Москва и Киев заключили транспортное перемирие. Страны вводят на 10 дней особый режим возврата арестованных большегрузных автомобилей. Причем соблюдение этого перемирия зависит от украинских радикалов, которые фактически управляют действиями правительства. Часть украинских активистов заинтересована в обострении отношений с Россией и уже объявила о морской блокаде строящегося моста в Крым через Керченский пролив.
Министерство инфраструктуры Украины договорилось с Министерством транспорта России о беспрепятственном возвращении украинских грузовиков, которые в результате приостановки транзита остались на территории РФ или в странах Азии на границе с РФ. "Взамен украинская сторона позволит проезд по украинской территории российским грузовым автомобилям, которые ждут возвращения домой из стран ЕС. Украинская сторона обеспечит сопровождение колонн российских авто до границы с Российской Федерацией или Республикой Беларусь", - говорится в сообщении украинского ведомства.
Режим "еду домой" вводится с 16 до 25 февраля включительно. Договоренность позволит вернуться домой более 600 украинским водителям, у которых заканчиваются продукты и топливо на обогрев автомобиля. "Принятое решение позволит украинским водителям вернуться к своим семьям, а их работодателям - вернуть свои автомобили и минимизировать неэффективный простой на территории третьих государств", - отмечается в сообщении.
"Мы призываем общественных активистов в ближайшие 10 дней не мешать передвижению грузовых российских автомобилей домой. Это залог того, что наши украинские водители смогут беспрепятственно добраться до Украины", - подчеркнула заместитель министра инфраструктуры Украины Оксана Рейтер.
За последнюю неделю в результате сложившейся ситуации более 350 грузовиков украинского происхождения были остановлены на территории РФ и более 300 автомобилей находятся в странах Азии, ожидая возвращения в Украину транзитом через Россию. Аналогично на территории Украины активистами было остановлено около 60 фур, более 500 авто накопились на нашей западной границе с ЕС, ожидая возвращения в Россию транзитом по территории Украины.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в понедельник на совещании с вице-премьерами попросил правительство продолжить действия по разблокированию российских фур в Украине и применению ответных мер до тех пор, пока этого не произойдет.
Еще одной горячей точкой в российско-украинской транспортной войне может стать Керченский пролив. Вчера в российском Минтрансе приняли решение по ограничению движения судов в Керченском проливе и акватории портов Кавказ и Крым на время строительства Керченского моста. Как сообщили вчера в пресс-службе ФКУ Упрдор "Тамань", такое решение было принято по итогам совещания замминистра транспорта РФ Виктора Олерского. "Данный запрет будет распространяться на все суда, за исключением кораблей и судов Военно-морского флота, федеральных органов безопасности и плавсредств, принимающих участие в технологическом процессе строительства моста в Керченском проливе. Также будут введены отдельные запреты на заходы кораблей в порты Керчь и Кавказ, - сообщает ведомство.
Пока же готовится список запретных для плавания районов в строительной зоне. При этом запрет пока не касается Керчь-Еникальского канала и не отразится на проходе судов к украинским портам - в частности, к Мариупольскому торговому порту, сообщает "Интерфакс-Украина". Керченский пролив соединяет Азовское и Черное моря, перекрытие для украинских судов этого пролива означает, что находящиеся в Азове корабли Украины будут заперты там, сообщает крымский портал "Новый день". "Именно через Керченский пролив Украина транспортирует свои зерновые и масличные культуры, суда с которыми выходят из портов Мариуполя и Бердянска", - подчеркивает СМИ.
Перед заключением автомобильного перемирия российское правительство объявило о полном запрете транзита украинских фур по территории РФ. "В связи с продолжением блокирования движения российских грузовых транспортных средств по территории Украины с 12.00 мск 16 февраля 2016 года на территории РФ полностью приостанавливается движение украинских грузовых транспортных средств, осуществляющих транзитные перевозки грузов", - сообщили вчера в Минтрансе РФ. При этом доставка грузов на территорию Республики Казахстан будет продолжена, но перевозчиками других государств, подчеркивают в министерстве. Отметим, о приостановке транзита украинских грузовиков по территории РФ российский Минтранс объявил еще в воскресенье в ответ на неправомерное блокирование российских грузовиков на территории Украины украинскими радикалами. Однако до вчерашнего дня эта мера не касалась украинских фур, следующих в Казахстан под конвоем.
Напомним, блокада российских грузовиков украинскими активистами в Украине стартовала еще 11 февраля из Закарпатья и впоследствии охватила более 10 областей Незалежной. Уже в воскресенье Минтранс РФ ввел временный запрет на транзит украинских большегрузов по территории РФ, что впоследствии вылилось в аналогичный запрет со стороны официального Киева. Украинские активисты фактически не одобрили действия своего правительства и в понедельник на несколько часов полностью перекрыли международную трассу Киев-Чоп, ведущую к границе с Венгрией и Словакией.
Конфликт мог бы быть разрешен вмешательством Евросоюза, указывают эксперты. Однако пока европейские чиновники довольно-таки осторожно реагируют на продолжающийся российско-украинский транспортный конфликт. Как пояснил вчера представитель еврокомиссара по вопросам торговли Сесилии Мальмстрем - Даниэль Росарио, "Еврокомиссия (ЕК) в настоящее время оценивает запутанную ситуацию относительно грузового транспорта между Россией и Украиной". Однако, подчеркивает Росарио, конфликт между РФ и Украиной, связанный с блокированием в Украине российских большегрузов, должен обсуждаться на двустороннем уровне в рамках закона.
Впрочем, пока уверенности в обмене пленными фурами нет. А по сообщениям украинских СМИ, активисты одесского "Правого сектора" (организации, запрещенной в РФ) и других общественных организаций продолжили блокировать транзит российских грузовиков, движущихся в направлении Румынии, Молдовы, Болгарии и стран Средиземноморья.
"Наша акция проходит в русле выполнения обнародованного постановления кабмина Украины о запрете въезда в Украину российским фурам, текст которого пока не поступил в пограничных подразделения. С учетом того, что пограничники до сих пор не получили инструкций, действия наших общественных структур являются особенно актуальными", - цитирует "Укринформ" лидера Черноморского гайдамацкого соединения Сергея Гуцалюка.
Основные потери от продолжающейся транспортной блокады двух стран несут в первую очередь грузоперевозчики, напоминают эксперты. "Например,
стоимость одного машино-дня, покрывающая все операционные расходы бизнеса в грузовых перевозках, в среднем составляет 12,5-17 тыс. руб.",
- говорит гендиректор компании "МБ-Феско Транс" Леонид Шляпников. То есть ущерб в виде упущенной выгоды владельцы большегрузов оценивают сегодня на уровне 12-17 тыс. руб. в сутки на одну фуру. Следовательно, сотня российских большегрузов, которые до сих пор заблокированы на территории Украины, приносит убытки около 1,5-2 млн руб. в день. Простой же 600 фур обходится уже в 12 млн руб. Соответствующие потери несут и украинские перевозчики.
Очевидно, продолжением этой ситуации будет дальнейшее снижение товарооборота между Россией и Украиной, полагает доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Академии народного хозяйства и госслужбы Кира Сазонова.
Блокада транзита сегодня невыгодна ни одной из сторон, говорит руководитель практики компании "Горизонт Капитал" Василий Ицков. "Производители и поставщики терпят убытки. Существуют обходные пути, но обеспечение такого транзита сразу скажется на цене и себя не оправдает", - продолжает он. Между тем белорусские перевозчики уже готовы предложить свои услуги по перевозке в качестве альтернативного способа доставки груза, сообщает он.
Когда российская сторона указывает на то, что первой ограничительные меры против большегрузного транспорта на уровне "народной инициативы" ввела Украина, сама Незалежная вспоминает о фактической блокаде транзита через РФ украинского железнодорожного транспорта и въезда транзитного украинского автотранспорта только через Беларусь, напоминает старший аналитик компании "Альпари" Вадим Иосуб. "Поиск ответа на вопрос "кто виноват?" не разрешает проблему. Консультации же на уровне правительства помогут решить пласт транспортных проблем, так как любые односторонние действия приводят к ответным мерам, в результате негативные последствия испытывают обе стороны", - резюмирует он.
Фото: autoconsulting.com.ua