Водитель ехал на машине, оборудованной тахографом, но в дороге показания устройства у него не проверили ни сотрудники ГИБДД, ни службы Ространснадзора. Водитель уснул за рулём и попал в ДТП. Владелец грузовика говорит: "Я при чём здесь? Я его отправил, дал деньги на гостиницу, а он ею не воспользовался. А вы - власть, вы не проследили, чтобы он не спал в дороге".
Такую историю из жизни рассказал помощник президента Игорь Левитин на прошедшем в Москве в начале декабря "круглом столе" "Использование технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС в целях повышения эффективности транспортной отрасли и обеспечения безопасности перевозок" в рамках форума "Транспортная неделя - 2015".
Участники дискуссии отметили, что вопрос безопасности дорожного движения для России один из самых актуальных. На сегодняшний день количество дел об административных правонарушениях, возбуждённых за управление транспортным средством без тахографа либо за выпуск на линию машины без этого устройства, превысило объём таких случаев за весь 2014 год. Только за первое полугодие 2015 года за отсутствие или эксплуатацию неисправного тахографа составлено 232 тыс. 667 административных материалов. Кроме того, 4 тыс. 395 дел возбуждено за нарушение водителями режима труда и отдыха. Если сравнить эти данные с данными за аналогичный период 2014 года, то прирост составил 1721% и 1765% соответственно.
В свою очередь замминистра транспорта Николай Асаул тоже выражал обеспокоенность увеличением в нынешнем году количества ДТП по вине водителей автобусов на 7% и пострадавших - на 10,3% по сравнению с первым полугодием 2014 года. В целом доля дорожных происшествий, совершённых по вине водителей грузового и пассажирского транспорта, составляет 9,7% от общего числа ДТП, погибших в них 9,8% от общего числа погибших в ДТП. Среди основных нарушений Асаул называет отсутствие в машине тахографа и нарушение режима труда и отдыха водителей.
В первом квартале 2016 года вопросы безопасности дорожного движения рассмотрят на специальном заседании Государственного совета, о подготовке которого заявил Игорь Левитин. Помощник президента считает, что ответственность за соблюдение режима труда и отдыха водителей нужно возложить на собственников транспорта. "Надо сделать так, чтобы тахограф имел дистанционное управление, чтобы владелец автомобиля получал информацию о рабочем дне его водителя". По мнению Левитина, именно собственник автотранспорта "должен отвечать, а работники ГИБДД и Ространснадзора не должны бегать за этими машинами".
В рамках дискуссии Игорь Левитин также посоветовал разработчикам бортовых навигационных транспондеров рассмотреть возможность объединить все устройства в одном. "У нас машина скоро будет как ёлка, - пошутил он. - Вы её обвесите каждый своей коробкой. У "Платона" своя, тахограф, "ЭРА-ГЛОНАСС" - уже три коробки в машине! Можно это всё скомпоновать в одну или в две?" Президент НП "ГЛОНАСС" Александр Гурко на это ответил, что такая интеграция возможна, при этом за основу нужно брать "ЭРА-ГЛОНАСС", как систему, обязательную для многих категорий транспорта.
Государственная система экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" создаётся с 2010 года. Объём бюджетных расходов на неё составил 4 млрд руб. Система введена в эксплуатацию с 1 января 2015 года. При аварии координаты машины автоматически передаются в диспетчерский пункт "Системы-112". При использовании системы время реагирования на происшествие экстренных оперативных служб сокращается в среднем на 30%. Ожидается, что это позволит ежегодно спасать более 4 тыс. человек. Услуга "ЭРА-ГЛОНАСС" предоставляется гражданам бесплатно на всё время эксплуатации автомобиля.
С 1 января 2015 года все транспортные средства в странах Таможенного союза (в России, Белоруссии и Казахстане), которые впервые проходят процедуру одобрения типа, должны оснащаться бортовыми устройствами с поддержкой "ЭРА-ГЛОНАСС". С 1 января 2016 года это требование будет расширено на автомобили, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и перевозки опасных грузов, твёрдых бытовых отходов и мусора, а с 1 января 2017 года - на все новые транспортные средства, продаваемые в Таможенном союзе.
Терминалы "ЭРА-ГЛОНАСС" по желанию владельцев машин можно использовать для получения дополнительных услуг - навигации, обмена данными, удалённой диагностикой транспортных средств и так далее.
Между тем правительство уже неоднократно пыталось создать систему контроля соблюдения режима труда и отдыха коммерческих шофёров в реальном времени. Ещё в сентябре 2014 года Министерство транспорта провело конкурс на создание системы тахографического контроля, основанную на ГЛОНАСС. "В настоящее время отсутствуют средства автоматизации контрольно-надзорных функций в сфере перевозок опасных грузов и пассажиров - контроль осуществляется только на стационарных и мобильных пунктах технического надзора, а также постах ДПС ГИБДД, что является недостаточным для обеспечения оперативного и эффективного контроля за соблюдением правил перевозок опасных грузов и пассажиров", - говорится в пояснительной записке Минтранса на портале госзакупок. В тендере победил "Интек", предложивший выполнить работы за 55,2 млн руб. при максимальной цене контракта 59 млн руб. Систему должны были создать к сентябрю, но официальная информация об итогах работы не распространялась.
Ещё один конкурс на создание автоматизированной информационной системы "Тахографический контроль", но без упоминания ГЛОНАСС, проведён Минтрансом в октябре 2014-го. Эта система должна стать частью аппаратно-программного комплекса, который получат надзорные органы. Как и раньше, в этом конкурсе победила всё та же фирма "Интек", предложившая выполнить работы за 146 млн руб. при цене лота 176,5 млн руб. Систему создадут до 25 декабря 2016 года.
Фото: rnsinfo.ru