В пятой по счету всероссийской акции протеста против "Платона" абсолютное большинство татарстанских перевозчиков принимать участия не будет. С одной стороны, они не хотят терять свои доходы, будучи уверенными, что во время протестов их место на рынке просто займут конкуренты. С другой стороны, многие уверены, что борьба за отмену платы за проезд по федеральным трассам выгодна политическим партиям в преддверии выборов и участникам "серого" рынка грузоперевозок.
При этом, как обнаружило "Реальное время", в Татарстане, похоже, появляется группа профессиональных забастовщиков.
"Итальянская забастовка" вместо "улитки"
Сегодня стартует новая акция протеста дальнобойщиков. Она должна пройти в 43 регионах Российской Федерации. На этот раз не будет ни перекрытий дорог, ни "улиток" - проездов колонн грузовиков с минимальной скоростью по федеральным трассам. Дальнобойщики переходят на своеобразный формат "итальянской забастовки": просто отказываются перевозить грузы.
- Акция будет идти 20 февраля во многих регионах страны. В нескольких регионах будут митинги проводиться: в Таганроге, Ставрополе, Москве. Водители приняли решение не выезжать в этот день на работу, - рассказал "Реальному времени" Александр Котов, председатель межрегионального профсоюза водителей-профессионалов России, который выступает одним из координаторов акции.
Эта забастовка будет уже пятой всероссийской акцией протеста против введения платы за проезд по федеральным трассам и системы "Платон",которое произошло 15 ноября. Кроме того, до сих пор продолжает действовать лагерь протестующих в Подмосковье.
Несмотря на заявления российских властей о том, что подобные методы не приведут ни к чему хорошему, стоит отметить, что грузоперевозчики своими акциями сумели добиться, по крайней мере, смягчения условий сборов. Во-первых, были в сто раз (!) снижены размеры штрафов: с 450 тыс. и 1 млн рублей до 5 и 10 тыс. рублей. Во-вторых, отложили постепенное повышение тарифов. Сейчас действует тариф 1,53 рубля за километр. А с 1 марта его планировалось поднять до 3,06 рубля, однако на этот год от повышения отказались.
Тем не менее протесты продолжаются. Ситуация в отрасли в целом - далеко не самая лучшая. "Возмущения прибавляет и Польша, и "Платон", и Украина", - говорит Александр Котов.
"Штрейкбрехер" Татарстан
Несмотря на заявленную всероссийскую акцию, Татарстан в ней участвовать не будет. Вообще в республике протесты против "Платона" все это время носили иной характер. В самой первой "улитке" приняли участие челнинские водители. Казанцы также попытались выехать на протест, но якобы полиция провела разъяснительные работы.
Практически сразу же тему протестов против "Платона" подхватили местные коммунисты. Они перетянули акции с дорог в кабинеты и скверы. Результатом этих действий стало создание в РТ ассоциации владельцев автомобильного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры "Поволжье". Тем не менее часть дальнобойщиков под знамена КПРФ не встали. В отсутствие акций протеста в РТ они отправились на московские "стачки".
В Татарстане появляются профессиональные забастовщики
В этот раз акция в Татарстане поддержана единичными активистами.
- У нас все по возможности будут стоять 10 дней - они не выйдут на маршруты, - рассказал "Реальному времени" дальнобойщик из РТ Андрей Лукин, который ранее участвовал в московских акциях. - Еще мы организовываем акции протеста. 23 числа в Альметьевске будет митинг. Эта акция будет совместная - перевозчики юго-востока плюс население города, у них же квартплата выше в несколько раз, чем в Казани. К нам приедут представители перевозчиков со всего юго-востока. Следующую акцию проведем уже в другом городе. Уже мы к ним поедем, будем друг друга поддерживать по всем городам.
Как оказалось эта группа активистов планирует объединить свои усилия с другими протестными группами.
- Сейчас объединяемся (уже вышли) на контактную группу валютных ипотечников, - рассказывает Лукин. - У них есть координаторы по всей стране. У них тоже инициативные группы работают. Они хотят вместе с нами бороться с этим беспределом. Мы выходим еще и на малый бизнес, который пострадал от сноса ларьков и торговых павильонов. Будем общим фронтов действовать, потому что этот беспредел уже задолбал всех. Москва же была только началом. Сейчас в Москве снесли ларьки - потом начнут по всей стране. Мы будем объединяться со всеми, кого власть пытается лишить средств к существованию. Со всеми группами будем объединяться, чтобы единым фронтом говорить о своих правах.
"Тот, кто сейчас встанет и будет бастовать: да на его место придут другие люди и начнут работать"
Однако большинство татарстанских перевозчиков акцию игнорируют. Руководители компаний перевозчиков оправдывают свою позицию простым нежеланием терять деньги.
- Мое мнение такое - в первую очередь, нам всем надо зарабатывать, кормить свои семьи, - говорит Сергей Сотников, директор транспортной компании "Реверс". - Забастовками по "Платону" мы проблему не решим, потому что дело не в "Платоне" - у нас сейчас проблем гораздо больше. Ну, хорошо, сейчас мы выйдем на забастовку, на две недели или месяц встанем, начнем бастовать. Отменят этот "Платон", и что, в экономике потом все сразу наладится? Я просто знаю людей, которые бастовали, стояли, потеряли очень большие деньги на этом, потеряли клиентов.
У нас сейчас переизбыток транспорта, соответственно, тот, кто сейчас встанет и будет бастовать: да на его место придут другие люди и начнут работать.
А сказать, что сейчас вся страна встанет и в едином порыве пойдет бастовать - да не будет такого. 98% будут продолжать работать, а остальные будут бузить.
Такой же позиции придерживается и Леонид Штейнберг, руководитель компании "Кама-Тракс":
- Я вообще против этих забастовок. Вот как можно бастовать, когда надо работать. Я не могу себе этого позволить - у меня же люди есть хотят, я им должен зарплату платить - пускай работают. Будем стоять и махать плакатами, чего мы добьемся?
"То же самое с тахографами"
Некоторые перевозчики уверены в том, что акция ни к чему не приведет. И пример тому - история с введением обязательной установки тахографов на грузовики - бортовых приборов, регистрирующих скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа в соответствии с заданным маршрутом.
- Никакого участия в новой забастовке я принимать не хочу, и ничего от этого не изменится. Если уж решили, то так оно и будет, - уверен Ильсур Шайхутдинов, генеральный директор "Автоальянс". - То же самое с тахографами - мы же все на Европу равняемся, но там каждые два-три километра есть специальные паркинги, а у нас две колеи, одна - туда, другая - сюда, и справа-слева сугроб. Ну, время у меня подошло, и где мне встать?
От забастовок выигрывают политики и участники "серого рынка"?
Еще одним важным мотивом отказа от протестных акций стало нежелание дальнобойщиков становиться инструментами предвыборной борьбы для различных политических сил.
- Я думаю, что сейчас на этой предвыборной волне очень много людей народ баламутят забастовками, призывами разными, - считает Сергей Сотников, директор транспортной компании "Реверс".
- Сейчас необходимо на уровне государства понять, что засучив рукава надо работать бок о бок - и нам, и им. А если каждый будет сейчас на себя одеяло тянуть, то ничего хорошего не выйдет.
Некоторые также считают, что отмена "Платона" выгодна в первую очередь участникам серого рынка грузоперевозок.
- Если кто-то планирует эту акцию, то, значит, им это нужно, но члены АСМАП и серьезные компании в этом участвовать не будут, - рассказывает Александр Линдваль, представитель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков РФ в Казани. - Это будут именно те маленькие бизнесы, где одна машинка, две машинки, или перевозчики, которые не знают, что такое компьютер, те, кто возит не всегда "белые" грузы. В чем опасность "Платона" для них: поймали его, а у него какой-то груз контрафактный, и по системе "Платон" можно отследить всю цепочку вплоть до производителя этого груза. Я думаю, что вот этих водителей выгоняют на забастовки какие-то круги, которые как раз-таки занимаются нечестным бизнесом.
В ответ на это забастовщики говорят, что в первую очередь действуют в интересах водителей:
- По поводу того, что надо не на митинги ходить, а работать, скажу так: работает лошадь, а тем лошадям, которые работают и отвлекаются на что-то - им вешают шоры на глаза, - говоритАлександр Котов, председатель межрегионального профсоюза водителей-профессионалов России. - Вот наши перевозчики - это лошади с шорами. Я некоторых перевозчиков сравниваю с ишаком из сказки про Буратино, у которого перед носом на удочке висит морковка, до которой он никогда не доберется.
Во всем мире люди проводят акции, защищая свои права и интересы. Вот у нас интересы есть, права есть, но нам их никто не дает. Нам шоры надевают и говорят: "Давайте, ребята! Вперед и с песней". А многие перевозчики это поддерживают.
Работать можно до упаду. "Мы будем работать без тахографов, не хотим с ними работать, сделайте нам так, чтобы по 18 часов в сутки работать". Я в ответ на это объясняю: господа, после 48 лет вам на кладбище прогулы рисуют - это правильно? Семьи распадаются, потому что мужики дома не бывают, денег не возят, не воспитывают детей - это правильно? Ну, давайте тогда будем работать, не оглядываясь назад.
Фото: torgprominfo.com