Для поддержки казны Минфин добивается повышения топливных акцизов с 1 апреля на 2 руб. за литр бензина и на 1 руб. за литр дизтоплива. При этом чиновники обещают, что прироста инфляции не будет. Однако независимые эксперты ждут ускорения роста цен во втором квартале.
Рост цен на бензин до конца этого года не будет превышать индекс потребительских цен. Ожидаем, что рост цены составит порядка 5%, сообщил вчера замминистра финансов Юрий Зубарев, выступая в Совете Федерации(СФ).
Эти прогнозы Минфина оказались несколько выше прежних ориентиров, которые называла Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ранее глава ФАС Игорь Артемьев говорил, что цена на бензин в РФ из-за повышения акцизов вырастет на 2-3%.
По его словам, акцизы прямо транслируются в цену. "Поскольку сегодня существуют ограничения по платежеспособному спросу, то большого роста не будет", - подчеркивал он.
А в Минэнерго есть третий вариант прогнозов. По словам замминистра энергетики Кирилла Молодцова, в ведомстве не ожидают в текущем году роста цен на бензин выше 10%. "В течение года до 10% или даже ниже", - говорил замминистра.
Напомним, правительство РФ еще 16 февраля внесло на рассмотрение Госдумы проект закона о повышении с 1 апреля 2016 года стоимости акцизов на бензин и дизельное топливо. Как следует из пояснительной записки к документу, с 1 апреля 2016 года будут повышены ставки акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо и средние дистилляты. В частности, ставка акциза на автомобильный бензин повышается на 2 руб. в расчете на 1 л бензина. Акциз на автомобильный бензин 5-го класса, действующий с 1 апреля по 31 декабря 2016 года, составит, таким образом, около 10 тыс. руб. за 1 т против прежних 7,5 тыс. руб. за тонну. Увеличится также ставка акциза на дизельное топливо. Ее предлагается повысить с 1 апреля на 1 руб. в расчете на 1 л дизельного топлива.
По оценке самого Минфина, новшество позволит привлечь в бюджет дополнительные средства. "В результате изменений, предлагаемых законопроектом, дополнительные доходы консолидированного бюджета РФ от акцизов составят 89,3 млрд руб., в том числе в течение 2016 года (без учета начислений за декабрь, которые будут выплачены в январе 2017 года) - 75,4 млрд руб.", - говорится в пояснительной записке.
Ранее в Минфине обещали, что повышение акцизов не приведет к росту цен на топливо. "Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения", - цитировало РИА Новости слова главы Минфина Антона Силуанова.
Стоит также отметить, что в этом году по предложению Минфина акцизы на топливо уже повышались: с 1 января ставка на бензин Евро-5 выросла на 36,1%, или на 2 руб. - до 7,53 руб. за литр, а на дизтопливо - на 20,3%, до 4,15 руб. за литр. К слову, последний раз дважды за один год акциз повышался в 2013 году.
Сегодня повышение акцизов происходит на фоне сжатия потребительской активности населения и связанного с этим падения розничной торговли. Так, по данным Росстата, в декабре 2015 года розничная торговля сократилась на 15,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отметим, в ноябре падение составило 13,1% по сравнению с ноябрем 2014 года. По итогам же 2013 года оборот розничной торговли рос почти на 4%. И вряд ли эта тенденция изменится в скором времени. Так, согласно данным социологических опросов, большинство россиян от 2016 года ждут дальнейшего ухудшения ситуации в экономике страны (см. "НГ" от 08.02.16).
Присоединился к подобным безрадостным прогнозам и сам Минфин. Вчера министр финансов Антон Силуанов призвал готовиться к длительной перестройке экономики. "Ситуация носит долгосрочный характер. Мы видим, что таких отскоков с точки зрения улучшения платежного баланса, как это было в прошлые сложные моменты, мы не ожидаем. Поэтому мы готовимся к длительной работе в нынешних условиях", - сформулировал министр.
Прежний тезис Минфина о том, что повышение акцизов не отразится на росте цен, уже оспаривают в ЛУКОЙЛе. Ранее вице-президент ЛУКОЙЛа Владимир Некрасов сообщил о желании компании поднять цены на своих АЗС, чтобы "избежать нулевой экономики розничной сети". "Мы продаем на внутреннем рынке 15 млн т нефтепродуктов. В связи с повышением акциза с 1 января мы уже потеряли 30 млрд руб. При повышении акцизов с 1 апреля мы потеряем еще 30 млрд руб. В этом году мы ожидаем экономику розницы, близкой к нулю", - сказал он. По словам Некрасова, для сохранения рентабельности розничной сети цены на АЗС нужно поднять хотя бы на 2 руб.
"Любое повышение акциза приведет к росту цен на топливо. Любой налог перекладывается на плечи потребителя",
- напоминает президент "Российского топливного союза" Евгений Аркуша. Заявления чиновников о независимости розничных цен от повышения акцизов кажутся экспертам "НГ" безосновательными. "ЛУКОЙЛ уже объявил, что топливо подорожает на 2 руб. за литр, полагаю, аналогичное повышение предпримут и другие компании", - говорит начальник управления операций компании "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. "Повышение с 1 апреля акцизов на топливо может оказать значительное влияние не только на цены на бензин, но и на весь индекс потребительских цен. Так как акцизы являются одной из основных составляющих цен на бензин, подорожание топлива на АЗС под вопрос не ставится", - подчеркивает старший аналитик компании Forex club Алена Афанасьева.
Удорожание бензина ударит не только по автолюбителям, но и по транспортной системе.
"Не исключено повышение тарифов за грузоперевозки, которое с временным лагом в три-пять месяцев может вылиться в новый виток подорожания потребительских товаров: чем выше доля транспортных расходов в себестоимости продукции, тем чувствительнее они будут к повышению акцизов",
- считает аналитик. По мнению Афанасьевой, в 2013 году, когда акцизы на топливо также повышали дважды, цена на топливо выросла даже значительно выше акцизов. "На каждый рубль акцизного повышения топливо в рознице подорожало на 1,5 руб. В текущем году дизель может подорожать на 1,5 руб., а бензин - на 3 руб.", - предполагает аналитик.
Но есть и другие прогнозы. "Падение доходов населения препятствует повышению цен. В итоге обе стороны, спрос и предложение, оказываются "прижатыми к стенке". Покупатель не может платить больше, а продавец не может продавать себе в убыток", - полагает аналитик компании "Премьер" Илья Балакирев.
Резервы для повышения цен есть всегда - не соглашается руководитель отдела компании "Градиент Альфа" Виталий Цветков. "Я не верю, что падение доходов населения затормозило рост цен, и продавцы уже не могут повышать цены без риска сокращения сбыта. Это справедливо для товаров не первой необходимости, например, для недвижимости", - говорит он. В то время как товары массового спроса и первой необходимости, по мнению эксперта, продолжают дорожать.
Не стоит также забывать, что доля топлива в себестоимости продукции может варьироваться от 2 до 10%. "Скачка инфляции во втором квартале вряд ли удастся избежать", - предполагает Афанасьева. При подорожании топлива на 5-10% прирост к уровню инфляции по итогам года может составить 0,5-1,1%, считает Ващенко.
Вчера же Росстат обнародовал данные по росту цен на бензин в январе 2016 года. Так, цены производителей на автомобильный бензин в РФ в январе упали на 10%. Розничные потребительские цены на бензин в России за тот же период снизились лишь на 0,4%. В целом же по итогам 2015 года, согласно Росстату, цены производителей на бензин выросли на 6,6%, а потребительские - на 4,8%.
Фото: komionline.ru