Депутат от "Справедливой России" Олег Пахолков огорошил правительство предложением поэтапно запретить экспорт нефти, чтобы оздоровить национальную экономику и стащить ее с "нефтяной иглы". Эта неожиданная идея - тут же названная самопиаром - многим напомнила аналогичный запрет, который до недавнего времени действовал в США, развитой стране с ценами на бензин на уровне развивающихся государств. "Телеграф" присмотрелся к идее Пахолкова как к научной фантастике и понял, что повторить американский опыт нам было бы непросто.
Проводить параллели с американским запретом на экспорт нефти, который был недавно снят, было бы неправильно. Исходные условия, при которых такие идеи возникали во власти, принципиально разные. В первой половине 70-х годов, пусть в это и непросто поверить, эмбарго могли наложить не только Штаты, но и на сами Штаты. Так оно и случилось после "войны Судного дня" 1973 года. Страны ОПЕК тогда прекратили поставки нефти во все страны, поддержавшие Израиль, в число которых, попали и США. Цены резко рванули вверх, а Вашингтон поспешил открыть границы для любого импорта нефти и одновременно закрыть их для вывоза "черного золота".
Нетрудно заметить, что эта ситуация радикально отличается от современной в главном - в динамике цен на нефть. Депутат "Справедливой России" предложил прекратить экспорт нефти в тот момент, когда 14-летний цикл высоких котировок на исходе, и вчерашний пессимистичный прогноз на год спустя несколько часов переходит в категорию консервативного. Да и аргументы, которые заявляются, тоже звучат по-разному. Если администрация Джеральда Форда была озабочена тем, чтобы не оставить национальную экономику без дешевого топлива, то российские депутаты озабочены концептуальным - пусть и малореалистичным - оздоровлением российской бюджетной системы, которая примерно на половину зависит от продажи нефти и газа.
Создание Стратегического нефтяного резерва США и запрет на экспорт позволили надолго установить низкие цены на бензин в стране. Стоимость техасской нефти WTI для американских НПЗ составляет порядка $5-6 за баррель - примерно в шесть раз меньше, чем мировые котировки на фьючерсы. Нефтепереработчики оказались главными бенфициарами этой системы, они получили возможность продавать бензин по вполне приемлемым для населения ценам и при этом все равно доводить свою маржу до исторических максимумов. Соответственно, недовольными остались нефтедобытчики, отрезанные от мировых рынков. Все 40 лет с 1975 года они вели лоббистскую работу по отмене запрета на экспорт и дождались-таки момента, когда их частный интерес совпал с геополитическим интересом Вашингтона.
Если бы пресловутая невидимая рука рынка действительно вписывала цифры в чеки на российских АЗС, можно было бы ожидать резкого падения цен на бензин в случае запрета на вывоз нефтепродуктов - по американскому образцу. Нюанс состоит в том, что в России нефтедобытчики и нефтепереработчики - это, по большей части, один и те же люди. От пластов залегания до бензобака наших автомобилей нефть доносят так называемые ВИНКи - вертикально-интегрированные нефтяные компании, зачастую созданные директивно в непростые времена залоговых аукционов и сохраняющие большую долю государственного участия (это в том случае, если речь и вовсе не идет о госкорпорации). А значит, цена бензина на внутреннем рынке фактически является результатом договоренности между бюджетным сектором и нефтяным (ну и молчаливым населением, само собой, которому, правда, цифры показывают уже по факту).
Это легко заметить по динамике котировок. Даже сейчас, если переводить в доллары, литр бензина у нас стоит меньше, чем в США - $0,46 против $0,55. Однако, во-первых, за это сравнение следует сказать спасибо не столько Минэкономразвития, сколько Центробанку, который не сильно тревожится из-за двукратной девальвации рубля. А во-вторых, график показывает, что
рыночные факторы влияют на российский рынок крайне мало.
Даже в США с их гигантским протекционистским якорем в виде запрета на экспорт, стоимость бензина отражает колебания на рынке нефти. С $1 в июле 2014 года она упала до $0,55 сегодня. Россия же как будто живет на другой планете, АИ-95 за то же время в среднем подорожал с 35,53 рубля до 38,87 рубля.
И здесь приходится в очередной раз обратить внимание на саму систему ценообразования в России. Более чем на 60% цена на бензин складывается из различных налогов и сборов. Речь идет о НДПИ, акцизах, НДС, экспортных пошлинах, налоге на прибыль и имущество. Время от времени государство устраивает очередной налоговый маневр, перенося основную нагрузку с одной части рынка на другую. Так что в конечном итоге цена зависит именно от этих игр в кошки-мышки с нефтяниками, которые, как показала практика, готовы даже довести дело до дефицита бензина в нефтедобывающей стране. Если раньше в этих маневрах угадывалось какое-то тактическое начало и экспортные пошлины поднимали, чтобы обеспечить внутренний рынок, то теперь уже не до целесообразности. Накануне Минфин предложил в апреле снова повысить акцизы: +2 рубля к литру бензина и +1 рубль на литр дизельного топлива. Это при том, что в январе акцизы уже увеличивали. И самое интересное - при расчетах продолжают делать вид, что работают на свободном рынке. Так и сказали - цены на бензин вырасти не должны, ведь нефть дешевеет быстрее, чем растут налоги. Хотя кого это когда останавливало?
Фото: aacar.ru