← Автомобильные грузоперевозки

"Посмотрим, как без нас обойдутся"

Российские и украинские дальнобойщики оказались в блокаде. Через Украину и Литву не проехать, люди стоят на дорогах, не понимая, что происходит. Тульские дальнобойщики говорят: "Людям сочувствуем. Но у нас свои проблемы". Их не устраивает введение платы с большегрузов для возмещения вреда, причиняемого федеральным трассам. Как сказал вице-премьер Дмитрий Медведев, за хорошие дороги надо учиться платить.

Премьер считает, что перевозчики не страдают от введения этой системы, потому что плата включается в цену товара, который они перевозят.
В декабре прошлого года порядка полусотни дальнобойщиков собрались на трассе "М-4 Дон" в Ступинском районе на акцию протеста. Среди протестующих был и туляк Сергей Романов, который рассказал "АиФ в Туле" о возможной альтернативе новой системы.
Несколько слов о нем. Сергей Николаевич Романов родился 12 августа 1971 года в Туле. Окончил профтехучилище № 25. Служил в армии. 27 лет за рулём. Женат, воспитывает дочь.
"Поднимите цены на солярку!"
Сергей Романов: Мы там были где-то дня два. Около 50 человек. 15-17 ребят из Тулы, ещё 15 - из Волгограда, из Дагестана было 7 машин. Были ребята из других регионов.
По горячке думали перекрыть Москву со всех четырёх сторон. Создать заторы на ключевых трассах. Но к нам приехали депутаты, общественные деятели, обсудили, обмозговали. Дали до 1 марта возможность ездить за 1,53 рубля за километр. Считаю, всё равно что собаке кость кинули - чтоб заткнулась и брехать перестала. После марта будет больше 3 рублей за километр. А это значит, мы не сможем работать.
Олег Иволгин "АиФ в Туле": А вы хотите пользоваться трассами, но не отвечать за дороги, по которым идут большегрузы?
- Нас всех хотят загнать в крупные торговые сети - на поставку товара. И мы там все будем - через год-другой гарантированно. Конечно, если ничего не изменится и названые суммы всё-таки будут с нас сдирать: Ну а за частников взялись просто конкретно: мы сейчас обложены тройным налогом - эти полтора рубля с километра, плюс дорожный налог, плюс акцизы на топливо. Вы поймите правильно: мы не бегаем от налогов. Мы трудяги и любим свою Родину, нам небезразлично, что происходит в стране. Как заявляется, эти деньги пойдут на восстановление разбитого - якобы нами, большегрузами, - дорожного полотна. А на какие деньги будут устанавливаться рамки и бортовая техника? В стране вообще ничего не готово к тому, чтобы вводить эту систему. Сегодня, например, я ввожу через компьютер план маршрутизации. Мне 45 лет, я ещё с ним кое-как разобрался, с трудом. А как быть тем, кому уже за 60, кто всю жизнь за рулём проработал? Боюсь, им не разобраться.
Предложите альтернативу:
- Предложу. Поднять цены на акциз на топливо. В таком случае деньги будут уходить государству, а не в частные руки. На ту же самую солярку. Конечно, это тоже никому не понравится, но мы смиримся, деваться некуда.
Раньше было как: проще всего пойти в "дальнобои", если мужик здоровый и права есть. Кто-то считал, что лучше взять кредит, купить свою технику и не работать "на дядю", а отбивать постепенно её стоимость. А кто-то - и я отношусь к их числу - считает, что лучше быть наёмным работником и получать меньшую сумму, зато не тратиться на амортизацию своего транспорта. А что будет, если эти дорожные поборы введут, я вам уже сказал. Ведь если подсчитать, даже совсем грубо, в какие суммы это выльется, становится не по себе: говорят, если введут 3 с лишним рубля с километра, то соберут 40-50 миллиардов рублей в год! Думаю, на самом деле там выйдет миллиардов 200. И, по нашему мнению, пойдут они уж точно не на ремонт якобы побитых нами дорог...
По подсчётам Минтранса, один большегруз приравнивают чуть ли не к 40 тысячам "легковушек" - имеется в виду уровень вредоносности для дорожного полотна. А на самом-то деле - максимум раза в три. Конечно, это неточные цифры - скажем, дело, скорее всего, именно так и обстоит.
tul2.JPG
Сорок литров борща
- Как складывался ваш быт эти два дня в Ступине? Что вы, например, ели?
- Нас кормили местные жители. Серьёзно! Одна женщина наварила 40 литров борща, привезла его, отдала нам совершенно бесплатно. Другие тоже продуктами помогали. Один парень - уж не помню даже из какого региона - привёз нам блок сигарет: Да он на бензин раз в десять раз больше потратил, пока к нам добирался, чем стоит этот блок!
А мы успокаиваться не собираемся. В настоящий момент, насколько я знаю, примерно такое же "стояние" организовано в Химках. Они там находятся с декабря. Туда приехали ребята из Питера, Вологды, Иванова. И их тоже поддерживают. Был случай: пришла старушка лет 80-ти, принесла пакет молока, сказала: "Сынки, держитесь!".
- А жёны не говорят - хватит дурью маяться, сиди дома, работай спокойно, тебе семью кормить: какие акции протеста?
- Здесь по-разному. Жены напрягаются, когда понимают, что их мужья то время, которое могли потратить на работу, простаивают. У меня в семье, например, к этому спокойно относятся. Но знаю, что в тех же Химках - уже три развода. Понятное дело: негатив какой-то, конечно же, давно копился. И эти акции протеста стали "последней каплей". Но и мы молчать не должны. Если сегодня получится повесить эти оплаты на нас, то через год-другой переключатся на автобусы, ну а потом - на пятитонники. В результате цены на продукты взлетят до небес: иначе просто невыгодно будет заниматься бизнесом.
Не выйдем на трассу
- Работа у вас тяжёлая. Сутками в пути или есть какой-то норматив?
- Был в СССР норматив - 450 километров летом, 400 - зимой. Потом обязательный отдых. В Европе нормативы таковы: восьмичасовой рабочий день с определёнными перерывами. У нас же сейчас при всем желании не получится установить строгую норму.
Если в Германии, например, стоит в путевом листе, что погрузка начинается в 12.00, то так и будет, скорее всего. Если какие-то проволочки со стороны заказчика - штраф с него. У нас нет такого - погрузить на час-другой позже у нас вообще без проблем. Зато тебя ждут на точке доставки к сроку. С первых ничего не спросишь, зато вторые спрашивают с тебя. И всегда - просто во всех ситуациях - водитель оказывается "крайним"!
Другой момент. У меня в машине заводом-изготовителем установлен тахограф - прибор для регистрации скорости, режима отдыха. А до 2018-го, насколько я знаю, всех заставят устанавливать этот прибор, причём исключительно российского производства. Даже тех, у кого он уже есть, - например, меня. А это значит: готовь ещё деньги. А где их взять?
- Думаю, ваши дети не рискнут пойти по вашим стопам.
- У меня дочь. Но, вообще, достаточно часто бывает так, что сыновья тоже садятся за руль. Есть и крепкие водительские династии:
- Знаю человека с дипломом учителя физики, который принципиально не работает по специальности, а возит грузы "на дальняк".
- Я и говорю: было относительно просто раньше заработать денег - таким вот образом. Но вся эта система обвалится, если сейчас мы не найдём более мягкий вариант.
С нашей стороны больше никаких дорожных "блокад". С 20 февраля по 1 марта мы решили не выходить на работу. Просто не берём заказы и сидим "на известном месте ровно". Посмотрим, как без нас обойдутся.
tul3.JPG
А как у них?
Действующий в Швеции налог на перегруженность увеличился на 50% в Стокгольме. В Норвегии незначительно возросла плата (на 1-3%) за въезд в центр некоторых городов. В Финляндии нет платных участков дорог. Намечавшееся на 1 января 2016 года введение платы за пользование автомагистралями в Германии отложено на неопределённый срок.
Фото: из личного архива Сергея Романова
Аргументы и факты