← Автомобильные грузоперевозки

"Нас щеманули". Как белорусы стали "заложниками" украинской блокады российских фур

"Подъезжаю, мне 10 человек под машину кидается. Я по тормозам, открываю форточку, спрашиваю: "Че за : ?". Подходит мужик в форме: "Слава Украине". Я уже на "очке" сижу, говорю: "Героям слава". Он такой: "Ты что, белорус?". Я говорю: "Да". Он показывает, чтоб разворачивался", - описывает свою попытку пересечь на российской фуре украинско-словацкую границу дальнобойщик Сергей. Уехать кобринчанин так и не успел - все выезды из Украины для большегрузов с российскими номерами были перекрыты участниками "медвежьей блокады".

Так Сергей с коллегами оказались "добровольными заложниками" на трассе у пункта пропуска "Доманово - Мокраны". Силой их никто здесь не держит, но уйти дальнобойщики могут только пешком, оставив фуру с грузом на украинской стороне.
Пункт пропуска "Мокраны - Доманово" - один из крупнейших на белорусско-украинской границе. Попасть из одной страны в другую здесь можно даже пешком. Для этого, правда, придется преодолеть двухкилометровую нейтральную зону.
Первый блокпост "медвежьей блокады" располагается примерно в 500 метрах от пункта пропуска. Ночью заметишь его не сразу, как и одинокий автомобиль полиции, припаркованный на обочине. Формально правоохранители здесь для обеспечения правопорядка. Неясно, правда, кого и от кого пару полицейских будут защищать: больше полсотни здоровых мужиков в камуфляже от дальнобойщиков? Дальнобойщиков от "блокадников"? Себя от тех и других?
Мимо проезжает легковушка. На подъездах к блокпосту в автомобиль бьет свет нескольких фонариков. Проверили номер - украинский. Человек в камуфляже рукой показывает водителю, куда ехать дальше.
Возле блокпоста горит несколько костров, вокруг которых толпятся мужчины тоже в камуфляже. Слева на трассе выстроились фуры. По данным на ночь субботы, здесь их было 26. Все стоят по направлению на выезд из Украины. За пятницу с белорусской стороны пункта пропуска "Мокраны - Доманово" не приехало ни одного российского большегруза. Активисты связывают это с тем, что транспортников заранее предупредили белорусские пограничники.
"Медвежья блокада"
Местный координатор акции, Дмитро Василенко, "на гражданке" - коммерческий директор фирмы в Луцке. На баррикады его привела активная гражданская позиция и чувство солидарности с солдатами, которые служат в зоне АТО. Сколько он здесь пробудет, Дмитро не знает. Говорит, что взял с собой ноутбук, чтобы работать удаленно.
Поводом "медвежьей блокады" стали неудачные переговоры между Польшей и Россией по согласованию разрешений на грузоперевозки. По словам замминистра транспорта РФ Николая Асаула, польская сторона потребовала практически троекратного увеличения размера квот, сообщает "РИА Новости". Россияне с такими условиями не согласились, и переговоры зашли в тупик. С 1 февраля грузовые перевозки между двумя странами прекратились. Российским транспортникам пришлось искать маршруты в Европу в обход Польши. Одни погнали грузы через порт литовской Клайпеды, другие - через украинское Закарпатье в Венгрию и Словакию.
Российские транзитные потоки через Украину выросли, что вызвало недовольство местных жителей. Пока правительство молчало, общественные организации решили взять ситуацию под свой контроль, и в четверг, 11 февраля, активисты объявили о блокаде российских фур на территории Закарпатской области. В пятницу к ним присоединились жители Волыни и других регионов страны. Российские фуры, которые к этому времени въехали в Украину, но не успели выехать, оказались заблокированными.
Дмитро говорит, что акция бессрочная. Ее цель - заставить украинское правительство запретить транзит российских грузов по территории страны. Как только это требование будет выполнено, большегрузы смогут выехать из Украины. Ни о каком обмене фур на заложников речи не идет.
Акция касается исключительно фур. Легковушкам проезд открыт. В случае, если, например, тягач с российским номером, а полуприцеп - иностранный, то фирма-владелец груза может пригнать "нероссийскую кабину" и забрать груз. При этом тягач с российским номером останется в Украине.
Водителей никто не задерживает. Независимо от национальности они могут уйти в любое время, но пешком, оставив транспорт на российских номерах в Украине. За первый день простоя ни один дальнобойщик, остановленный в Доманово, не ушел.
"Мы не берем в рабство людей"
В субботу ночью у пункта пропуска "Доманово - Мокраны" дежурило около 70 активистов общественных организаций и демобилизованных участников боевых действий в зоне АТО. Инициатор - общественное объединение "Автомайдан Украины". Блокадники хорошо организованы и готовы стоять столько, сколько потребуется.
"Вон там белорусская капуста, картошка, мандарины, апельсины, два матраса, травяной чай, консервы, сгущенка, вареники, вермишель", - перечисляет Дмитро содержимое микроавтобуса снабжения.
Есть также запас горючего и две бутылки, заполненные зажигательной смесью, - "на экстренный случай".
Вместе с Дмитро мы идем в конец очереди. Вдоль колейки периодически проходят активисты с фонариками - это собственная охрана блокадников. Они следят за сохранностью груза и соблюдением порядка.
По словам собеседника, водители задержанных фур представляются белорусами.
"Есть там один типок с таким московским акцентом, что сразу понятно, кто он: Но говорит, что белорус. Паспортов мы не спрашиваем, они нас не интересуют. Если ты россиянин, хочешь - иди, никто не держит. Мы не берем в рабство людей", - говорит активист.
За последней фурой припаркован микроавтобус с включенной аварийкой. На другой стороне дороги у обочины несколько активистов собрались вокруг костра и жарят на углях сало с колбасой. На импровизированном столе спиртного нет: запеченная картошка, мясо, хлеб, огурцы, чеснок.
"Беларусь нам должна вообще платить за эту акцию, - шутит один из блокадников. - Смотри, к нам они ехали по Беларуси, заправлялись у вас. Мы их разворачиваем, и они опять через вас идут и опять у вас заправляются".
"С ними груз будет под охраной, а тут может и сгореть"
Ночью большинство заблокированных водителей спали в кабинах. У костра с активистами грелся человек "в гражданке". Мужчина представился Сергеем из Кобрина и согласился поговорить, но "не здесь".
"Иди вперед, мы догоним", - вполголоса дал указание мужчина.
"Догнали" за метров 200 от блокпоста. С Сергеем был его друг и коллега Саша. Как выяснилось, они и еще семь белорусов-водителей - сотрудники одной транспортной компании, которую он не хочет называть. Собеседники подчеркивают, что фирма, в которой они работают, российская лишь де-юре, а де-факто - белорусская. Водители - белорусы, груз - вообще немецкий. Тягачи с российскими номерами, а полуприцепы - с немецкими. По документам груз шел из России в Германию. Учитывая большие очереди на белорусско-литовской границе и на паром в Клайпеде, руководство компании решило гнать товар в объезд Польши через Беларусь, Украину, Словакию и Австрию.
"Шеф подошел и сказал: "ребята, либо Клайпеда и вы там стоите полмесяца, либо через Украину. Выбрали Украину. А что делать? У нас зарплата по километрам. Если мы стоим - ничего не получаем. А семью-то нужно кормить. Сейчас мы ничего не получаем. Просто стоим. Вот России две машины. Они по 500 рублей в день получают. Они и месяц могут тут стоять", - объяснил Сергей.
Из Беларуси выехали 16 машин фирмы, в которой работают Сергей и Саша. На белорусско-украинской границе в пункте пропуска "Мокраны" колонна разделилась. Первые машины прошли контроль, "отстоялись" и поехали в направлении Ужгорода на украинско-словацкой границе. В Закарпатье фуры остановили активисты.
"Выстроились живой цепью и сказали, чтобы ехали обратно", - добавил Саша
Дальнобойщики передали информацию в транспортную компанию. Позже им пришло сообщение, чтобы доехали до ближайшей стоянки и прекратили движение. Сергей с Сашей остановились на охраняемом паркинге примерно в 17-ти километрах от пункта пропуска "Доманово - Мокраны".
"Только стали, 15 минут - и к нам подъезжают атошники: "Едьте сюда", - объяснил Саша.
"Они нас не запугивали, - добавляет Сергей, - просто сказали, что с ними груз будет под охраной, а тут может и сгореть".
"Какой на: хозяин, если на мне это все висит?"
Сергей оказался в блокаде у пункта пропуска "Доманово - Мокраны" около 12.30 пятницы, 12 февраля. Позже к ним подогнали другие машины, которые так же, как и Сергей, пытались "отстояться" на паркингах.
Сергей подтверждает слова Дмитро о том, что силой их тут никто не держит, но и уйти дальнобойщики не могут:
"У нас в договорах прописано, что мы за фуры отвечаем. Мы не можем груз покинуть. Мы с удовольствием бы ушли и были бы дома. Но если мы сейчас уйдем, то всю жизнь будем выплачивать фирме".
"Мне говорят: "Иди", - дополняет товарища Саша. - Как я пойду? Сказали: "Хозяин заплатит". Какой на: хозяин, если на мне это все висит?"
Сергей и Саша по-человечески понимают активистов, но уверены, что их остановили несправедливо:
"Смотри, из 26 фур - 9 наших с немецкими номерами (на полуприцепах. - TUT.BY) и немецким грузом".
"Они хотели российские фуры, а получилось, что нас щеманули", - вторит товарищу Сергей.
Первую ночь в блокаде возле пункта пропуска "Доманово - Мокраны" белорусские дальнобойщики провели спокойно. Как отметил Сергей, отношение к ним здесь хорошее, доброжелательное. Еды, воды хватает. Беспокоит лишь чувство неопределенности: сколько им тут еще стоять, никто не знает.
Фото: Dmytro Vasylenko
TUT.BY