Осталось меньше месяца до вступления в силу закона о повышении акцизов на бензин и дизельное топливо, стремительно принятого депутатами в первом же чтении. "Реальное время" побеседовало с экспертами и выяснило, как сильно разнятся их прогнозы роста цен на топливо на 2016 год с данными Минфина РФ, когда стоимость бензина может преодолеть психологически важную отметку в 40 рублей и какими еще способами можно было пополнить государственный бюджет.
Второе повышение ставок за три месяца
Закон о повышении ставок акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 апреля был подписан Владимиром Путиным в феврале 2016 года. Отметим, что это стало вторым повышением акцизов на топливо за год. С 1 января ставка на бензин "Евро-5" выросла на 36,1%, или на 2 рубля, до 7,53 рубля за литр, на дизельное топливо - на 20,3% до 4,15 рубля за литр. В последний раз схожая ситуация складывалась в 2013 году, когда акцизы были увеличены сначала в январе, а затем в июле.
Согласно принятой поправке в Налоговый кодекс, с 1 апреля 2016 года повышение акцизов на бензин 5-го класса произойдет с 7 530 рублей до 10 130 рублей за 1 тонну, на дизельное топливо - с 4 159 до 5 293 рублей за 1 тонну. Акцизы на бензин, не соответствующий 5-му классу, и прямогонный бензин вырастут с 10 500 до 13 100 рублей за 1 тонну. Таким образом, рост составит от 25 до 35%. Принятое решение неизбежно приведет к росту цен. Однако
эксперты Министерства финансов РФ полагают, что в результате повышения ставок розничные цены на бензин могут вырасти на 6-7%.
Розничные продавцы бензина упорно хранят молчание, а вот эксперты рынка, мягко говоря, не соглашаются с прогнозами ведомства.
Минфин РФ "поскромничал" в своих прогнозах цен на бензин?
По данным аналитической компании Thomson Reuters KORTES, средняя розничная стоимость бензина марки АИ-92/93 в РФ в феврале 2016 года составила 33,95 руб./л, при этом цена выросла на 4,6% относительно января 2015 года. Для сравнения, средняя спот-цена (биржевая цена в настоящий момент) бензина марки АИ-92/93 в России составила 34 636 руб./т, а рост - 8,3% за тот же период. При этом, если выразить розничные цены в долларовом эквиваленте, то цены в феврале 2016 года снизились на 12,2% по отношению к январю прошлого года. По оценкам экспертов Thomson Reuters KORTES, ожидаемая инфляция за рассматриваемый период составит 14,97%. Таким образом, рост розничных цен будет ниже инфляции на 10,4%.
В свою очередь, ИК "Энергокапитал", ведущая работу над портфелем по нефтегазу и фьючерсам на топливо и бензин, также озвучила свой прогноз роста цен на бензин в 2016 году - по оценкам специалистов инвестиционной компании, Минфин РФ немного "поскромничал", озвучив цифру в 6,5-7%.
- Что касается влияния акциза на стоимость бензина, то стоит отметить, что в то время, как оценка роста цены на бензин вечно консервативного Министерства финансов колеблется в районе 6,5-7%, согласно нашему анализу, по итогам года мы увидим рост как минимум на 11%. В 2017 году цена на бензин уже перейдет психологически важную отметку в 40 рублей, - поделился Егор Гончарук. - В ЕС, где уровень экологического законодательства на порядок строже, чем в РФ, где отсутствуют значительные льготы для отрасли, стоимость бензина за последние два года снизилась на 25%, в то время как у нас за последние два года прослеживается обратная динамика.
"Доля налогов в цене бензина выросла с 33 до 37 - 39%"
Специалисты Thomson Reuters KORTES считают, что госрегулирование цен на нефтепродукты приемлемо лишь в том случае, если оно предполагает создание прозрачных "правил игры", направленных на сокращение сезонной волатильности. Однако в случае увеличения налоговой нагрузки на сектор, которая, даже по словам представителей ФАС, уже является чрезмерной, ответ для госрегулирования цен - однозначно "нет".
- Для сравнения, если очистить спот-цены от НДС и акциза, то с января 2015 года по февраль 2016 года цены сократились на 1,7%. Таким образом, доля налогов в спот-цене тонны бензина выросла с 33% в январе 2015 года до 37 -39% в январе - феврале 2016 года.
Последние инициативы по повышению акцизов на топливо несомненно скажутся на всех участниках рынка: на НПЗ, розничном секторе, потребителях.
Степень влияния будет определяться политикой регулирующих органов, - комментирует Thomson Reuters KORTES.
По оценкам экспертов, в долгосрочной перспективе стоимость бензина будет напрямую зависеть от динамики цен на нефть и нефтепродукты на зарубежных рынках, динамики курса рубля по отношению к доллару США. Также важную роль сыграет рост производства бензина и налоговое регулирование отрасли (экспортные пошлины, акцизы, НДПИ и т.д.).
"Повышение акциза диктуется не требованиями рынка и/или его регулированием, а отсутствием денег в бюджете"
Напомним, ранее в беседе с представителями СМИ источники в Минфине РФ объясняли необходимость принятия данного закона тем, что повышение ставок акцизов способно увеличить поступления в бюджет, который страдает из-за дефицита, вызванного низкими ценами на нефть. "Реальное время" поинтересовалось у экспертов, насколько эффективным может оказаться подобное решение.
Президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов отмечает, что внесение поправок в Налоговый кодекс РФ действительно способно "подлатать" бюджет, однако его общая оценка принятого закона исключительно негативная.
- Ситуация в стране неоднозначная, никто бы просто так не принимал такие законы. Проблемы есть в стране - к сожалению, не хватает денег в бюджете, надо его пополнять как-то. А акцизы - это же как раз поступления в бюджет, - прокомментировал Сулейманов. - Понятное дело, что все это ляжет на наши плечи. Я и себя причисляю к потребителям бензина вне зависимости от того, есть у меня заправка или нет. Заправки живут так же, как и любой магазин, как любое производство. Грустно это все, грустно. Оценка только негативная.
В свою очередь, аналитик отдела инвестиционного моделирования ИК "Энергокапитал" Егор Гончарук сообщает, что правительство "латает" бюджет не теми методами и не тем средством.
- Повышение акциза диктуется не требованиями рынка и/или его регулированием, а отсутствием денег в бюджете, который"успешно" расходуется на развитие экономики России путем строительства самых дорогих стадионов, транспортировки стройматериалов для Олимпиады на вертолетах и прощения долгов и/или кредитования половине мира, начиная Украиной и заканчивая африканскими и латиноамериканскими странами, - высказался Гончарук.
По словам спикера, схожая ситуация складывается практически во всех отраслях и сферах деятельности государства.
- "Платон" для дальнобойщиков, плата за капитальный ремонт для физ. лиц, акции для всех автовладельцев, существенный рост тарифов по электроэнергии и мощности для юридических лиц являются ответом на вопрос "Кто виноват в трехлетней рецессии?". Нам надо либо выбирать нужные инструменты для формирования дополнительных доходов (например, налог на роскошь), либо изменять вектор налогообложения (к примеру, с предоставлением дополнительных льгот для компаний с высокой инвестиционной активностью), - подытожил аналитик отдела инвестиционного моделирования ИК "Энергокапитал".
Опережающее подорожание бензина
Отметим, что рост стоимости бензина в Поволжье был отмечен еще до вступления поправок в законную силу. Правда, пока это повышение можно назвать символическим. По данным аналитической службы "Реального времени", цены на бензин успели вырасти буквально за одну мартовскую неделю. Так, розничная стоимость марки АИ-92 с 9 по 14 марта в среднем увеличилась на 10 копеек - до 32,93 рубля за литр. Бензин марки АИ-95 подорожал на 3 копейки - до 36,2 рубля за литр.
Данные о подорожании бензина, по крайней мере, марки АИ-92 фиксирует и официальная статистика. По данным Татарстанстата, средняя цена на нее с 9 по 14 марта выросла на 25 копеек, до 32,80 рубля.
Фото: ndn.info