На Московском экономическом форуме с резкой критикой государственной политики в области экономики выступил Дмитрий Потапенко, основатель и управляющий партнер Management Development Group. Предприниматель заявил, что российской экономике было нанесено четыре удара: "преступное эмбарго, введенное для передела рынка конкретными компаниями", запретительные и запредельные ставки кредитования, указ об уничтожении продуктов и "налог Ротенберга", взимаемый с дальнобойщиков.
Почему Вы считаете сбор с большегрузов, против которого сейчас протестуют дальнобойщики, несправедливым?
- Потому что с них уже берут достаточное количество сборов. Зачем вкладывать в стоимость еще один, когда у нас есть акциз в топливе, который специально для ремонта дорог и вводился. Не вообще акциз. Объясню, почему уточняю, потому что сейчас появилось очень много специалистов, которые говорят, что я утверждал, что за рубежом нет акцизов. Акцизов за рубежом достаточно. Нет ситуации, чтобы акциз вводился вместо дорожного налога, а потом, в результате, остался и акциз, и дорожный налог. Если мы говорим о дальнобойщиках, то будьте любезны, берите с них что-то одно. Вопрос не в социальной справедливости - вы можете брать все что угодно, но за это заплатит покупатель, вот и все.
Насколько сильно изменятся цены от этого сбора?
- Это зависит от того, какое количество составляющих будет в товаропроводящей цепочке.
Поскольку такая цепочка состоит минимум из семи звеньев и в ней минимум три звена логистики, рост цен может составить 5-7% на самом примитивном ритейле. Там, где более сложная доставка, рост может быть и больше.
Если новый сбор отразится на остальных участниках рынка, почему громче всех сейчас кричат дальнобойщики?
- Для них в первую очередь - это кусок хлеба. Потому что конкуренция на рынке перевозок колоссальная, им придется все это заложить в стоимость. Дальнобойщики кричат громче, потому что им больнее всех остальных.
Как Вы считаете, есть шансы, что этот сбор отменят?
- Нет. Наоборот есть шанс, что сбор распространят на "газели", автобусы и так вплоть до легковых автомобилей.
Сейчас идет шельмование дальнобоев, говорят, что они не платят, однако надо подумать, зачем они ставили тахографы, если сейчас надо ставить транспордеры? Где логика, где здравый смысл?
Если вы хотите понять, сколько ездят дальнобои - снимите кольцо тахографа да посмотрите. А по поводу обвинения людей в неуплате налогов - вообще, это надо, мягко говоря, доказывать.
У нас получается, что как только люди заявляют свои законные права, их объявляют подонками.
Проблема и в том, что их шельмуют наши же сограждане. Поэтому дальнобоев, откровенно говоря, жаль, просто жаль.
Вы раскритиковали условия, которые предоставляет российское государство для развития бизнеса. А как правильно, по Вашему мнению, поддерживать предпринимателей сейчас?
- Для этого картину государства российского нужно привести в голове в правильное состояние. Есть власть и ее бизнес, и есть предприниматели, которые подбирают крошки с их стола. Никто никому ничего не должен.
Вы утверждаете, что за рубежом вести бизнес гораздо комфортнее - без давления бесконечных проверок, почему тогда Вы продолжаете работать в России?
- Не надо путать страну и государство. У нас замечательная страна, но крайне дурное государство.
Смогут ли отечественные сельхозпроизводители выйти на качественно новый уровень в условиях эмбарго? Это помощь или медвежья услуга?
- Осталось только определить, что такое отечественный товаропроизводитель. Если BMW - отечественная машина, то у нас есть отечественный производитель и очень давно. А если у нас посевной материал буржуйский, удобрения буржуйские, сельхозтехника большей частью буржуйская, перерабатывающие мощности - буржуйские: Причем это официальный доклад Минсельхоза: 70% перерабатывающей промышленности вообще принадлежит транснациональным компаниям. Что такое отечественный производитель? Покажите мне его.
Какие события последнего года стали самыми значимыми для российской экономики, по Вашему мнению?
- Прежде всего, это искусственная девальвация рубля, потом запретительный набор документов для кредитования и запредельные ставки по кредитованию. "Налог Ротенберга" - но это больше по резонансу, сделали его не вовремя, не так, ничего не оттестировали.
Почему Вы публично заявляете о том, что думаете, а не ведете бизнес молча, как большинство?
- Большинство не видит в этом особого смысла: плетью обуха не перешибешь. И я не могу с ними не согласиться, прекрасно понимая, что мои попытки побудить людей думать головой достаточно слабы. Один в поле не воин. У каждого свой выбор, у меня такой. Вопрос не ко мне, а к тем, кто молчит - это же классно наблюдать, как Потапенко дерется. А встать рядом и драться - что-то очереди пока нет.
Выше выступление на МЭФ - далеко не первое заявление с резкой критикой. Как Вы думаете, почему именно это выступление стало таким резонансным? - Дело в том, что это выступление поддержала даже правящая партия, после этой истории мне звонили люди из высоких эшелонов власти со словами: "Блин: да!" Потому что и там всех достало фарисейство, двойные стандарты и подход "все в г**не, страна в огне". Я думаю принципиально по-другому, считаю, что мы можем быть процветающей страной, если не будем заниматься фигней, рассказывая, что главный враг Обама. Нет, люди, принимающие непрофессиональные решения, у нас все внутри страны. Вы рассматриваете мою фигуру, а надо рассматривать систему. Мы все время стремимся найти смысл в чьей-то фигуре, а на самом деле нет ни Гутенева, ни Потапенко, есть то, что система не-ра-бо-чая. А Потапенко и Гутенев всего лишь катализаторы, нанайские мальчики.
Фото: zhukvesti.info