Во вторник дальнобойщики Петербурга провели самую громкую и масштабную акцию за все время с начала протестов. Сотни водителей - кто на тех самых грузовиках, сбор с которых предписано оплачивать через систему "Платон", а кто - на собственных легковых автомобилях, - двинулись на Смольный.
Поход на городскую администрацию занял фактически весь день. С утра акция протеста "улитка", подразумевавшая медленное движение по двум крайним полосам, проходила на городских окраинах - в Ленсоветовском, Шушарах и на кольцевой.
В какой-то момент во время перерыва и народного схода участники акции подожгли покрышку. Отсыл к "Евромайдану" не остался незамеченным федеральными СМИ, но не был одобрен большинством дальнобойщиков: несмотря на конфликт вокруг "Платона", они по-прежнему подчеркивают, что цели их акций - экономические, а не политические.
15 ноября по всей России заработала система взимания платы с водителей транспортных средств массой выше 12 тонн под названием "Платон". Введением этого сбора государственные власти планируют покрыть ущерб, который, по их данным, большегрузы наносят федеральным трассам.
Однако водители фур и представители малого и среднего бизнеса с появлением нового сбора не согласны.
Один из активистов и председатель совета НП "Центр объединения грузоперевозчиков "Грузавтотранс" Владимир Матягин в телефонном разговоре с корреспондентом Би-би-си назвал решение протестующих ехать к зданию правительства результатом провокации.
Сам Матягин находился в этот день в Москве на переговорах с чиновниками, а 25 ноября должно пройти совещание у министра транспорта.
В Смольный дальнобойщики двигались окольными путями: через КАД на Октябрьскую набережную - то есть, на противоположный цели берег Невы.
По свидетельствам очевидцев, сотрудники дорожно-постовой службы пробовали разбить колонну, но у них это не получалось: те, кого пропускали вперед по одному, останавливались, чтобы дождаться других.
Машины ехали с самодельными плакатами под лобовыми стеклами: "Нет "Платон"!", "Нет третьему налогу!", "Платон", пошел вон!"
На этом этапе инициатива перешла непосредственно от дальнобойщиков к политикам и активистам: главные роли достались бывшему депутату Законодательного собрания Петербурга Сергею Гуляеву и координатору движения ТИГР ("Товарищество инициативных граждан России") Александру Расторгуеву.
Вскоре Гуляев в своем "Твиттере" объявил о том, что с дальнобойщиками готов встретиться вице-губернатор Николай Бондаренко, но не в Смольном, а в двух шагах от Невского - в здании Комитета по развитию транспортной инфраструктуры на Караванной улице. И то, если они приедут на легковых авто.
Тогда колонну было решено разделить: грузовики остались на набережной напротив Смольного, а легковушки переехали мост и направились в центр.
Встреча в Комитете была назначена на 18:00. В телефонном разговоре с корреспондентом Би-би-си Сергей Гуляев предположил, что, возможно, участники акции опоздают минут на 10, так как все же заедут сначала к Смольному "сфотографироваться. Фуры затем предполагалось направить на окраину города на Пискаревский проспект.
Однако ни в 18:10, ни в 18:30 на Караванной, где полиция уже расчистила узкую улицу от неправильно запаркованных машин, почти никто не появился. Лишь один водитель по имени Сергей добрался до места назначения.
Увидев на Караванной лишь полицию и нескольких промерзших журналистов, он был удивлен: "Я уезжал от Смольного последним, а приехал первым?"
По одним сведениям, оппозиционеров не устроило то, что на встречу были приглашены всего шесть человек. По другим - скандал возник вокруг парковки в центре города.
Так или иначе, но водители решили возвращаться к Смольному и ждать встречи с вице-губернатором там. Знал ли об этом сам чиновник - неизвестно. Но туда он так и не приехал.
"Услышит ли нас губернатор?"
Тем временем под пропилеями Смольного примерно три десятка дальнобойщиков спорили с полицией. Стражи порядка пытались направить происходящее в русло законности.
"То, что вы здесь собрались, называется собрание, и это подпадает под 54-й федеральный закон: массовое нахождение граждан с определенной целью преимущественно политического характера", - объяснял представитель полиции, явно обижаясь, что его постоянно перебивают.
"У нас нет политических целей", - уверенно возражали ему собравшиеся.
"Для того, чтобы что-то проводить, вы должны обратиться в комитет по законности. Место должно быть предназначено. Но не вот так вот", - продолжал возмущаться страж порядка.
Мимо проехала полицейская машина, из нее прозвучала команда: "На тротуар".
"Друзья стоят за мостом, 20 минут - и они сюда подъедут", - намекнул на возможное прибытие фур один из участников акции.
"А навозика оперативно нигде не взять?" - спросил другой.
"Мы хотим донести до властей наши требования, пообщаться не с сотрудниками полиции, а с представителями власти, - прокомментировал для Би-би-си происходящее предприниматель Алексей. - Требование одно: отменить "Платон".
"А какие варианты? Вариантов нет! Потому что поездка в Москву стоит 40 тысяч, а штраф за эту поездку - 45. Вот и все. Мораторий же не ввели! Теперь говорится об отмене. Система сырая, она изначально родилась раньше времени. Эта система была бы актуальна, когда бы не было в стране кризиса. Но сейчас тяжелые времена, и это лишнее налоговое бремя", - добавил Алексей.
Стали раздаваться голоса о том, что встреча с петербургскими чиновниками ничего не принесет - не их компетенция. "Единственное, что может губернатор, - это написать от лица граждан Петербурга обращение к президенту", - предположил кто-то.
"Вот этого мы и хотим, - оживились протестующие. - Только не знаем, услышит ли нас губернатор".
"Этого из нас никто не знает, даже мы", - пожали плечами полицейские.
"Платон" на сегодня неработоспособен, вчера мной об этом было написано заявление в полицию Кировского района", - вступил в разговор индивидуальный предприниматель и водитель Юрий Бубнов.
"Нужно собрать коллективное обращение в прокуратуру Санкт-Петербурга о неготовности системы. Эта система должна была заработать еще в конце 2014 года. Из-за неготовности ее отложили на один год - до 15 ноября 2015. За это время "Платон" нас не обеспечил приборами, себя не обеспечил рамками. Его нужно законно отменять. Не надо его откладывать", - считает предприниматель.
По словам Юрия, накануне он приезжал в офис "Платона" и пытался зарегистрироваться, но сделать этого ему не дали, предложив записаться на 13 февраля. "Что три месяца нам делать?" - возмутился он.
"Поедем в Москву!"
Полиция в очередной раз предложила дальнобойщикам разойтись, а наутро написать обращение к губернатору.
"До своих руководителей мы ситуацию доведем, - пообещали стражи порядка. - Но для того, чтобы к чему-то прийти, вы должны показать, что любыми законными путями пытались добиться своей цели".
Вконец уставшие, замерзшие и голодные водители решили обменяться контактами и разойтись.
"План, который был задуман нами, в принципе, исполнен, - резюмировал Александр Расторгуев. - Мы приехали к Смольному, высказали свое мнение. Я так понял, что нас не услышали. Первый вице-губернатор сказал: да пошли они, они ко мне не приехали. Что ж, если он считает себя выше народа - пускай сидит у себя в кабинете".
"Акция хорошая получилась, народу много. И мы ее повторим. А 29 числа тогда поедем в Москву - раз Питер не слышит своих. И пока мы едем в Москву, к нам присоединятся Новгород, Псков, Карелия. Поедем все вместе", - заявил Расторгуев.
Впрочем, в этот момент его слушали уже только журналисты. Сами дальнобойщики решили на будущее обходиться без политических активистов в своих рядах.
Уже поздно вечером СМИ со ссылкой на членов координационного совета перевозчиков сообщили, что шестеро дальнобойщиков приглашены посетить Законодательное собрание Петербурга.
Фото: bbc.com