Протест российских дальнобойщиков, возмущенных новым налогом на проезд по федеральным трассам, продолжается уже больше двух месяцев. Никаких крупных акций за это время они так и не провели, но и сдаваться тоже пока не собираются. На субботу, 6 февраля, намечена всероссийской акции протеста дальнобойщиков. DW попыталась понять, есть ли у водителей большегрузных автомобилей шанс организовать серьезное протестное движение.
"Почему нас до сих пор не убрали? - удивляется дальнобойщик из Санкт-Петербурга, "звезда" Deutsche Welle Юрий Яшуков. - Ведь ничего не стоит нас разогнать. Подошли бы два-три ОМОНовца, прикладами в лоб, газеты 15 минут поговорили бы и про нас забыли бы. Про Болотную площадь забыли же".
Юрий уже больше двух месяцев живет на стоянке возле магазина IKEA в подмосковных Химках. Все это время он ночует в кабине своего Volvo. Красавица жена, по словам Юрия, уже готова подать на развод, его длинные волосы стали еще длиннее, изредка он принимает душ в квартирах сердобольных местных жителей.
"Я просто удивлен и поражен позицией москвичей, - говорит Яшуков. - Ведь многие уже не столько о "Платоне" думают, сколько о том, что будет твориться дальше. Обычные люди - кто на "Жигулях", кто на "Мерседесах", кто на чем. Спрашивают, что надо? Солярку предлагают привезти. Я прикинул, истрачено москвичами на нас, не одним человеком, а всеми вместе, уже 2 миллиона рублей".
Всего на стоянке в Химках около десятка фур. Несмотря на Новый год, морозы и очередную волну финансового кризиса, они продолжают свой немногочисленный протест. Даже после того как в конце января стало известно, что правительство готово отложить решение вопроса об электронной системе "Платон" до осени, водители не разъехались в дальние рейсы. Чего они ждут, зачем остаются в Химках? "Мы ждем, пока подтянутся регионы, - объясняет Юрий. - Наш представитель сейчас ездит, собирает народ, смотрит, что в регионах, чтобы создать профсоюз. Будем стоять до конца".
Что в регионах
Представитель химкинской колонны Андрей Бажутин, действительно, уже побывал в Петрозаводске, Мурманске, Рязани, Ульяновске, Тольятти, Нижнем Новгороде, Махачкале и в других регионах. Строго говоря, то, что он создает, нельзя назвать профсоюзом. "Нам эта форма юридически не подходит, - признает Бажутин. - Ведь у нас есть и наемные работники, и индивидуальные предприниматели, и небольшие частные фирмы. Поэтому мы делаем региональные союзы независимых перевозчиков". Предполагается, что потом представители этих союзов войдут в общую ассоциацию, у которой пока даже нет названия.
Ассоциация, которую создает Бажутин, не будет первой. В России уже есть как минимум две крупных организации дальнобойщиков: это Межрегиональный профессиональный союз водителей профессионалов (МПВП) и ассоциация "Дальнобойщик".
Но они в ситуации с "Платоном" себя дискредитировали, считают протестующие. "МПВП существует уже больше 10 лет. Оказывается, создание системы "Платон" было анонсировано еще в 2011 году! - возмущается Бажутин. - А мы об этом ничего не знали. Профсоюз водителей даже не смог должным образом информировать своих членов". А в ноябре 2015 года председатель МПВП, активист "Антимайдана" Александр Котов и вовсе обратился к дальнобойщикам с просьбой "прекратить акции гражданского неповиновения и приступить к перевозке грузов", что многие и сделали.
Андрей Бажутин убежден, что проблема даже не Котове. "Нельзя во всем полагаться на одну большую организацию, которая за тебя все сделает, - отмечает представитель химкинской колонны. - Наш принцип в том, чтобы инициатива шла снизу, чтобы люди сами выбрали представителей своих регионов". По словам Бажутина, создание ассоциации региональных профсоюзов должно произойти на общем съезде в Москве.
Как создать профсоюз
Вообще-то успешная технология создания профессиональных объединений давно известна, объяснил DW политолог Борис Кагарлицкий, давно изучающий профсоюзное движение в России: "Нужно посылать организаторов, которые находят локальных лидеров и их обучают".
В новейшей истории России так, в частности, был создан Межрегиональный профсоюз рабочая ассоциация (МПРА), в который вошли рабочие автомобильных заводов. Правда, напоминает Кагарлицкий, это произошло далеко не сразу: "Сначала они сделали все возможные ошибки, но потом все-таки объединились и даже добились кое-каких успехов. Например, год назад калужское отделение МПРА провело успешную забастовку на заводе "Бентелер", и эта забастовка закончилась победой рабочих".
Сегодня деятельность дальнобойщиков скорее напоминает партизанское движение, чем профсоюзную борьбу, считает Кагарлицкий: "Они могут сейчас создать не одну, а десять организаций, и в результате будет не ясно, кто главный, кто кому подчиняется. А ведь для профсоюзов главное - коммуникация. Посмотрите на крупные акции в Европе - любой профсоюз точно может сказать, сколько он выведет людей. А люди в свою очередь доверяют своим лидерам, знают, что они не будут нести какую-то чушь. Обе стороны знают, чего ждать".
В случае с дальнобойщиками сейчас даже пока не ясно, сколько их, указывает политолог: "Поэтому власти и опасается их разгонять, - отвечает он по просьбе DW на вопрос Юрия. - Они не знают: это передовой отряд или просто блеф? Правительство сейчас вообще избегает резких движений. А
тут неизвестно, может быть их только десять человек в Химках, а может быть, если прогнать этих десятерых, на их место приедут разгневанные десять тысяч".
Более того, дальнобойщики и сами этого не знают, предполагает Борис Кагарлицкий. Но в любом случае, по его мнению, у дальнобойщиков есть неплохие шансы стать настоящим протестным движением. И даже в таком тлеющем виде этот конфликт, констатирует Кагарлицкий, небезопасен для властей: "Когда есть готовые к протесту люди, относительно организованные, к ним всегда может присоединиться кто-то еще".
Фото: dw.de