Недовольные системой "Платон" дальнобойщики, по данным "Независимой газеты", перенесли общероссийский съезд с конца февраля на начало апреля. Тогда же будет и объявлено о создании единой организации перевозчиков и названо имя лидера. В то же время начатую ими 20 февраля забастовку упорно обходят вниманием и власти, и СМИ.
Из медиапространства протест "антиплатоновских" дальнобойщиков, видимо, окончательно вытеснила еще одна тема о негативных для перевозчиков последствиях политических решений - взаимные транзитные запреты Польши, Украины и России. Впрочем, и она постепенно сходит на нет, но о забастовках против "Платона" по-прежнему почти ничего не слышно.
Однако это вовсе не означает, что они не проводятся. По словам одного из координаторов протеста Андрея Бажутина, в акциях, которые закончатся 1 марта, участвуют водители как минимум из 43 регионов РФ. В некоторых областях у них получается выстроить собственные лагеря, как в Химках: "Добавилась базы в Москве, Мурманске, Нижнем Новгороде, Петербурге, Вологде, Рязани, Тюмени - городов, в общем, много". Но все они сталкиваются с определенными сложностями.
Во-первых, информационная блокада. Публикациями отмечаются разве что региональные электронные издания. Второй канал связи с общественностью - независимые профсоюзы, размещающие статьи на своих сайтах. По словам руководителя Центра экономических и политических реформ Николая Миронова, ситуацию действительно омрачает отсутствие доступа к экрану и "большим" печатным изданиям. Как результат - движение в глазах россиян маргинализуется.
Во-вторых, тяжело обстоит дело с финансами. Забастовка наносит два удара по карманам перевозчиков. С одной стороны, речь идет об упущенной выгоде от заказов, с другой - нужно еще и самому вкладываться. По словам Бажутина, химкинский лагерь спонсируется через денежные переводы от граждан, а регионы находятся на самообеспечении. На вопрос о том, что будут делать водители, если деньги кончатся, Бажутин ответил: "Мы пока рассчитали свои силы до 1 марта, потом будем делать работу над ошибками и думать над дальнейшими шагами".
В-третьих, на дальнобойщиков давят силовики. По словам Бажутина, водители ни к чему не призывают, стоят на парковках с российскими триколорами и табличками на тематику "Платона", но органы правопорядка реагируют жестко - эвакуаторами и срывом флагов с объяснениями в духе "символика используется не по назначению". В Рязани, рассказывает координатор, используются местные ЧОПы.
В-четвертых, существует риск раскола движения, в котором перевозчики винят власти РФ. Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович заявил о решении заморозить тарифы "Платона" до октября этого года. Изначально планировалось увеличение с 1 марта в два раза - с 1,53 руб. до 3,6. Новость об этом пробовали преподать как уступку, говорит Бажутин, но это не так: "Уступка - это как минимум мораторий на какой-то срок - с созданием рабочей группы и обсуждением проблем".
Если бы тарифы подняли, то к забастовкам присоединилось бы большее число недовольных ситуацией.
"У нас только за декабрь было принято столько всяких законов и актов, что с ума сойдешь, - продолжает Бажутин. - Столько всего напридумывали, что мы тут сами не успевали все это изучать".
Все эти факторы, к которым можно прибавить и еще несколько менее значимых, в сумме сильно бьют по протестному движению. Оно как бы переходит в некую виртуальную плоскость. А вот дальше возможны разные варианты. Миронов, например, видит по крайней мере два.
Первый - это планомерное успокоение недовольных. Власти игнорируют дальнобойщиков, СМИ не пишут, а общество не видит и не слышит: протест, который не может ни протекать в рамках закона, ни выйти за эти рамки, попросту затихает.
Второй вариант - протест радикализуется, перевозчики сплачиваются, создают свою организацию и находят лидера. Более того, чисто профессиональное движение может примкнуть к некоей общей протестной кампании. Сами дальнобойщики, кстати, уже предприняли первые шаги в этом направлении - дополнили требование об отмене "Платона" отказом от платы за капремонт, мораторием на повышение тарифов ЖКХ на два года, а также возвращением льготного проезда для пенсионеров и инвалидов.
Главой такого движения, считает Миронов, мог бы стать или кто-то из политиков, или представитель самих дальнобойщиков (либо же гражданских активистов). Но появление "выдвиженца из народа" маловероятно: водители, подчеркивает политолог, стоят "каждый сам за себя".
Впрочем, тут можно и возразить, ведь ранее дальнобойщики подчеркивали, что с политиками, которые пробовали набрать баллы на протесте, им не по пути. Поэтому перевозчики решили справляться своими силами, запланировав на конец февраля общий съезд в Москве и анонсировав создание всероссийской организации. Однако в итоге мероприятие перенесли на начало апреля. Причина - организационные сложности.
Вместо съезда прошла так называемая встреча регионов, на которой как раз и были определены некоторые организационные моменты. Появилась и конкретика: рабочее название организации - "Всероссийская ассоциация перевозчиков". Впрочем, говорит Бажутин, оно может измениться к апрелю. Тогда же будет выбран и лидер ассоциации.
Помимо противников есть у дальнобойщиков и союзники. Поддержку им оказывают Конфедерация труда России, Профсоюз работников IT, межрегиональный профсоюз "Рабочая ассоциация", другие общественные и профессиональные организации, а также блогеры и юристы. Все - на безвозмездной основе.
Очевидно, что этого для успехов пока мало. Так, расширение требований и, следовательно, большая часть политизации изначально профессионального протеста может способствовать лишь его маргинализации. Поэтому реальный шанс дальнобойщиков - в дальнейшем ухудшении экономической ситуации и возможном росте общей социальной напряженности.
Фото: АвтоТрансИнфо