Изменения в системе расчета платы за проезд по российским дорогам вступят в силу уже 15 апреля. Как белорусским дальнобойщикам жить после этой даты, обсуждали во время круглого стола в офисе БАМАП. Все подробности - в материале ABW.BY.
Не успели белорусские перевозчики адаптироваться к одним дорожным реалиям в России, как им стремительно подкидывают новые. Нашумевшая система расчета "Платон" станет к ним менее лояльной. С ноября минувшего года белорусские тяжеловозы могли получать разовые маршрутные карты, которые оформлялись по упрощенной схеме. Такие разрешения стали панацеей для тех, кто еще не зарегистрировался в российской системе взимания платы. Достаточно было рассказать "платоновцам" о начальной и конечной точках маршрута, указать дату старта, госномер, а также номер свидетельства о регистрации ТС - и можно было смело везти груз в Россию без боязни получить штраф. По крайней мере в теории.
Однако уже с середины апреля эта схема станет недоступной для белорусов. Чуть больше месяца - и все, которые намерены прокладывать маршруты в Россию, будут обязаны зарегистрироваться в системе. Разовую маршрутную карту упразднят.
Нарушителей ждет штраф 5000 российских рублей либо 10.000 за повторную провинность. Пока в системе насчитывается более шести тысяч владельцев 12-тонных машин из Беларуси. Но это далеко не все наши дальнобойщики.
Чтобы минимизировать количество потенциальных штрафников и недовольных, БАМАП совместно с представителями "Платона" организовала в своем офисе круглый стол. На него позвали перевозчиков со всей республики, чтобы обсудить острые моменты, касающиеся российской системы расчета.
Первым делом собравшихся специалистов "обрадовали" той самой отменой разовых маршрутных карт. Коммерческий директор ООО "РТ-Инвест Транспортные системы" (проще говоря, компании-оператора системы "Платон") Антон Замков пояснил, что дело в слишком большом количестве иностранных машин, которые колесили по России с минимумом информации о себе.
"Это порядка 60 тысяч грузовиков, о которых мы не знали абсолютно ничего. Естественно, Министерство транспорта поняло, что такая процедура (проезд по разовым маршрутным картам - Прим. abw.by) противоречит правилам взимания платы, утвержденным правительством. Поэтому мы с 15 апреля закроем сервис разовых маршрутных карт. Единственная возможность оформления маршрутных карт - это полная регистрация в системе. Либо на сайте platon.ru, либо в офисе. Иначе вы просто зависнете на границе", - предупредил Замков присутствующих.
Нововведения коснутся и стандартных маршрутных карт. Если сейчас они действуют на протяжении 30 дней, то с 15 апреля период их работы сократится до семи суток.
На это "платоновцы" пошли, изучив статистику и обращения пользователей. Среднее время использования маршрутных карт не превышает недели, а чаще всего они нужны и вовсе 1-3 дня. По задумке оператора сокращенный срок действия поможет также тем, кто часто вынужден менять маршрут. Таким перевозчикам проще купить несколько "коротких" карт, что позволит корректировать их только на часть пути, а не на всю дорогу из пункта А в пункт Б. Деньги при этом должны мгновенно вернуться на счет.
"Если на полпути вы решите отменить "длинную" карту и купить только на пройденный участок, то для ГИБДД это сигнал о том, что маршрут не оплачен. А это штраф, - снова "обрадовал" перевозчиков коммерческий директор компании-оператора. - Поэтому наша рекомендация - не надо ехать по карте Минск - Новосибирск. Лучше Минск - Москва, Москва - Нижний Новгород, Нижний Новгород - Екатеринбург, Екатеринбург - Новосибирск. Так проще отменять и регистрировать карты. Плюс всегда можно в семь дней вложиться".
Как известно, из-за недостатка бортовых устройств на старте "Платона" российские дальнобойщики бурно негодовали. У белорусов такой проблемы быть не должно. Уже сейчас устройствами системы оснащено около тысячи большегрузов из Беларуси. В скором времени необходимое количество приборов будет завезено в ближайшие к Беларуси офисы в Смоленске и Брянске.
После уточнения ряда технических моментов, например, как платить и где находятся ближайшие офисы (к слову, эту информацию можно найти на сайте оператора), наступило время наиболее животрепещущих вопросов круглого стола. Ведь перевозчики собрались в первую очередь ради возможности услышать ответы на них от представителя "Платона". Проблемы на старте дискуссии обсуждались чуть ли не хором - никто не успевал представляться. Получился "клуб анонимных перевозчиков", который всерьез озадачился темой оборудования: "Мы уже давно зарегистрировались в Смоленске, а толку?", "Когда мы получим бортовые устройства?", "Давайте составим списки по количеству устройств!".
Коммерческий директор едва успевал вставлять ответы: "В течение недели устройства будут, пускай подсчетом их количества займется БАМАП". В шумный разговор незамедлительно вмешался заместитель гендиректора ассоциации Николай Верховец:
- Сегодня каждый перевозчик работает со смоленским офисом по электронной почте. Все, кто присутствуют в зале, готовы сбросить туда свою информацию:
- Она уже там! - перебил женский голос со стороны перевозчиков.
- Тогда следующий вопрос, - продолжил Верховец. - Есть ли человек, который способен посчитать все белорусские компании, нуждающиеся в бортовых устройствах?
- Да, такой есть, - спокойно ответил представитель "Платона".
- Тогда вы или давайте указание, либо укажите нам должностное лицо в Смоленске, с которым можно работать по этому вопросу, - предложил заместитель гендиректора БАМАП.
- Запишите адрес моей почты. Мне нужен один человек:
- В Смоленске?
- Нет, давайте:
- Я бы не хотел, чтобы появлялось какое-то звено, - Верховец добавил жесткости в голосе. - Пускай компании постепенно скидывают заявки в Смоленск. А кто их обработает? Хочется, чтобы сотрудник там работал, закатав рукава:
- Ну хорошо, тогда так и договоримся: - коммерческий директор компании-оператора "Платона", похоже, обрадовался, что погасил потенциальный конфликт.
Через пять минут дискуссия пошла в более размеренном ключе. Однако тон вопросов от перевозчиков в адрес представителя "Платона" мягче не стал. Уйти от темы бортовых устройств было непросто:
- Я звонила в офис. Там сказали, что устройства будут только в апреле. Вы говорите, что в течение недели. Так когда? - женщина из задних рядов зала явно волновалась за будущее бизнеса.
- Я коммерческий директор компании и знаю лучше, чем любой простой сотрудник, которого вы спросите, - отрезал Антон Замков, но вскоре добавил: - В течение недели устройства будут в Смоленске. Вам позвонят.
Те, у кого устройства уже есть, сообщили об ошибках в работе. Подробно недочеты описал Семен Новожилов из компании "Санта Импэкс Брест":
"На первых порах возникали проблемы с доступом к сайту. Сейчас такого уже практически нет. Единственное - индикатор денежного счетчика горит красным, хотя средства есть. Это вводит водителей в заблуждение.
Приходится их убеждать, что можно ехать дальше. Обращаться за помощью через личный кабинет на сайте смысла нет. Там как будто робот отвечает - одни общие фразы. Хорошо, что мы нашли помощника в компании, дублируем все обращения ему. А в одиночку разобраться тяжело. Плохо, что нет возможности осуществлять постоплату. Баланс иногда может застать врасплох. Чтобы оплачивать дорогу каждой машине, нашей компании пришлось найти специального человека".
Коммерческий директор, выслушав историю с негаснущим индикатором, пообещал взять ситуацию на личный контроль. На "глюки" сайта пожаловались и представители ОДО "Кристаллтранс" - в их личном кабинете почему-то постоянно высвечивается требование погасить задолженность, что не соответствует действительности. Антон Замков обещал разобраться в ситуации. Но особый интерес у представителя "Платона" вызвал вопрос о перегонных машинах.
"Мы берем МАЗы и гоняем их в Россию. Естественно, официально, через фирму. Раньше были разовые маршрутные карты. Сейчас надо перегнать десять машин, но даже одна не регистрируется. Как быть?" - попытался узнать Виталий Скибарко из "Яровит-Техснаб".
Замков поблагодарил перевозчика за нестандартный случай и предположил, что специально для таких ситуаций разовые маршрутные карты, возможно, все-таки останутся.
К слову, уже после окончания круглого стола автор самого оригинального вопроса поделился с корреспондентом abw.by мнением о том, как белорусские перевозчики восприняли "Платон".
"Мы толерантный народ, привыкли подчиняться. Что мы можем противопоставить? Ничего. У нас уже ввели систему оплаты. Мы это прошли. Потом ввела Россия. Да, с одной стороны, для перевозчиков это плохо: подорожали перевозки, это отражается на расходах. Но что делать? Перевозим", - резюмировал Виталий.
К слову, похожие по настрою реплики звучали и во время небольшого интервью заместителя гендиректора БАМАП Николая Верховца:
- В самом начале перевозчики чаще всего говорили о том, что электронная база не реагирует на оформление документов и проведение платежа. С течением времени таких обращений стало меньше. Но есть другие тонкости - как действовать при замене транспортного средства, как частично использовать заявленную маршрутную карту и т.д. Эти проблемы не были подняты в исходных нормативных документах. Сейчас компания-оператор занимается проработкой данных вопросов.
- Как "Платон" отразится на наших перевозчиках?
- В первую очередь это дополнительная финансовая нагрузка. Она никому не нужна. Но если есть какие-то правила проезда по территории иностранного государства, то их надо выполнять. От этого никуда не деться. Точно так же мы работаем с поляками, немцами, французами и т.д. Российские перевозчики, проезжая по нашей территории, тоже вынуждены платить за пользование определенными участками дорог Республики Беларуси. Поэтому остается просто смириться, - констатировал замгендиректора БАМАП.
"Смирились и перевозим" - похоже, вот девиз белорусских дальнобойщиков. В конце концов, затихли же споры вокруг BelToll. Значит, и "Платон" просто станет еще одной реальностью для тех, кто возит грузы в Россию.
Фото: abw.by
ABW.BY