колоннами. Потому что они понимают, что попали.
Какое сейчас может быть регулирование? Дайте сначала людям альтернативу, какой-то выход. Сейчас человек с машиной не сможет ни семью кормить, ни кредиты платить, что он будет делать сейчас? Он пойдет куда-нибудь на завод? Заводов нет. На рынок пойдет торговать китайскими товарами? Наших-то товаров нет.
Вот говорят, санкции-антисанкции. Евросоюз и Америка нам объявила санкции на что? На ограничение въезда ряду чиновников. А Путин сделал наоборот: ввел санкции на товары, продукты, да ещё и сделали этот цирк с этими гусями (речь идет о случае, когда сотрудники Россельхознадзора в Татарстане раздавили трактором три тушки гусей, произведенных в Венгрии - ред.). Мы живем в какой цивилизации? Какое регулирование? Ротенбергу дали поляну, мы пасемся, а он стрижет.
Вы не опасаетесь ответной реакции властей на вашу жёсткую позицию?
Я уже даже перестал бояться. Мы к этому готовы.
А были уже случаи?
Были, были, были. Ко мне перед каждой акции приходит участковый, меня вызывали в ФСБ. Я у них числюсь как экстремист, по-моему. В каждый большой праздник меня вызывают на беседу, или участковый приходит ко мне домой с вопросом: а ничего не будете делать?
"Платон" начали разрабатывать четыре года назад. Может, стоило ещё тогда, серьёзно говорить о негативных последствиях, чтобы не доводить до взрыва?
Мы живем в России, правильно? У нас пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Все ждали, все думали, что это их не коснётся. Три года назад нефть была дорогой, доллар тоже, люди жили нормально и думали, что так будет и дальше, ничего не изменится, власть ничего не сделает, все будет хорошо. А когда бахнуло, зарплата и ваша, и моя уменьшилась в два раза в долларовом эквиваленте. Раньше могли съездить и в Турцию, и в тот же Египет, а сейчас надо в два раз больше денег, чтобы поехать туда. Всё дорожает. Люди отнекивались, говорили, что у нас власть такая хорошая. А сейчас кинули, и теперь все забегали.
Правильно я понимаю, что дальнобойщики, перевозчики - это те люди, которые в основном всегда поддерживали власть?
По большому счёту, да. Они поддерживали Путина на всяких антимайданах. Да, это электорат Путина. А чего сейчас ходить и говорить Путин, помоги? Думаю, мозги начали включаться у водителей. Ведь раньше они могли купить машины, могли содержать семьи, как-то зарабатывали, были сами себе хозяевами. А сейчас что? Тахографы ввели, налоги ввели, подрезали, подрезали, подрезали и все. И теперь куда? На рынок?
И теперь только крайние меры?
Я закончил Челябинское высшее автомобильное инженерное училище, а с 2008 года я занимался акциями протеста. Когда я включился в эту тему, когда я увидел всё это безобразие, я стал одним из активных автомобилистов, которые защищают свои права. Мы делали бензиновые акции, мы писали письма Медведеву, Путину, мы писали в Госдуму, но ни одно письмо не пришло с ответом. Ни одно.
У нас власть не договороспособна. Они там живут своей жизнью. Для них все хорошо. Наши проблемы их, видимо, не касаются.
Как можно идти на какой-то разговор, когда нас просто не слышат, не хотят слышать. Ну, вот сейчас вызвали Матягина. Но ведь он член "Единой России" и работает в общественной организации "Деловая Россия". Это они же сами и приняли эти законы. Но и он два года безрезультатно бился. Да, мы вот такие реактивные, но больше никак иначе. Поэтому и приходится всё это делать.
Вы сами продолжаете работать дальнобойщиком?
Я работал последние несколько лет на фуре, на суперМАЗе. Я сейчас работаю в фирме "Улыбка радуги". И вот буквально три месяца назад фирма продала мою машину, потому что просто невыгодно её содержать. Сейчас я работаю водителем, но чуть поменьше машинку взял. Я водитель, я никакой не чиновник. Я своими глазами вижу, что на самом деле происходит.
Фото: fontanka.ru, провэд.рф