Продукты газопереработки, в первую очередь пропан-бутан, в качестве моторного топлива могли бы стать отличным средством для решения множества нынешних проблем государства, владельцев автопарков, автовладельцев. Нужен драйвер рынка со стороны государства и бизнеса для создания необходимойинфраструктуры потребления.
Дешевая альтернатива
В России сейчас можно заправиться двумя видами газомоторного топлива (ГМТ): пропан-бутановые смеси (или СУГ, продукт газопереработки и нефтехимии, популярный у рядовых автомобилистов) и компримированный природный газ метан (его ниша - прежде всего общественный и грузовой транспорт). Их привлекательность в цене, которая не превышает и половины стоимости топлива на бензиновых заправках. При существующем соотношении цен на бензин и газ перевод автомобиля на пропан-бутан может принести автовладельцу от 40% экономии. Немаловажно и то, что за счет минимального содержания примесей и окисляющих веществ в продуктах сгорания газовое топливо экологичнее бензина. В Лондоне, например, сейчас весь общественный транспорт собираются перевести на газ. Благодаря снижению примесей на 50% увеличивается срок службы моторного масла, не образуется нагара на свечах и стенках камер сгорания. Поскольку газомоторное топливо обладает высоким октановым числом (110-115 единиц), фактически исключается детонация, а значит, уменьшается износ деталей.
Правительство, проведя расчеты, пришло к выводу, что
суммарная экономия от перехода на ГМТ по всему российскому автопарку может достичь 49 млрд руб.
Если пройтись по хозяйственной цепочке, то около 20% стоимости российских товаров составляют транспортные расходы, треть которых (около 7%) - затраты на топливо. Следовательно, двукратное сокращение расходов на топливо обеспечит потенциал для снижения не менее чем на 3% цен конечных продуктов во всей экономике. Интерес к расширению доли газа как моторного топлива российские власти проявляют давно. Два года назад президент Владимир Путин поручил правительству организовать выделение регионам субсидий для покупки техники на природном газе. Даже в кризисный 2015 год правительство в июле одобрило 23 субъектам субсидии на сумму 3 млрд руб. для пополнения парка общественного транспорта и коммунальной техники на газомоторном топливе. Но пока подушевое потребление ГМТ в России все равно в полтора раза ниже, чем в Турции, и вдвое ниже, чем в Польше. Например, в Южной Корее весь парк такси работает исключительно на пропан-бутане.
При этом обо всех положительных качествах газового топлива давно наслышаны и рядовые потребители. Неудивительно, что, по данным опросов центра социального проектирования "Платформа", проведенного совместно со ВЦИОМ, 78% водителей говорят о принципиальной готовности перейти на газовое топливо. Что же мешает?
Выпустить газ
Каждый второй респондент сразу же указывает на основное препятствие: нехватку газовых заправок. В России сегодня, по оценкам экспертов, принимавших помимо населения участие в исследовании "Платформы", только 20% АЗС заправляют пропан-бутаном.
Пользователям систем, работающих на метане, еще сложнее - их готовы принять лишь 250 заправочных станций по всей стране.
При этом только в пределах МКАД около 600 бензиновых АЗС. В России плотность газовых заправок в 4 тыс. раз ниже, чем в Турции и Польше.
"Проблемы использования ГМТ образуют замкнутый круг: автовладельцы не переходят на газ из-за неразвитой сети заправок, а компании не развивают эту сеть из-за малой доли машин на газовом топливе", - говорит управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев. Существенным тормозом для автовладельцев является и необходимость переоборудования автомобилей. "Переоборудование для использования газа требует высоких затрат. Эта проблема должна быть решена за счет организации производства автомобилей с уже установленным газобаллонным оборудованием", - считает директор департамента компании "Автоспеццентр" Андрей Храмов.
Андрей Костин, руководитель аналитического центра Rupec, напоминает, что, например, в Турции более половины всего парка такси работает на пропан-бутане и метане. Причем львиная доля легковых ГМТ-машин - это не переделки, а сошедшие с заводского конвейера. Практика выпуска двухтопливных автомобилей с конвейера есть во всем мире - от США до той же Южной Кореи. Например, Hyundai имеет версии своих основных моделей с добавлением не только СУГ, но и электромотора - это уже трехтопливные системы.
В России, по мнению Андрея Костина, при множестве автосборочных производств организовать подобную схему можно. "Но именно здесь должно включиться государство, помочь соответствующими субсидиями и программами. Так, в Нижегородской области был проведен эксперимент: с помощью частного бизнеса, прежде всего "Сибура", муниципальный транспорт был переведен на газ. Экономический эффект для заказчика очевиден, при этом сам муниципалитет не потратил денег на переоборудование транспорта", - напоминает Костин. Как отмечал ранее один из акционеров "Сибура", Кирилл Шамалов: "Мы на средства "Сибура" и "Газпрома" переоборудовали сто автобусов. Была большая степень недоверия, но в итоге муниципальные бюджеты получили переоборудованный транспорт, стабильные поставки пропан-бутана и серьезную экономию. После этого регион стал благосклонно относиться к этому вопросу, а потом уже на национальном уровне эту деятельность начал сам "Газпром".
Преодолевая мифы
На пути применения газа есть еще одно препятствие - уже из области психологии. Утечки газа и взрывы баллонов - частая тема в "гаражных" обсуждениях газового топлива. Но при нынешнем уровне развития газового оборудования это уже мифология. На установках первых поколений такая опасность теоретически существовала - негерметичность газопроводов там можно было обнаружить лишь по запаху. Зато в современных системах есть датчики, позволяющие предотвратить любые предпосылки для утечки газа и его возгорания, а сами газовые баллоны регулярно проверяются и имеют граничный срок службы.
Баллон надежнее бензобака, так как его стенки толще и их сложнее разрушить.
Все препятствия вполне преодолимы, считают эксперты. Широкая разъяснительная кампания, которую вполне могли бы частично финансировать и участники рынка, поможет преодолеть неверные представления автовладельцев о ГМТ. Объединение усилий и учет порой разнонаправленных интересов поставщиков топлива, автосборочных компаний, городских властей, владельцев крупными автопарками, общественных организаций, представляющих автовладельцев, помогли бы снять проблемы неэффективного расходования средств, направленных на газификацию транспорта, и создать работающую программу.
Фото: tonnametr.ru